Критика о комедии «Ревизор» Гоголя, отзывы современников, рецензии

Критика о комедии "Ревизор" Гоголя, отзывы современников, рецензии
Городничий в комедии «Ревизор».
Художник Ю. Д. Коровин

Комедия Гоголя «Ревизор» в свое время была бурно встречена как читателями, так и критиками.

Отзывы современников о комедии были как остро-негативными, так и самыми восторженными. Одни критики ругали «Ревизора», а другие сразу признали в нем шедевр мировой литературы.
Ниже представлена критика о комедии «Ревизор» Гоголя: отзывы современников, рецензии таких известных личностей, как П. А. Вяземский, Ф. В. Булгарин, Ф. В. Одоевский, К. С. Аксаков и др.

— Краткое содержание комедии
— Все материалы по комедии «Ревизор»

Критика о комедии «Ревизор» Гоголя

П. А. Вяземский:

«…Мало было у нас подобных комедий: «Бригадир», «Недоросль», «Ябеда», «Горе от ума» — вот, кажется, верхушки сего тесного отделения литературы нашей. «Ревизор» занял место вслед за ними и стал выше некоторых из них. Комедия сия имела полный успех на сцене: общее внимание зрителей, рукоплескания, задушевный и единогласный хохот, вызов автора после двух первых представлений, жадность публики к последовавшим представлениям и, что всего важнее, живой отголосок ее, раздававшийся после в повсеместных разговорах, — ни в чем не было недостатка <…>

…Кто говорит, что коренная основа «Ревизора» неправдоподобна, что городничий не мог так легковерно вдаться в обман, а должен был потребовать подорожную и проч. Конечно, так; но автор в этом случае помнил более психологическую пословицу, чем полицейский порядок, и для комика, кажется, не ошибся. Он помнил, что у страха глаза велики, и на этом укрепил свою басню <…>

…Говорят, что в комедии Гоголя не видно ни одного умного человека; неправда: умен автор…»
(П. А. Вяземский, 1836 г.)

Ф. В. Булгарин:

«…городок автора «Ревизора» не русский городок, а малороссийский или белорусский: так незачем было и клепать на Россию…»
(Ф. В. Булгарин, 1836 г.)


О. И. Сенковский:


«…Перейдём к «Ревизору». Здесь прежде всего надобно приветствовать в его авторе нового комического писателя, с которым истинно можно поздравить русскую словесность. Первый опыт г. Гоголя вдруг обнаружил в нём необыкновенный дар комики, и ещё такой комики, которая обещает поставить его между отличнейшими в этом роде писателями <…>

…Красоты и пятна растут у него с одинаковою силою, до того, что он не производил ещё ничего забавнее и ничего грязнее последнего своего творения. Как можно навалить столько сору на столько чистого золота! <…>

…нам остаётся только радоваться великим достоинствам, которые обнаружил «Ревизор» в таланте его автора. Мы, наверное, не ошибёмся, сказав, что г. Гоголь наконец отыскал в «Ревизоре» своё природное назначение: его назначение — комедия. Он должен овладеть ею как своей собственностью <…>

…Чиновники города слишком легкомысленно уверяются в том, что Хлестаков есть тот самый ревизор, которого они ожидают: можно было довести их до этой уверенности с большею естественностью и большим правдоподобием, и в этом месте, самом слабом во всей комедии, г. Гоголь явно не выполнил даже своего анекдота…»  (О. И. Сенковский, 1836 г.)

В. Ф. Одоевский:

«…Русская литература оказала правительству и публике четыре услуги, а именно: “Недоросль”, “Ябеда”, “Горе от ума” и “Ревизор”…»

К. С. Аксаков:

«…Я уже читал «Ревизора»; читал раза четыре и потому говорю, что те, кто называет эту пьесу грубою и плоскою, не поняли её. Гоголь — истинный поэт; ведь в комическом и смешном есть также поэзия. <…>

…Я уверен, что, узнав и поняв Гоголя, Вы перемените об нем мнение и увидите, что он истинный поэт, что в нем есть глубокое чувство. Если он смеется над жизнию, над нелепостями, которые в ней встречает, то поверьте, что в это время на сердце у него тяжело, и он, смеясь над людьми, любит их и огорчается их недостатками. Многие из его повестей оттенены грустию, которая прямо из души вырывается…» (письмо К. С. Аксакова М.Г. Карташевской от 9 мая 1836 г.)

Статья в «Обозрении книг, вышедших в России в 1836 году»:

«…Первое место между комическими произведениями русской драматургии занимают комедии гг. Гоголя «Ревизор» и Загоскина «Недовольные» <…>

…Обе они имеют неоспоримые и важные достоинства, так что, может быть, после «Недоросля» и «Горя от ума» не выходило на русском языке ничего подобного. Надобно, впрочем, заметить, что в г. Гоголе меньше заметно наблюдательности, нежели в г. Загоскине: зато последний уступает первому в комизме и неподдельном юморе…» (неизвестный автор, статья в «Обозрении книг, вышедших в России в 1836 году», 1838 г.)

А. И. Лященко:

«Комедия «Ревизор» является чудным произведением не только потому, что в ней блестящим образом представлены типы провинциального чиновничества, но и развитием комического элемента. Это не пошлая мелодрама, не водевиль, в котором порок наказан; для полноты художественной необходимо было закончить комедию безнаказанным исчезновением Хлестакова, бывшего невольной причиной комического положения, в котором очутился городничий, его сослуживцы-приятели и семья.»
(А. И. Лященко, «Памяти Леонида Николаевича Майкова», СПб, 1902 г.)

Это была избранная критика о комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя: отзывы современников, рецензии современников о произведении.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий