Анализ легенды о Ларре из рассказа «Старуха Изергиль» Горького

Анализ легенды о Ларре из рассказа "Старуха Изергиль" Горького
Максим Горький.
Художник М. В. Нестеров

«Легенда о Ларре» является одним из центральных эпизодов рассказа «Старуха Изергиль».
В этой статье представлен анализ легенды о Ларре из рассказа «Старуха Изергиль» Горького: взгляд критиков на роль и значение легенды в произведении и т.д.

 

 

Анализ легенды о Ларре из рассказа «Старуха Изергиль» Горького

Р. В. Иванов-Разумник:

«Герои первых рассказов Горького — все эти Зобары, Радды, Ларры, Данко — крайние индивидуалисты, настолько крайние, что крайний индивидуализм их переходит в свою противоположность. Представители красоты, силы и свободы в человеке, они кончают тем, что пытаются захватить эту силу и свободу в свое единичное пользование, а семи остальным людям предоставить роль рабов, смиренно подставляющих шею под ярмо. …такой эгоизм есть в сущности анти-индивидуализм, хотя и пытается разукрасить себя звонкими погремушками ультра-индивидуализма. <…>

…Горький резко осуждает тот крайний индивидуализм, который сводится в конце концов в обожествлению только своего «я»: …Ларра гибнет сам от себя, гибнет от своей свободы и силы… Здесь Горький в своем индивидуализме соприкасается (хотя и поверхностно) с основным мотивом индивидуализма Достоевского… <…>

В «Старухе Изергиль» (1895 г.) Горький уже осуждает чрезмерность силы эгоистического одиночества, воплощая эту силу в сверх-человека Ларру, который гибнет от ужаса одиночества… В избытке силы Ларры — его слабость. Впрочем, Ларра — тип исключительный; вообще же, всякая сила, утверждающая свое «я», глубоко симпатична Горькому этого периода.»

(Р. В. Иванов-Разумник, «История русской общественной мысли. Девяностые годы», 1918 г.)

 

Н. К. Михайловский:

«Ларра (это имя, по объяснению старухи Изергиль, значит «отверженный, выкинутый вон»)… одинок в толпе соплеменников, но он не совершает подвига самопожертвования. Напротив… Ларра — сын орла и похищенной им женщины. Орел умер, его невольная жена вернулась к своему племени с 20-летним сыном, сильным, гордым и смелым красавцем, опять-таки в роде Зобара или Данка. Он сразу встал в дурные отношения к старейшинам племени, отказавшись им повиноваться и объявив, что «таких, как он, нет больше». <…>

…Данко, Ларра… <…> Мы видим в них … «жадность жить»… стремление к ничем не ограниченной свободе… фатальное одиночество и отверженность, причем не легко установить, — отверженные они или отвергнувшие… высокую самооценку и делание первенствовать, покорять… тяготение к чем-нибудь чрезвычайному, пусть даже невозможному, за чем должна последовать гибель… жажду наслаждения, соединенную с готовность как причинить страдание, так и принять его… неуловимость границы между наслаждением и страданием. <…>

…подвиг самопожертвования предоставлен Данку, а злодейские подвиги — Ларре; но, несмотря на эту разницу, и тот и другой являются нам в некотором ореоле гордой силы и красоты. <…>

…Ларре одиночество досталось в виде страшной кары… С другой стороны, Ларра далеко не сразу почувствовал боль и скорбь одиночества: он наслаждался им… и вернулся он к людям, потому, что его потянуло к страданию. <…>

Пусть Данко руководился жаждою первенства и власти, когда шел впереди своих людей из лесу, освещая им путь своим горящим сердцем, — но он вместе с тем сострадал этим людям, переживал их жизнь; следовательно, в его душе звенела, по крайней мере, одна лишняя струна по сравнению с Ларрой, который оказался неспособным переживать чужую жизнь и только дала «быть первым». <…>

(Н. К. Михайловский, «О г. Максиме Горьком и его героях», 1898 г.)

Это был анализ легенды о Ларре из рассказа «Старуха Изергиль» Горького: мнение критиков о роли и значении легенды в произведении и т.д. 

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий