Мораль басни «Гуси» Крылова, анализ, суть, смысл

Мораль басни "Гуси" Крылова, анализ, суть, смысл
Портрет И. А. Крылова.
Художник И. Е. Эггинк

Басня «Гуси» Крылова была написана до 28 февраля 1811 г. и впервые опубликована в журнале «Чтение в Беседе любителей русского слова» в 1811 г.

В этой статье представлены материалы о морали басни «Гуси» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Полный текст басни вы можете прочитать здесь.

 

 

Мораль басни «Гуси» И. А. Крылова

Мораль басни «Гуси» заключается в том, что нередко потомки знатных людей сами ничего не добиваются в жизни, но при этом требуют к себе особого отношения. В своей басне Крылов высмеивает «родовую гордость», к которой были склонны многие современники баснописца.

На самом деле человек может расчитывать на настоящее уважение, только если сам добивается успеха, а не гордится лишь достижениями своих предков.

Педагог Д. И. Тихомиров комментирует суть и смысл басни «Гуси» так:

«Всяк хорош на своем месте и заслуживает уважения тот, кто исполняет свое дело… <…> Не звание и не состояние возвышают человека, как бы он богат и силен ни был, а только честный труд на общую всем пользу… («Гуси», «Водопад и Ручей», «Орел и Пчела», «Пчела и Мухи»).» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

По мнению авторов книги «И. А. Крылов и его басни», мораль басни «Гуси» заключается в следуюшем:

«Крылов требовал от людей правды и искренности, требовал, чтобы они казались тем, чем были на самом деле. <…> …Не оставляет без урока и тех, которые, будучи потомки знатных, сами ничего не заслужили, а между тем хотят, чтобы их так же уважали и почитали, как и их заслуженных предков.» («И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, Санкт-Петербург, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)

Педагог В. И. Водовозов видит суть и смысл басни «Гуси» в следующем:

«Случается, что и родители с ранних лет внушают детям, что, по своему происхождению, они выше обкновенных смертных и должны держать себя гордо и неприступно. Такое мнение о себе сильно вредит учащемуся в кругу товарищей, и в школе с него скоро сбивают неуместную гордость. <…> 

Против этой ложной гордости и чванства направлены многие басни Крылова. Тут «Гуси» требуют себе особенного предпочтения, потому что их предки спасли Рим, а неуч мужик погоняет их хворостиной: «А вы, друзья, лишь годны на жаркое». Такой приговор, конечно, может поубавить высокомерия в тех хвастунишках, которые вздумали бы ничего не делать, надеясь на Римское спасение.» (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)

И. В. Сергеев комментирует басню «Гуси» таким образом:

«…Он не просто осмеивал человеческие пороки. Каждая басня его была рождена современным ему событием — это были басни-сатиры на сановников, запускавших руки в государственный карман («Вороненок»)… на высокопоставленное аристократическое общество («Гуси», «Листы и Корни») и даже на самого императора Александра I («Воспитание Льва»).» (И. В. Сергеев, книга «И. А. Крылов», Москва, «Молодая гвардия», 1945 г., серия «Великие русские люди»)

Такова мораль басни «Гуси» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий