«Над вечным покоем». И. Левитан |
Картина «Над вечным покоем» принадлежит к числу самых известных работ выдающего русского художника И. Левитана.
В этой статье представлено описание картины «Над вечным покоем» Левитана: материалы для сочинения, история создания произведения.
Описание картины «Над вечным покоем» Левитана
Картина «Над вечным покоем» была написана Левитаном в 1894 году. Картины размером 150 х 206 см выполнена маслом на холсте. Полотно «Над вечным покоем» хранится в Третьяковской Галерее.
Описание картины «Над вечным покоем» из книги «История русской живописи«:
«…шедевр — «Над вечным покоем» (1894). Левитан считал эту картину своим главным произведением. «В ней я весь, — писал он Третьякову, — со всей своей психикой, со всем моим содержанием».
И в самом деле, в мировой пейзажной живописи очень мало картин, которые производили бы такое же сильное впечатление. Она буквально захватывает и пронзает душу. Маленькая церковь с кладбищем, застывшая высоко над величественным пространством воды и неба, медленно ворочающиеся грозовые тучи, тревожный и в то же время отрешенный свет… Бренность и вечность. Да, мы все умрем, но мы — часть этого величия, мы — в нем и оно — в нас; и поэтому мы — вечны!
Возможно, у кого-то возникнут перед этой картиной другие мысли и чувства. Ведь люди — разные, а в том-то и сила великих произведений искусства, что они пробуждают в каждом из нас самое сокровенное.»
(Майорова Н., Скоков Г., «История русской живописи в 12 томах. 90-е годы XIX века», том 8, 2006 г.)
История создания картины «Над вечным покоем» и ее описание из книги В. Петрова:
«В 1893-1894 годах Левитан работал над третьей, наиболее масштабной картиной своего «драматического цикла» — «Над вечным покоем» (1894), в которой его «мышление в образах» обрело почти натурфилософский, планетарный в своей сущности масштаб. <…>
Изобразив мыс с ветхой деревянной часовней и кладбищем на фоне матово-свинцовых вод уходящего в пустынную даль озера, над которым в сумрачном небе клубятся тяжелые темные тучи,
Левитан очень выразительно передал ощущение неуютности этого сурового пространства, малости изображенного им «островка времени» перед лицом вечной и «равнодушной» к человеку природы.
Картина позволяет понять, что чувствовал художник в моменты, когда его настигали приступы смертельной тоски и одиночества, о которых он писал Елене Карзинкиной:
«За лесом… серая вода и серые люди, серая жизнь, не нужно ничего… Все дон-кихонство, оно и благородно, ну а дальше что? Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут еще… Какой ужас, какой страх». <…>
В то же время чувство одиночества и бессилия в картине Левитана не оказывается подавляющим. Вместе с ним в ее образном строе живут и иные переживания художника, придавшие большому полотну… более надличный, философски-спокойный и мужественный эмоционально-образный смысл.Строга и ясна композиция полотна: высоко и величественно замечательно написанное небо, к которому возносит главу часовенка с теплящимся в оконце огоньком, привносящим в картину наряду с чувством одиночества и покоя могли «сердцечную мысль» художника о «свете, который тьма не объят», о вечной жажде тепла, веры, надежды, огонек которой вновь и вновь, из века в век, «как свеча от свечи» (Л. Н. Толстой), зажигают люди.
Не случайно художник, по воспоминаниям Кувшинниковой, просил ее во время работы над картиной играть ему на фортепиано траурный марш из «Героической симфонии» Бетховена, создавшего и «Оду к радости», и записавшего некогда на полях своих нот: «Жизнь есть трагедия! — Ура!».
Обобщив свои размышления о противоречиях реальности, избыв саморефлексию и тягостные переживания, в своих картинах середины 1890-х годов Левитан как бы возвращается в «просвет бытия»… В его искусстве словно рассеиваются тучи…»
(В. Петров, «Исаак Левитан», изд-во «Белый город», 2000 г.)
Описание картины «Над вечным покоем» на сайте Третьяковской Галереи:
«Образ русской природы, лишенной ярких красок и контрастов, наделен в этом пейзаже героическими чертами. Художник созерцает мир, словно с высоты птичьего полета. Перед его взглядом величественно разворачивается панорама природной стихии.
Тема таинственной непостижимости мира звучит в пейзаже торжественно и сурово. Разомкнутое вширь и ввысь пространство представлено в виде обобщенных плоскостей – воды и неба, написанных в одной цветовой тональности, что усиливает монументальное звучание картины. На вознесенном, разомкнутом ввысь и вширь небе словно нарастает некая борьба, столкновение.
Небесная драма не отражается в стальной чешуе воды. Небо и земля – части безликого космоса – отчуждены друг от друга. Лишь устремленный вперед утес с деревянной церквушкой – свидетельство присутствия в мире хрупкой, но исполненной веры души человека. Противостояние человеческого духа и бесконечности мироздания приобретает в картине эпический, вселенский масштаб.»
(сайт Третьяковской Галереи, статья о картине «Над вечным покоем»)
В этой статье представлено описание картины «Над вечным покоем» Левитана: материалы для сочинения, история создания произведения.