«Тихая обитель». И. Левитан |
«Тихая обитель» является одной из самых знаменитых картин выдающегося русского художника Исаака Левитана.
В этой статье представлено описание картины «Тихая обитель» Левитана: анализ произведения, материалы для сочинения.
Описание картины «Тихая обитель» Левитана: анализ произведения, материалы для сочинения
Картина «Тихая обитель» была написана И. Левитаном в 1890 году. Картина размером 87,5 × 108 см выполнена маслом на холсте. Полотно хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Что изображено на картине «Тихая обитель» Левитана?
В центре картины автор изобразил речку, через которую перекинут деревянный мост. На ближайшем берегу мы видим небольшой участок с зеленой травой и белыми полевыми цветами. На дальнем берегу в тени раскинулась зеленая поляна с белыми цветами и кустарниками.
От моста в глубь леса идет тропинка. В отличие от поляны, лес освещен солнцем. Сквозь зеленые деревья видны белокаменные стены монастыря. Над верхушками деревьев возвышаются зеленые и золотые купола.
А. Бенуа о картине «Тихая обитель»:
«В первый раз Левитан обратил на себя внимание на Передвижной выставке 1901 г. Он выставлялся и раньше, и даже несколько лет, но тогда не отличался от других наших пейзажистов, от их общей, серой и вялой массы.
Появление «Тихой обители» произвело, наоборот, удивительно яркое впечатление. Казалось, точно сняли ставни с окон, точно раскрыли их настежь, и струя свежего, душистого воздуха хлынула в спертое выставочное зало, где так гадко пахло от чрезмерного количества тулупов и смазных сапог.
Что могло быть проще этой картины? Летнее утро. Студеная полная река плавно огибает лесистый мысок. Через нее перекинут жиденьгий мост на жердочках. Из-за берез противоположного берега алеют в холодных, розовых лучах, на совершенно светлом небе, купола и колокольня небольшоого монастыря.
Мотив поэтичный, милый, изящный, но, в сущности, избитый. Мало ли было написано и раньше монастырей при розовом утреннем или вечерноем освещении? Мало ли прозрачных речек, березовых рощиц?
Однако ясно было, что здесь Левитан сказал новое слово, запел новую чудную песнь, и эта песнь о давно знакомых вещах так по-новому очаровала, что самые вещи казались невиднными, только что открытыми. Они прямо поражали своей нетронутой, свежей поэзией. И сразу стало ясно еще и то, что здесь не «случайно удавшийся этюдик», но катрина мастера и что отныне этот мастер должен быть одним из первых среди всех. В чем же был секрет прелести этой скромной картинки и откуда могло взяться убеждение в великом значении ее автора?
Ответить на этот вопрос трудно, так как высшее искусство не поддается определению словами. Оно остается тайной, звуком того колокола в андерсеновской сказке, благоваест которого доносится из ближайшего леса, но найти который не дано…
Да и вся поэзия Левитана, в чем, в сущности, она заключается? Повседневные, почти убогие, жалкие темы; большая дорога, лесок, весна, талый снег — разве не писалось все это и до него, не будет ли писаться до бесконечности, до полного пресыщения? Мало ли у нас было правдивых художников за последние 20 лет, мало ли непосредственных этюдов? Однако расстояние между Левитаном и другими огромное — цалая незаполнимая пропасть.
Левитан — истина, то, что именно нужно, то, что именно любишь, то, что дороже всего на свете. Все другие только подделывались под истину или оставались в пределах дилетантизма, любительства. И другие так же любили русскую природу, как Левитан ее любил. <…>
Картины Левитана не виды местностей, не справочные документы, но сама русская природа с ее неизъяснимо тонким очарованием, тихая, скромная, милая русская природа.»
(А. Бенуа «История русской живописи в XIX веке», переиздание книги 1902 г., изд-во «Республика», 1995 г.)
Описание картины «Тихая обитель» из книги В. Петрова «Исаак Левитан»:
«Одним из значительнейших полотен Левитана стала созданная вскоре после возвращения из первой заграничной поездки картина «Тихая обитель» (1890).
Сохранились свидетельства о том, что после ее появления на передвижной выставке 1891 года имя Левитана было «на устах всей интеллигентной Москвы». Люди приходили на выставку только для того, чтобы еще раз взглянуть на картину, говорившую что-то очень важное их сердцам, и благодарили художника за «блаженное настроение, сладкое душевное спокойствие, которое вызывал… этот тихий уголок, изолированный от всего мира и всех лицемерных наших дел».
«Тихая обитель» отнюдь не была «портретом» конктретной местности. Замысел ее возник еще в 1887 году, когда на Левитана произвело сильное впечатление поэтическое зрелище заката, осветившего алым светом главы и кресты Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода.
Основой же для изображения обители, по воспоминаниям Софьи Кувшинниковой, послужил монастырь близ Юрьевца на Волге. Тем не менее полотно отличается удивительной непосредстенностью чувства и воспроизведения «живой жизни». <…>
Соответствие переживаний, воплощенных в левитановских пейзажах, каким-то самым заветным чаяниям современной ему интеллигенции обусловило то, что понятие «пейзажа настроения» и его развитие в отечественном искусстве порой связывают почти исключительно с именем Левитана. Современники оставили немало признаний в том, что Левитан помог им увидеть родную землю.»
(книга В. Петрова «Исаак Левитан», изд-во «Белый город», 2000 г.)
Это было описание картины «Тихая обитель» Левитана: анализ произведения, материалы для сочинения.