Микаладзе в «Истории одного города»: образ, характеристика, описание

Микаладзе в "Истории одного города": образ, характеристика, описание
Микаладзе.
Художник Ю. Ворогушин

Ксаверий Георгиевич Микаладзе является одним из градоначальников города Глупов в романе «История одного города» Салтыкова-Щедрина.

Подробный рассказ о Микаладзе можно найти в главе «Эпоха увольнения от войн».

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Микаладзе в «Истории одного города»: описание персонажа в цитатах.

 

 

Характеристика Микаладзе в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина

Князь Ксаверий Георгиевич Микаладзе является градоначальником города Глупов с 1802 по 1806 гг. (по другой версии — по 1814 г.)

Микаладзе является потомком грузинской царицы Тамары:

«…потомок сладострастной княгини Тамары.»

«…градоначальником был назначен «черкашенин» Микаладзе…»

О внешности Микаладзе известно следующее:

«Имел обольстительную наружность…»

«Ходил всегда в расстегнутом сюртуке, из‑под которого заманчиво виднелась снежной белизны пикейная жилетка и отложные воротнички.»

Князь Микаладзе — офицер, но при этом он совсем не любит дисциплину:

«Будучи в военном чине, он не обращал внимания на форму, а о дисциплине отзывался даже с горечью.»

Микаладзе — улыбчивый, мягкий и кроткий человек:

«Охотно подавал подчиненным левую руку, охотно улыбался и не только не позволял себе ничего утверждать слишком резко, но даже любил, при докладах, употреблять выражения вроде: «Итак, вы изволили сказать» или: «Я имел уже честь доложить вам» и т. д.»

«…такие мероприятия, как рукопожатие, ласковая улыбка и вообще кроткое обращение…»

«Всё лаской‑с.»

Микаладзе покоряет сердца глуповцев своими изящными манерами:

«Новый градоначальник понял это и потому поставил себе задачею привлекать сердца исключительно посредством изящных манер.»

Микаладзе проявляет себя как либеральный правитель:

«Другой пример случился при Микаладзе, который хотя был сам либерал, но, по страстности своей натуры, а также по новости дела, не всегда мог воздерживаться от заушений. Во время его управления городом тридцать три философа были рассеяны по лицу земли за то, что «нелепым обычаем говорили: трудящийся да яст; нетрудящийся же да вкусит от плодов безделия своего».

Микаладзе первый из градоначальников обращается с глуповцами уважительно и без оскорблений («бесскверно»):

«…Микаладзе был первый в ряду глуповских градоначальников, который установил драгоценнейший из всех административных прецедентов – прецедент кроткого и бесскверного славословия.»

Микаладзе не занимается насильственным просвещением и не издает указов, как его предшественники. В результате такой политики глуповцы снова радуются жизни:

«1) просвещение и сопряженные с оным экзекуции временно прекратить, и 2) законов не издавать. Результаты были получены с первого же раза изумительные. Не прошло месяца, как уже шерсть, которою обросли глуповцы, вылиняла вся без остатка, и глуповцы начали стыдиться наготы. Спустя еще один месяц они перестали сосать лапу, а через полгода в Глупове после многих лет безмолвия состоялся первый хоровод…»

 

Градоначальник Микаладзе правит Глуповым мирно и плодотворно:

«Такими‑то мирными подвигами ознаменовал себя черкашенин Микаладзе. Как и всякое выражение истинно плодотворной деятельности, управление его не было ни громко, ни блестяще, не отличалось ни внешними завоеваниями, ни внутренними потрясениями, но оно отвечало потребности минуты и вполне достигало тех скромных целей, которые предположило себе.»

Микаладзе редко арестовывает глуповцев и, если наказывает их, то не слишком жестоко:

«…из рассказа летописца вовсе не видно, чтобы во время его градоначальствования производились частые аресты или чтоб кто‑нибудь был нещадно бит…»

Микаладзе иногда бьет граждан по ушам и щекам (то есть «заушенит» их):

«…не всегда мог воздерживаться от заушений.»

Микаладзе выгоняет из города 33 философов, которые выступают против тунеядства:

«Во время его управления городом тридцать три философа были рассеяны по лицу земли за то, что «нелепым обычаем говорили: трудящийся да яст; нетрудящийся же да вкусит от плодов безделия своего.»

Микаладзе не самый деятельный градоначальник, но его правление оказывается благотворным для Глупова:

«…Градоначальник этот важен не столько как прямой деятель, сколько как первый зачинатель на том мирном пути, по которому чуть‑чуть было не пошла глуповская цивилизация. Благотворная сила его действий была неуловима, ибо такие мероприятия, как рукопожатие, ласковая улыбка и вообще кроткое обращение, чувствуются лишь непосредственно и не оставляют ярких и видимых следов в истории.»

Микаладзе — страстный человек. Его главной слабостью являются женщины. Эта страсть в конце концов доводит его до преждевременной смерти:

«Страстный по природе, он с увлечением предавался дамскому обществу и в этой страсти нашел себе преждевременную гибель.»

«Одну имел слабость этот достойный правитель – это какое‑то неудержимое, почти горячечное стремление к женскому полу.»

Любвеобильный Микаладзе ведет изнеженную жизнь:

«…он, как Антоний в Египте, ведет исключительно изнеженную жизнь…»

За годы своего правления Микаладзе имеет множество любовных отношений с глуповскими женщинами. Но, судя по всему, глуповцы прощают ему этот недостаток:

«Много было от него порчи женам и девам глуповским», и этим как будто дает понять, что, и по его мнению, все‑таки было бы лучше, если б порчи не было. Но прямого негодования нигде и ни в чем не выказывается.»

При Микаладзе население Глупова увеличивается почти в 2 раза:

«…был столь охоч до женского пола, что увеличил глуповское народонаселение почти вдвое.»

Также при Микаладзе глуповцы от хорошей жизни приходят в «тучное состояние», то есть полнеют:

«…увидел жителей, предместником моим в тучное состояние приведенных…» (Беневоленский о правлении Микаладзе)

Микаладзе создает руководство для градоначальников о том, как выглядеть и вести себя:

«Оставил полезное по сему предмету руководство.»

«…желающие познакомиться с нею могут почерпнуть все нужное из прилагаемого сочинения: «О благовидной градоначальников наружности», написанного самим высокопоставленным автором.»

Микаладзе умирает от истощения сил в 1806 году (по другой версии — в 1814 г.):

«Микаладзе умер в 1806 году от истощения сил.»

«Умер в 1814 году от истощения сил.»

Это был цитатный образ и характеристика Микаладзе в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина, описание внешности и характера героя, его методов управления и т.д.
Все материалы по «Истории одного города»

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий