Мораль басни «Добрая Лисица» Крылова, анализ, суть, смысл

Мораль басни "Добрая Лисица" Крылова, анализ, суть, смысл
Портрет И. А. Крылова.
Художник И. Е. Эггинк

Басня «Добрая Лисица» Крылова была написана до 12 мая 1814 г. и впервые опубликована в журнале «Чтение в Беседе любителей русского слова» в 1815 г. (кн. XVII).

В этой статье представлены материалы о морали басни «Добрая Лисица» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

 

 

Мораль басни «Добрая Лисица» Крылова

Мораль басни «Добрая Лисица» заключается в том, что лицемерные люди нередко громче всех кричат о доброте и призывают к милосердию, но сами ничего хорошего не делают. Кроме того, они при первой возможности извлекают выгоду из чужой беды.

Басня напоминает о том, что настоящее добро нередко бывает молчаливо, а за громкими словами, напротив, часто ничего не стоит.

Сам Крылов поясняет мораль басни в ее последних строках:

«Кто добр поистине, не распложая слова,

В молчаньи тот добро творит;

А кто про доброту лишь в уши всем жужжит,

Тот часто только добр на счет другого,

Затем, что в этом нет убытка никакого.

На деле же почти такие люди все — 

Сродни моей Лисе.»

По мнению педагога Д. И. Тихомирова, мораль басни заключается в следующем:

«Каждому получше хочется жить, и всяк добра себе ищет… <…> Естественно заботиться о себе, но следует думать и о других и не только желать, но и делать добро всем, особенно же обездоленным и беспомощным. Иные принимают на себя только личину доброты, они добры лишь на словах, на деле же холодные и злые себялюбцы… («Добрая Лисица»).» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

Поэт И. И. Хемницер поясняет суть и смысл басни таким образом:

«Здесь Лисица представляет уже не льстеца, не взяточника, а злого лицемера, который, чтобы выказать свою мнению добродетель, готов на площади проповедывать о помощи ближнему, о сострадании к сиротам, а только попадись какие-либо сироты ему в руку, под его опеку, так он сам же оберет их до последней ниточки…» (Хемницер И. И., «Басни, избранные из Хемницера и Крылова, с применением смысла каждой басни к быту простого народа…», ред. В. Золотов, СПб, т-во «Обществ. польза», 1878 г.)

Авторы книги «50 басен И. А. Крылова» комментируют эту басню так:

«После предателя нет человека презреннее лицемера. Как на образец низости указывают обыкновенно на Иуду, который предал Христа… 

Лицемеров, то есть людей жестоких, бессердечных, в личине святоши и «благодетелей», Крылов рисовал не раз. Приведем его басни: «Добрая лисица», «Кошка и Соловей», «Туча», «Мирон»… Если вдуматься в эти басни, то они много помогут пооглядеться да разузнать людей.» (книга «50 басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)

Педагог В. И. Водовозов считает эту басню очень полезной для детей:

«К лицемерию во всех его видах следует с ранних лет внушить полное отвращение… …Порок лицемерия выставлен в рассказе о Доброй Лисице. Этот рассказ полезен и тем, что знакомит детей с разнообразным, птичьим миром: кукушка, жаворонок, горлинка, ласточка и соловей — вот сколько предметов для объяснения! Нам могут заметить, что… зло, в ней выставленное, слишком утонченно, и его знание… предполагает большой опыт жизни. Но басню и не нужно объяснять в той полноте, в какой она может быть применена к жизни: разлад слова с делом находим в значительной мере уже в детском быту, и против этого коренного зла следует более всего вооружиться.» (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)

И. В. Сергеев считает, что в этой басне Крылов осуждает лицемерие властей по отношению к жертвам Отечественной войны 1812 года:

«Война закончилась победой, и, забыв о недавних обвинениях, все наперебой восхваляли мудрую стратегию Кутузова. Было как будто забыто и крыловское свободомыслие. <…> После победы над французами он [Крылов] не угомонился. Его ядовитая басенка «Добрая Лисица» — одно из замечательных произведений Ивана Андреевича — высмеивала казенное лицемерие по отношению к жертвам Отечественной войны…» (И. В. Сергеев, книга «И. А. Крылов», Москва, «Молодая гвардия», 1945 г., серия «Великие русские люди»)

Такова мораль басни «Добрая Лисица» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий