Аннинька и Любинька в романе «Господа Головлевы»: образ, характеристика, судьба

Аннинька и Любинька в романе "Господа Головлевы": образ, характеристика, судьба
Аннинька в театре.
Художники Кукрыниксы

Аннинька и Любинька являются одними из центральных персонажей романа «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Анниньки и Любиньки в романе «Господа Головлевы»: судьба сестер, описание внешности и характера героинь.

Все материалы по роману «Господа Головлевы»
Все материалы по творчеству Салтыкова-Щедрина

 

 

Аннинька и Любинька в романе «Господа Головлевы»

Аннинька и Любинька являются внучками богатой и властной помещицы Арины Петровны Головлевой. Мать девочек, Анна Владимировна Головлева (дочь помещицы), умерла некоторое время назад:

«…две девушки, Аннинька и Любинька, – дочери покойной Анны Владимировны Улановой, той самой, которой некогда Арина Петровна «выбросила кусок».»

Аннинька и Любинька являются сестрами-близнецами:

«…с двумя дочерьми‑близнецами: Аннинькой и Любинькой.»

Полные имена героинь — Анна Семеновна и Любовь Семеновна Улановы:

«Погорелковская барышня, Анна Семеновна, приехала.»

«…бежала из Головлева с корнетом Улановым и повенчалась с ним.» (Уланов — фамилия отца)

Аннинька и Любинька — потомственные дворянки и помещицы. Сестрам принадлежит имение Погорелка, которое досталось им от покойной матери:

«Все‑таки. Вы – барышня. Теперь совершенные лета получили, имение свое есть – чего лучше!»

«…ехать в Погорелку, имение сирот, то самое, которое некогда представляло «кусок», выброшенный ею непочтительной дочери Анне Владимировне.»

Аннинька и Любинька — сироты. Отец бросил семью, когда девочкам было около 2 лет, а мать вскоре умерла. С тех пор воспитанием сироток занимается бабушка, Арина Петровна. Богатая, но скупая старуха считает своих детей и внучек обузой, кормит их прокисшей едой и т.д.:

«…деревнюшку в тридцать душ с упалую усадьбой, в которой изо всех окон дуло и не было ни одной живой половицы. Года через два молодые капитал прожили, и корнет неизвестно куда бежал, оставив Анну Владимировну с двумя дочерьми‑близнецами: Аннинькой и Любинькой. Затем и сама Анна Владимировна через три месяца скончалась, и Арина Петровна волей‑неволей должна была приютить круглых сирот у себя. Чту она и исполнила, поместив малюток во флигеле и приставив к ним кривую старуху Палашку.»

Точный возраст Анниньки и Любиньки в романе не указан. Вероятно, в начале романа девочкам около 7-10 лет. Во второй главе «По-родственному» сестрам, судя по всему, уже около 17-20 лет.
Аннинька и Любинька — образованные девушки. Они заканчивают институт для дворянок:

«Тут были и воспоминания об институте, в котором они воспитывались…»

Повзрослев, Аннинька и Любинька уезжают из деревни в город — в поисках лучшей жизни:

«…она не могла не заметить, что и с сиротами делается что‑то неладное. Они вдруг заскучали и опустили головы.»

«…робкая надежда с помощью институтских связей ухватиться за какую‑то нить и при ее пособии войти в светлое царство человеческой жизни. Над всей этой смутностью тем не менее господствовала одна щемящая и очень определенная мысль: во что бы ни стало уйти из постылой Погорелки. И вот в одно прекрасное утро Аннинька и Любинька объявили бабушке, что долее оставаться в Погорелке не могут и не хотят.»

Аннинька и Любинька становятся актрисами в театре в Харькове. Первое время девушки живут хорошо и получают приличное жалованье — по 75-100 рублей в месяц:

«Мы не в Москве, а в Харькове, поступили на сцену в театр, а летом по ярмаркам будем ездить. Я, Аннинька, в „Периколе“ дебютировала, а Любинька в „Анютиных глазках“. «

«Жалованья мне директор положил по сту рублей в месяц и бенефис в Харькове, а Любиньке по семидесяти пяти в месяц и бенефис летом, на ярмарке.» 

«…Любинька не могла ехать вместе с нею, потому что еще раньше законтрактовалась на весь Великий пост и вследствие этого отправилась в Ромны, Изюм, Кременчуг и проч., где ей предстояло давать концерты и пропеть весь каскадный репертуар.»

Став актрисами, Аннинька и Любинька вращаются в обществе богатых мужчин и становятся их содержанками:

«Кроме того, подарки бывают от офицеров и от адвокатов. Только адвокаты иногда фальшивые деньги дают, так нужно быть осторожной.»

«Вчера первый снег выпал, и мы с здешними адвокатами на тройках ездили…»

«И так почти каждый день проводим то с офицерами, то с адвокатами. Катаемся, в лучших ресторанах обедаем, ужинаем и ничего не платим.» 

«Прощайте, приехали наши кавалеры, опять на тройках кататься зовут.»

На афишах сестры печатаются под псевдонимами «девица Погорельская 1-ая» (то есть Аннинька) и «девица Погорельская 2-ая» (то есть Любинька):

«…что девица Погорельская 1‑я (так она печаталась в афишах)…»«…роль Ореста выполнила девица Погорельская 2‑я, то есть Любинька.»

Работая актрисами, Аннинька и Любинька ведут жизнь как в «помойной яме». По сути их жизнь очень похожа на жизнь женщин «непристойного поведения»:

«…отныне она только актриса жалкого провинциального театра и что положение русской актрисы очень недалеко отстоит от положения публичной женщины.»

«Воспоминание о пропитанных вонью гостиницах, об вечном гвалте, несущемся из общей столовой и из биллиардной, о нечесаных и немытых половых, об репетициях среди царствующих на сцене сумерек, среди полотняных, раскрашенных кулис, до которых дотронуться гнусно, на сквозном ветру, на сырости… Вот и только! А потом: офицеры, адвокаты, цинические речи, пустые бутылки, скатерти, залитые вином, облака дыма, и гвалт, гвалт, гвалт! И что они говорили ей! с каким цинизмом к ней прикасались!..»

«В сущности, «святое искусство» привело ее в помойную яму…»

Аннинька и Любинька — не особо талантливые актрисы. У них нет задатков для большого успеха, поэтому они всю жизнь играют одни и те же роли:

«…настоящих задатков она для успеха на столичной сцене не имела. И она и Любинька принадлежали к числу тех бойких, но не особенно даровитых актрис, которые всю жизнь играют одну и ту же роль.» 

«Анниньке удалась «Перикола», Любиньке – «Анютины глазки» и «Полковник старых времен». И затем, за что бы они ни принимались, – везде выходили «Периколы» и «Анютины глазки», а в большинстве случаев, пожалуй, и совсем ничего не выходило.»

Аннинька поет в опереттах, а Любинька из-за более слабого голоса играет в водевилях:

«…ей предложили занять опереточное амплуа на подмостках одного из провинциальных театров…» (об Анниньке)

«Нет, а жанр у сестры другой. У меня голос есть, я пою – это публике больше нравится, а у сестры голос послабее – она в водевилях играет.»

Аннинька в спектаклях выступает полуобнаженной, поет бесстыдные песни и т.д.:

«До сих пор она жила как во сне. Обнажалась в «Прекрасной Елене», являлась пьяною в «Периколе», пела всевозможные бесстыдства в «Отрывках из Герцогини Герольштейнской»…»

«А когда в третьем акте, в сцене ночного пробуждения, она встала с кушетки почти обнаженная…»

Спустя время сестры поселяются в городе Самоваров, где живут за счет богатых покровителей — Кречетова и Люлькина. Когда мужчин арестовывают, сестры тоже попадают под суд. После этого их репутация оказывается навсегда испорченной. Аннинька спивается и заболевает чахоткой:

«В ожидании суда их держали в Самоварном месяца четыре. Затем начался суд, на котором они, а в особенности Аннинька, выдержали целую пытку.»

«Измученные, истерзанные, подавленные общим презрением, сестры утратили всякую веру в свои силы, всякую надежду на просвет в будущем. Они похудели, опустились, струсили. И, к довершению всего, Аннинька, побывавши в школе Кукишева, приучилась пить.»

«Сверх того, она начала подозрительно кашлять: навстречу ей, видимо, шел какой‑то загадочный недуг…»

Из-за испорченной репутации Аннинька и Любинька теряют приличные роли в театре. Чтобы выжить, сестры зарабатывают деньги «непристойной работой»:

«Работы впереди уже не предвиделось…»

«К концу зимы сестры не имели ни покровителей «настоящих», ни «постоянного положения». Они еще держались кой‑как около театра, но о «Периколах» и «Полковниках старых времен» не было уж и речи.» 

«Следующее лето было ужасно. Мало‑помалу сестер начали возить по гостиницам к проезжающим господам, и на них установилась умеренная такса. Скандалы следовали за скандалами, побоища за побоищами, но сестры были живучи, как кошки, и все льнули, все желали жить.» 

В конце концов Аннинька и Любинька теряют надежду выбраться из нищеты и разврата:

«Совсем ничего не видится впереди, кроме позора, нищеты и улицы. Позор – дело привычки, его можно перенести, но нищету – никогда!» 

«Артистическая карьера девиц Погорельских кончилась.» 

«Ничего, кроме бесстыдства и наготы… вот в чем прошла вся жизнь! Неужели все это было?»

Любинька кончает жизнь самоубийством:

«В тот же день вечером Любинькин труп вывезли в поле и зарыли. Аннинька осталась жива.»

Больная чахоткой Аннинька приезжает в Головлево к дяде Иудушке, где, судя по всему, умирает:

«Вся я больна, ни одной косточки во мне не больной нет, а тут, как нарочно, холодище… Еду, да об одном только думаю: вот доберусь до Головлева, так хоть умру в тепле!»

«Умирать я приехала к вам, дядя!» 

«Бросились к Анниньке, но она лежала в постели в бессознательном положении, со всеми признаками горячки.» (судя по всему, речь идет о предсмертной горячке)

Аннинька и Любинька умирают в довольно молодом возрасте, как и их двоюродные братья — Петенька и Володенька (сыновья Иудушки), а также дяди Павел и Степан:

«Головлево – это сама смерть, злобная, пустоутробная; это смерть, вечно подстерегающая новую жертву. Двое дядей тут умерли; двое двоюродных братьев здесь получили «особенно тяжкие» раны, последствием которых была смерть; наконец, и Любинька… Хоть и кажется, что она умерла где‑то в Кречетове «по своим делам», но начало «особенно тяжких» ран несомненно положено здесь, в Головлеве. Все смерти, все отравы, все язвы – все идет отсюда.»

 

Характер Анниньки и Любиньки

В юности Аннинька была наивной, малокровной и несколько вялой девушкой. Повзрослев и став актрисой, она превращается в девушку с резкими и развязными манерами, которая «за словом в карман не полезет»:

«В течение короткой артистической карьеры Аннинька значительно выровнялась. Это была уже не прежняя наивная, малокровная и несколько вялая девушка, которая в Дубровине и в Погорелке, неуклюже покачиваясь и потихоньку попевая, ходила из комнаты в комнату, словно не зная, где найти себе место. Нет, это была девица вполне определившаяся, с резкими и даже развязными манерами, по первому взгляду на которую можно было без ошибки заключить, что она за словом в карман не полезет.»

Аннинька — проворная актриса с недурным голосом и красивой внешностью. Благодаря этому она имеет некоторый успех в провинциальных театрах:

«Вообще об Анниньке составилась репутация, что она актриса проворная, обладающая недурным голосом, а так как при этом у нее была красивая внешность, то в провинции она могла, пожалуй, делать сборы. Но и только. Заставить говорить об себе она не могла и никакой определенной физиономии не имела.» 

Аннинька — неглупая девушка:

«…как девушка неглупая, она отлично понимала…»

Аннинька — слабохарактерная, слабая девушка:

«Для людей слабохарактерных те внешние грани, которые обставляют жизнь, значительно облегчают бремя ее. В затруднительных случаях слабые люди инстинктивно жмутся к этим граням и находят в них для себя оправдание. Так именно поступила и Аннинька: она решилась как можно скорее уехать из Головлева…»

Аннинька — впечатлительная девушка:

«Как девушка впечатлительная, она очень быстро проникалась новыми ощущениями…» 

Любинька — более холодная девушка, а Аннинька — более нервная натура:

«Обе сестры нередко пробуждались от угара, но у Анниньки эти пробуждения сопровождались истериками, рыданиями, слезами и проходили быстрее. Любинька была холоднее по природе, а потому не плакала, не проклинала, а только упорно помнила, что она «подлая».»

«Любинька, впрочем, выглядела несколько бодрее, Аннинька же, как более нервная, совсем опустилась…»

Любинька — рассудительная девушка:

«Сверх того, Любинька была рассудительна…»



Внешность Анниньки и Любиньки

В романе «Господа Головлевы» автор описывает внешность только одной сестры — Анниньки. Учитывая, что сестры являются близняшками, то их внешность очень похожа. Таким образом о внешности Любиньки мы может судить по описанию ее сестры.

О внешности взрослой Анниньки известно следующее:

«Наружность ее тоже изменилась и довольно приятно поразила Порфирия Владимирыча. Перед ним явилась рослая и статная женщина с красивым румяным лицом, с высокою, хорошо развитою грудью, с серыми глазами навыкате и с отличнейшей пепельной косой, которая тяжело опускалась на затылок…»

«…явилась в столовую к чаю в великолепном шелковом платье, шумя треном и очень искусно маневрируя им среди стульев.»

«…возьми Анниньку за полненькую тальицу и прижми ее к своему сердцу…»

«…выскочила молодая женщина. Одета она была совсем не по сезону, в городское ватное пальто, больше для вида, нежели для тепла, отороченное барашком, и, видимо, закоченела.» 

«…и этом у нее была красивая внешность…»

Внешность Анниньки незадого до смерти, когда она спивается и болеет чахоткой:

«Действительно, это была Аннинька. Но она до такой степени изменилась, что почти не было возможности узнать ее. В Головлево явилась на этот раз уж не та красивая, бойкая и кипящая молодостью девушка, с румяным лицом, серыми глазами навыкате, с высокой грудью и тяжелой пепельной косой на голове, которая приезжала сюда вскоре после смерти Арины Петровны, а какое‑то слабое, тщедушное существо с впалой грудью, вдавленными щеками, с нездоровым румянцем, с вялыми телодвижениями, существо сутулое, почти сгорбленное. Даже великолепная ее коса выглядела как‑то мизерно, и только глаза, вследствие общей худобы лица, казались еще больше, нежели прежде, и горели лихорадочным блеском.»

Это был цитатный образ и характеристика Анниньки и Любиньки в романе «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина: судьба сестер, описание внешности и характера героинь.

Все материалы по роману «Господа Головлевы»
Все материалы по творчеству Салтыкова-Щедрина

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий