Описание картины «Февральская лазурь» Грабаря, материалы для сочинения

Описание картины "Февральская лазурь" Грабаря, материалы для сочинения
«Февральская лазурь».
И. Э. Грабарь

Игорь Эммануилович Грабарь — выдающийся русский художник, автор таких знаменитых полотен, как «Сентябрьский снег», «Февральская лазурь», «Мартовский снег» и др.

В этой статье представлено описание картины «Февральская лазурь» Грабаря: материалы для сочинения, анализ произведения.

 

 

 

Описание картины «Февральская лазурь» Грабаря

Картина «Февральская лазурь» была написана И. Грабарем в 1904 году. Работа выполнена маслом на холсте. Размер картины составляет 141 х 83 см.

Описание картины «Февральская лазурь» из книги «Жизнь и творчество Игоря Грабаря»:

«Написанные на пленэре* полотна Грабаря отличались особой глубиной пространства и своеобразным освещением, при этом их невозможно было упрекнуть в подражании французским мастерам. Его пейзажи жизнерадостны, пронизаны светом и говорят о необычайно эмоциональном восприятии природы.
Образцом творчества этого художника может служить выполненное плотным слоем мазков чистых цветов полотно «Февральская лазурь», которое критика назвала «величественным «портретом» березы».
Чтобы зритель смог бросить на будто бы излучающее свет дерево взгляд снизу вверх, Игорь Эммануилович вырыл для работы глубокую траншею в снегу. Там он писал, невзирая на жестокие морозы, рассказывая позднее о переполнявшей его радости от «перезвонов и перекликаний всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба», которая помогла ему создать обобщенный образ русской природы.» 
(*пленэр — работа над картиной при естественном свете в естественных условиях)
(В.Скляренко «Жизнь и творчество Игоря Грабаря»)

Описание картины «Февральская лазурь» из книги «История русской живописи в 12 томах»:
«И.Э. Грабарь (1871—1960) — выдающийся деятель русской культуры, известный и своими живописными полотнами, прежде всего в жанре пейзажа и натюрморта, и в не меньшей степени как архитектор, искусствовед, художественный критик и специалист по музейному делу. <…> К первым годам после возвращения в Россию относятся его чудесные «снежные» пейзажи: «Сентябрьский снег» (1903), «Февральская лазурь», «Мартовский снег» (оба — 1904).
Снег в разное время года, в разную погоду, при разном освещении — таков был объект внимания Грабаря-импрессиониста. Он вспоминал, как, работая над «Февральской лазурью», «…прорыл в глубоком снегу свыше метра толщиной траншею, в которой и поместился вместе с мольбертом для того, чтобы получить впечатление низкого горизонта и небесного зенита».
Однако эти пейзажи — не просто изображения снега, в них запечатлены состояния природы в целостном восприятии, проникнутые необыкновенно сильным ощущением свежести, чистоты, радостного ожидания, мгновенно передающиеся зрителю.»

(Майорова Н., Скоков Г. — История русской живописи в 12 томах. 10-е годы XX века (Том 10) — 2007)

 

Описание картины «Февральская лазурь» из книги «Автомонография Игоря Грабаря»:
«В 1900 году Грабарь возвратился в Россию, где начинается зрелый и самый плодотворный период его творчества… …в 1901-1908 годах он сосредоточил свое внимание почти исключительно на пейзажах и натюрмортах. Именно тогда им были созданы такие шедевры, как «Сентябрьский снег» (1903 г) и самые знаменитые полотна – «Февральская лазурь», «Мартовский снег» (обе картины — 1904 г.) и «Хризантемы» (1905 г.).
За короткий срок художник перешел от широкой, свободной пленэрной живописи, с ее тонкими цветовыми созвучиями и мастерской передачей мягкого рассеянного света, к программному и последовательному в русском искусстве использованию принципов разложения цвета – «дивизионизму», к фрагментарным композициям с живописью чистым цветом, без смешивания красок на палитре. Они наносятся на холст короткими ударами кисти, раздельными густыми мазками, образующими мозаику, которая своим цветом и фактурой дает нужный художнику оптический эффект на расстоянии.
Здесь нет четких контуров предметов, однородности больших пятен цвета — все его богатейшие градации перетекают одна в другую и дают общий мощный цветовой аккорд, ощущение вибрации воздуха, игры световых бликов, трепета жизни, движения.
Это эмоциональная живопись повышенной красочности, передающая полноту впечатлений от яркого зрелища красоты природы или почти фантастической по перекличкам игры рефлексов в интерьере. Богатство цвета своих натюрмортов Грабарь обычно связывает с особой у каждого из них цветовой доминантой.
Его образы были не только важной вехой, более того — целым этапом в развитии импрессионизма в русской живописи, они стали его классикой, одним из его неповторимых вариантов, — иным, чем у К.Коровина, В.Серова и других выдающихся современников И.Э.Грабаря.»
(вступление В.М.Володарского из «Автомонографии Игоря Грабаря»)

Описание картины на сайте Третьяковской галереи:

«Художник создавал картину под непосредственным впечатлением от натуры. Однажды он был потрясен видом, открывшимся снизу на верхушки берез:

«Когда я взглянул… я обомлел от открывшегося мне зрелища фантастической красоты. Какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба». 

Свое восхищение художник соединил с рационалистической манерой дивизионизма. Изображение строится из мелькающих рельефных мазков контрастных цветов, благодаря чему кажется, что верхушки берез вспыхивают оранжевым огнем на фоне ярко голубого неба, а стволы и поверхность снега сотканы из радужных оттенков. Вид снизу вверх позволяет увидеть как береза расправляет свои ветви–крылья и превращается, по словам художника, в «фантастическое дерево, дерево-сказку».»
(по материалам сайта Третьяковской галереи)

Это было описание картины «Февральская лазурь» Грабаря: материалы для сочинения, анализ произведения.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий