Мораль басни «Орел и Пчела» Крылова, анализ, суть, смысл

Мораль басни "Орел и Пчела" Крылова, анализ, суть, смысл
Портрет И. А. Крылова.
Художник И. Е. Эггинк

Басня «Орел и Пчела» Крылова была написана до 4 декабря 1811 г. и впервые опубликована в журнале «Чтение в Беседе любителей русского слова» в 1813 г. (кн. XIII).

В этой статье представлены материалы о морали басни «Орел и Пчела» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

 

 

Мораль басни «Орел и Пчела» Крылова

Мораль басни «Орел и Пчела» заключается в том, что любой честный труд достоин уважения. Если человек не обладает особыми талантами, но честно трудится — он достоит не меньшего уважения, чем те, кто занимает высокую должность и зарабатывает много денег. К сожалению, иногда встречаются люди, которые не уважают труд, например, уборщиц, дворников и т.д., тогда как эти профессии не менее важны для общества, чем многие другие.

Кроме того, своей басней Крылов намекает на то, что некоторые люди ошибочно гордятся тем, что окружающие их боятся. Нет ничего хорошего в том, что человек вселяет в окружающих страх, но не уважение.

Сам Крылов поясняет мораль басни «Орел и Пчела» в ее первых строках:

«Счастлив, кто на чреде трудится знаменитой:

Ему и то уж силы придает,

Что подвигов его свидетель целый свет.

Но сколь и тот почтен, кто, в низости сокрытый,

За все труды, за весь потерянный покой,

Ни славою, ни почестьми не льстится,

И мыслью оживлен одной:

Что к пользе общей он трудится.»

Мораль басни «Орел и Пчела», по мнению поэта И. И. Хемницера, заключается в следующем:

«Не все люди стоят на одной жизненной ступени! Одни выше, другие ниже. И быть иначе не  может. Одни, как бы избранные Провидение, одарены особенными талантами, особенною способностью к чему-нибудь; поэтому и выходят из среды обыкновенных людей, становятся выше их, обращают на себя своими делами общее внимание, делаются известными всем и каждому, имя их переходит из рода в род. Другие идут вровень с многими, не заботясь о том, чтобы сделаться известными; трудятся смиренно, честно. 

Но как бы высоко ни стоял человек, какой бы ни имел он талант, он не должен им гордиться и высокомерно, с презрением смотреть на тех, которые отставли от него, потому именно, что каждый талант от Бога, а дела только от рук человека. Равно и те, кто обречены на труд обыденный, тяжелый, черный, не должны скорбеть о своем назначении почитать свой труд низким; всякий честный труд уважается человеком умным.  Каждое общество человеческое то же, что и тело человеческое: голова делает одно, руки — другое, ноги — третье и т.д.; каждый член тела, значит, имеет свое назначение; перестает действоввать какой-нибудь член — помеха всем. <…>

Так вот и в этой-то басне под Орлом выставлен такой человек, который высоко поднялся над другими, да и стал смотреть с презрением на тех, что безвестно на общую пользу трудятся; ну, да хорошо ему отпела умная Пчела; так-то по-пчелиному и каждый должен рассуждать.»  (Хемницер И. И., «Басни, избранные из Хемницера и Крылова, с применением смысла каждой басни к быту простого народа…», ред. В. Золотов, СПб, т-во «Обществ. польза», 1878 г.)

Литератор Г. К. Дорофеев комментирует басню «Орел и Пчела» таким образом:

«…Он разъясняет значение труда; по его мнению, труд спасает человека от лишений и беспомощности; он не только основание личного благополучия, но и обязанность гражданина пред отечеством; баснописец учит трудиться с терпением для блага ближних и в этом находит себе отраду и утешение… он старается возбудить в душе читателя уважение к людям, посвятившим себя полезному труду, как бы ни было скромно поприще их деятельности… («Орел и Пчела»).» (Г. К. Дорофеев, «Воспитательное значение басен И.А. Крылова. Речь, произнес. на лит.-муз. утре…», Тифлис, 1895 г.)

Педагог Д. И. Тихомиров видит суть басни «Орел и Пчела» в следующем:

«Всяк хорош на своем месте и заслуживает уважения тот, кто исполняет свое дело, и друг без друга мы обойтись не можем. <…> Не звание и не состояние возвышают человека, как бы он богат и силен ни был, а только честный труд на общую всем пользу… [о баснях «Орел и Пчела», «Пчела и Мухи» и др.]» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа» , Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

Педагог В. И. Водовозов видит суть и смысл басни в следующем:

«Чтобы никакая доля не казалась ничтожною, объясним хорошенькл басню «Орел и Пчела». Орлу казалась очень жалка участь Пчелы… Он хвалился тем, что, носясь под облаками, на всех наводит страх… Пчела не завидует такому преимуществу; ей дорого только свое скромное участие в общем труде… 

Если вы хотите воспитать вполне человека, то более всего пробудите в нем чувства любви и братства. Но эта любовь не должна быть одним нежным томлением сердца… мечтательностью… Эта любовь не есть праздность, идеальный бред… Ей необходимо быть деятельною, обращенною не к облакам, а к жизни. Пусть она много прощает, но не может стерпеть прямого зла…» (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)

По мнению авторов книги «Пятьдесят басен И. А. Крылова», мораль басни «Орел и Пчела» такова:

«Кто стоит у большого дела, тот, конечно, у всех на виду. Его доля, его череда — видная доля, видная… череда. Все приглядываются к тому, что он делает…  Хороши эти подвиги — его хвалят; нехороши — не прогневайся, добром не помянут. Иного плохонького на маленьком месте, пожалуй бы, и не заметили, а на большом… «На высоте не укроешься!». <…>

Но если бы, трудясь честно для пропитания себя и семьи, скромный труженик вдумался в свою работу, он скоро понял бы, что она чрезвычайно почтенна, что она-то и составляет основу общего благополучия… Слава тому, кто хорошо управляет, распоряжается доходами, войсками. Благое это и всем заметное дело… Но чтобы распоряжаться доходами, надо сперва добыть их. А добываются доходы трудами людей, скромно работающих по своим углам. Вдумайся малый человек в свой труд, и он увидит в нем не только источник собственного пропитания, но и великий «труд на пользу общую». <…>

Орел находит такую долю прискорбной. По его мнению, ужасно «умереть безвестной (неизвестной)», умереть наряду с другими». А неужели лучше распространять всюду трепет, страх… быть ненавистным всему окружающему…?  Хороша только добрая слава. <…>

За что «хвала и честь» хищнику? Почему могла Пчела желать, чтобы боги продлили милость свою над хищником, который всем внушает только страх и ужас? Если это лесть — она недостойна пчелы, совсем не свойственна почтенной труженице на пользу общую.» (книга «50 басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., СПб, издатель М. Н. Слепцова, 1908 г.)

 

По мнению педагога Д. И. Тихомирова, суть басни «Орел и Пчела» заключается в следующем:

«Настойчивый общеполезный труд несет за собой не одно материальное воздаянье: он развивает природные способности человека, он возвышает его нравственно, приносит почет, известность, увековечивает его имя… Не нужно при этом забывать, что похвала, известность, слава ни в каком случае не должны составлять главной цели труда (труд тогда может избрать и кривую дорогу)… («Орел и пчела»). Сознание общеполезности труда и должно служить лучшею наградаю для каждого работника.

Свет знаний, честный общеполезный труд — вот что и открывает глаза человеку и на самого себя и на других, и приносит умеренное довольство, и доставляет почем и славу, — в этом и заключается истинное личное счастье всякого человека.» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

По мнению авторов книги «И. А. Крылов и его басни», мораль басни «Орел и Пчела» такова:

«Часто многие, занимая какую-нибудь должность, стараются только о том, чтобы приобрести себе похвалу и славу за свою службу; между тем как есть люди, которые целый век трудятся и не стремятся к тому, чтобы из труды были отличены. Об этом он прекрасно сказал в басне «Орел и Пчела». Он говорит, что счастлив тот, кто несет высокую обязанность, но как безгранично добродетельная душа и того, кто подобно пчеле, трудится в неизвестности и не ищет себе похвал, но довольствуется уже только тем, что трудится для общей пользы. <…>

Слова этой басни — говорит Гоголь — останутся вечным доказательством, как благородна была душа самого баснописца. Благородная душа Крылова не могла не скорбить, видя, как многие попирают закон, просто как бы торговали им, наблюдая только свои собственные выгоды. Это заставляло правительство прибегать к крутым мерам, но и это не помогло…» («И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, Санкт-Петербург, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)

Критик П. А. Плетнев пишет о басне «Орел и Пчела» следующее:

«В самом понятии об Орле и Пчеле нет ничего комического или забавного, потому что один служит изображением могущества, а другая — тру­долюбия. Таким образом, все употреблено, чтобы оставить в душе читателя чувство, располагающее более к задумчивости, нежели к удовольствию. Кра­соты поэзии разительны. Изображение страха, кото­рый наводит Орел полетом своим на других живот­ных, верно и живописно.» (П.А. Плетнев, из статьи «Письмо к графине С. И. С. о русскиз поэтах»

Такова мораль басни «Орел и Пчела» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий