Мораль басни «Обоз» Крылова, анализ, суть, смысл

Мораль басни "Обоз" Крылова, анализ, суть, смысл
Басня «Обоз».
Художник В. Серов

Басня «Обоз» Крылова была написана осенью 1812 г. и впервые опубликована в том же году в журнале «Сын Отечества» (ч. II, № 7).

В этой статье представлены материалы о морали басни «Обоз» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Полны текст басни вы можете прочитать здесь.

 

 

Мораль басни «Обоз» И. А. Крылова

Мораль басни «Обоз» заключается в том, что рассудительные и терпеливые люди в конце концов добиваются лучших результатов по сравнению с теми, кто действует бездумно, беспечно и самонадеянно.

В образе «доброй лошади» изображен полководец Кутузов, проявивший осторожность и
выдержку при обороне от нашествия армии Наполеона.

Сам Крылов поясняет мораль басни «Обоз» в ее заключительных строках:

«Всё кажется в другом ошибкой нам:

А примешься за дело сам,

Так напроказишь вдвое хуже.»

Суть басни «Обоз» также отражена в знаменитых русских народных пословицах:

«Тише едешь — дальше будешь.»

«Поспешишь — людей насмешишь.»

По мнению поэта И. И. Хемницера, мораль басни заключается в следующем:

«Под первым конем нужно разуметь человека уже известных лет, который многому научен опытом, который, поэтому, всякое дело ведет терпеливо, рассудительно, не торопясь, не на авось, а потому все у него выходит хоть не скоро, да споро. Вторым конем указано на человека молодого, самонадеянного, который по тому самому, что не испытал еще никаких неудач в жизни, думает, что для него все возможно, что он умнее всех и для всех может служить примером. А как сам примется за дело, так, смотри, и бух с делом в канаву. 

Поэтому недаром говорит пословица: тише едешь — дальше будешь, то есть если делаешь не торопясь, осмотрительно, с рассудком, так и не придется переделывать, а потому и кончишь прежде торопливого, да и сделаешь получше, повернее. Так бывает и в маленьком деле: чуть только поспешишь — как раз и насмешишь.» (Хемницер И. И., «Басни, избранные из Хемницера и Крылова…», ред. В. Золотов, СПб, т-во «Обществ. польза», 1878 г.)

И. Халтурин комментирует суть и смысл басни следующим образом:

«Чтобы обессилить и истощить врага, Кутузов отступал. Армия Наполеона слабела, русская армия крепла. Это не все тогда понимали. Многие ругали Кутузова за медлительность. Крылов гениальным чутьем понял план великого полководца. Его басни направлены в защиту Кутузова. Вот, например, басня «Обоз»… <…> «Конь добрый» — это Кутузов. А «лошадь молодая» — его противники. Это было ясно современникам.» (И. Халтурин, предисловие к книге «Басни. И. А. Крылов» под ред. Благого Д. Д., серия «Школьная библиотека», Москва, из-во Детгиз, , 1944 г.)

По мнению педагога Д. И. Тихомирова, мораль басни заключается в следующем:

«Человек склонен считать себя лучше, умнее и дельнее других и старается нередко возвысить себя во мнении других, за неимением лучшего, — самовосхищением. Самомнение и хвастовство сами себе готовят наказание в насмешках других, а иногда создают себе и гибель. Самомнение не позволяет видеть ни достоинства другого, ни своих собственных недостатков; самомнение и самохвальство ослепляют человека, делают его неосмотрительным, неосторожным и неминуемо влекут к погибели. И никто таких людей не жалеет в их беде, как они и сами никого не щадили («Обоз», «Чиж и Голубь»). Самомнение часто бывает следствием молодости и неопытности…» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип-я М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

И. В. Сергеев комментирует суть и смысл басни «Обоз» следующим образом:

«Крылов поднял на врага свое острое оружие — басню. Он живо откликался на все важнейшие события Отечественной войны. <…>

Басней «Обоз» он целиком оправдывал медлительность Кутузова. Баснописец понимал, что «повара» русской политики упустили немало драгоценного времени и не подготовились к войне, что приход Кутузова не может создать немедленного перелома в ходе военных событий. Широкое общество не понимало, почему полководец медлит. Не понимал этого и Александр I. Царь открыто обвинял главнокомандующего в том, что он уклоняется от встреч с неприятелем, что он отводит войска в глубь страны и не принимает боя.» (И. В. Сергеев, книга «И. А. Крылов», Москва, «Молодая гвардия», 1945 г., серия «Великие русские люди»)

Таковы материалы о морали басни «Обоз» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий