Анализ творчества Левитана: критика о картинах, отзывы о произведениях

Анализ творчества Левитана: критика о картинах, отзывы о произведениях
«После дождя. Плес».
И. Левитан

Исаак Левитан — вылающийся русских художник-пейзажист, автор множества гениальных картин.

В этой статье представлен анализ творчества Левитана: критика о картинах, отзывы о произведениях.

 

 

Анализ творчества Левитана

А. Бенуа о творчестве И. Левитана:

«В первый раз Левитан обратил на себя внимание на Передвижной выставке 1901 г. <…> Появление «Тихой обители» произвело… удивительно яркое впечатление. Казалось, точно сняли ставни с окон, точно раскрыли их настежь, и струя свежего, душистого воздуха хлынула в спертое выставочное зало, где так гадко пахло от чрезмерного количества тулупов и смазных сапог.

…ясно было, что здесь Левитан сказал новое слово, запел новую чудную песнь, и эта песнь о давно знакомых вещах так по-новому очаровала, что самые вещи казались невиднными, только что открытыми. Они прямо поражали своей нетронутой, свежей поэзией. И сразу стало ясно еще и то, что здесь не «случайно удавшийся этюдик», но картина мастера и что отныне этот мастер должен быть одним из первых среди всех. <…>

…высшее искусство не поддается определению словами. Оно остается тайной… …вся поэзия Левитана, в чем, в сущности, она заключается? Повседневные, почти убогие, жалкие темы; большая дорога, лесок, весна, талый снег — разве не писалось все это и до него, не будет ли писаться до бесконечности, до полного пресыщения?

Мало ли у нас было правдивых художников за последние 20 лет, мало ли непосредственных этюдов? Однако расстояние между Левитаном и другими огромное — цалая незаполнимая пропасть. Левитан — истина, то, что именно нужно, то, что именно любишь, то, что дороже всего на свете. Все другие только подделывались под истину или оставались в пределах дилетантизма, любительства. И другие так же любили русскую природу, как Левитан ее любил. <…>

Картины Левитана не виды местностей, не справочные документы, но сама русская природа с ее неизъяснимо тонким очарованием, тихая, скромная, милая русская природа. <…>

Левитан — художник русский, но не в том Левитан русский, что он… писал русские мотивы, а в том, что он понимал тайную прелесть русской природы, тайный ее смысл, понимал только это, зато так, как никто. <…>

Левитан, гениальный, широкий, здоровый и сильный поэт, — родной брат Кольцову, Тургеневу, Тютчеву. <…>

Он настоящий живописец. Один из немногих среди русских художников, Левитан умел наслаждаться кистью и краской, умел не только правильно, но и красиво писать. <…>

…он не закруглял своих штрихов, не зализывал своей живописи, не выписывал листочков и травинок, камешков и сучочков. Он давал одно только общее, в котором вся эта мелкота тонула и терялась, но это общее так верно, так метко… <…>

Он является самым ярким представителем простого, здорового реализма в противоположность направленской живописи передвижников.

На его чистых, скромных и благородных картинах очищался вкус русских художников. <…>

В истории русской живописи, пожалуй, и не найти мастера более независимого, более самобытного и самодовлеющего, нежели Левитан.»

(А. Бенуа «История русской живописи в XIX веке», переиздание книги 1902 г., изд-во «Республика», 1995 г.)

 

 

 

Б. В. Йогансон о творчестве И. Левитана:

«Левитан по своей натуре был необыкновенно отзывчивым, очень чутким, даже ранимым человеком, удивительно восприимчивой, поэтической натурой, которая впитывала в себя все прекрасное, все, что достойно быть отмечено талантом.<…>

Возьмем хотя бы такие шедевры, как «Ранняя весна» (1898, Русский музей) или «Весна — большая вода» (1897, Третьяковская галерея). Таких примеров можно привести десятки. <…>

Основою основ творчества Левитана является колорит, то есть особая способность художника, обладающего изощренным глазом, видеть не только переходы теплых тонов в холодные и обратно, что совершается непрерывно, но и передавать на холсте эту художественную правду природы. Если художник колорист, то он в состоянии все разнообразие переливов красочных сочетаний привести в единство. <…>

Глаз Левитана был настолько нежен, что малейшая фальшь или неточность в колорите были у него немыслимы. Эта высокая одаренность художника тончайшим «слухом живописи» позволяла ему в большей степени, чем его сверстникам, передавать тончайшие состояния природы. Его художественная скрипка пропела нам о незабываемых красотах скромной русской природы. <…>

Левитан, Серов, К. Коровин — эти три художника, очень близкие по своей художественной вере, по своему подходу к натуре, по своему методу выполнения художественного произведения и очень различные в то же время по темпераменту, по художественной индивидуальности, по почерку…»

(статья Б. В. Йогансона из книги И. А. Куратова «И, И. Левитан», 1970 г.)

Очерк о творчестве Левитана в журнале «Нива» (1908 г. №4):

«До 70-х годов… у художников наблюдалось какое-то безразличие к пейзажу. На когда появились полотна таких пейзажистов, как П. Соколов, К. Коровин и др. то пейзаж вошел в моду. В то время и Левитан начал глубоко заглядывал в душу русской природы. Было это потому, что Левитан вырос под серым русским небом, около тихих речек, около подернутых туманом полей…

Расстилался ли перед ним густой, полный таинственной мглы лес, вилась ли вдали от него дымящаяся речка, следил ли он за легкими облаками, бегущими по прозрачному небу, — все он воспринимал своим художественным оком. Пейзаж был слишком сроден поэтической и мечтательной натуре Левитана, чтобы он не старался с любовью передать его на полотне.

И вот могучий художник творит… свои прекрасные картины, отличающиеся какою-то таинственной задумчивостью и грустью.

В них он изображает мертвенно-сонные деревья, невидимо колеблющиеся в воздухе, мирные луга в тот момент, когда уже гаснет последний луч вечерней зари, когда на засыпающую землю спускается ночная тишина и все вокруг кажется как бы подернутым таинственной дымкой сумерек. Близко стоял Левитан к природе, он понимал и ценил ее красоты. <…>  Левитан — дитя русской природы.»
(очерк С. Шпицера, «Нива», 1908 г. №4)

Анализ творчества И. Левитана в книге «История русской живописи в 12 томах»:

«Не очень долгая жизнь Исаака Левитана (1860— 1900) насыщена таким накалом таланта, которого хватило бы не на одного художника.
Его картины притягивают, зачаровывают, создают сложнейшую гамму чувств и настроений у любого зрителя, как бы ни был он далек от живописи. В них — душа русской природы, душа самой Руси (недаром последнее произведение художник так и назвал: «Русь»). Работая в традициях реализма и состоя в Товариществе передвижных художественных выставок, Левитан поднялся выше борьбы идей, исповедуя только один принцип — принцип своего таланта.
Его часто называют Чеховым в живописи. Действительно, есть много общего и в судьбах, и в складе характера этих выдающихся личностей (недаром их связывала многолетняя дружба), и в той потрясающей глубине и тонкости душевных переживаний, свойственных их творчеству.»

(Майорова Н., Скоков Г., «История русской живописи в 12 томах. 90-е годы XIX века», том 8, 2006 г.)
Это был анализ творчества Левитана: критика и отзывы о картинах (произведениях).

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий