Н. Н. Страхов о романе «Анна Каренина»: анализ, суть, смысл и идея романа

Н. Н. Страхов о романе "Анна Каренина": анализ, суть, смысл и идея романа
Анна Каренина.
Художник К. Рудаков

Роман «Анна Каренина» — выдающееся произведение великого русского писателя Л.Н.Толстого.

В этой статье представлен отзыв известного филосова Н.Н.Страхов о романе «Анна Каренина» Толстого: анализ, суть, смысл и идея произвдения.

Все материалы по роману «Анна Каренина»Все материалы по творчеству Льва Толстого

 

Н.Н.Страхов о романе «Анна Каренина» Толстого

«Анна Каренина» есть произведение не чуждое художественных недостатков, но представляющее и высокие художественные достоинства. Во-первых, предмет такой простой и общий, что многие, и долго, не могли найти его интересным, не воображали, чтобы в романе могла оказаться современность и поучительность. Рассказ распадается на две части, или на два слоя, слишком слабо связанных внешним образом, но внутри имеющих тесную связь. На первом плане городская, столичная жизнь, и рассказывается как Каренина влюбилась в Вронского, вошла с ним в связь, ушла к нему от мужа, но, живя с Вронским, так измучилась свою страстью, что бросилась под вагон.

На втором плане, более широком и имеющем более существенное значение, история деревенского жителя Левина; рассказывается, как он объяснялся в любви, делал предложение, говел, венчался, как у него родился сын и стал наконец узнавать отца и мать. Величайшая оригинальность автора обнаруживается в том, что эти обыкновенные события, по ясности и глубине, с которой он их изображает, получают поражающий смысл и интерес.

Общая идея романа, хотя наполненного не везде с одинаковою силою, выступает очень ясно; читатель не может уйти от невыразимо тяжелого впечатления, несмотря на отсутствие каких-нибудь мрачных лиц и событий, несмотря на обилие совершенно идиллических картин. Не только Каренина приходит к самоубийству без ярких внешних поводов и страданий, но и Левин, благополучный во всем Левин, ведущий такую нормальную жизнь, чувствует под конец расположение к самоубийству, и спасается от него только религиозными мыслями, вдруг пробудившимися в нем, когда мужик сказал, что нужно Бога помнить и жить для души. Это и есть то нравоучение романа…

Каренина живет своею страстью. До этой страсти она была голодна душою; с удивительной тонкостью и ясностью нам изображена эта столичная и придворная жизнь, в которой нет никакой душевной пищи, где интересы искусственные, миражные. Анна и Вронскийле чуть ли не лучшие люди этой среди, потому что в них ествественные чувства взяли верх над всеми искусственными влечениями, составляющими радость и горе их круга. Они вполне отдались своей любви: и для Анны эта любовь до конца осталась единственною жизнью, почему и погубила ее. «Анна Каренина» принадлежит к числу чрезвычайно редких произведений, в которых действительно изображена страсть любви. <…>

В «Анне Карениной»… точно описан самый душевный процесс страсти, — дело столь новое и необыкновенное, что многие критики и читатели даже не могли понять его и печатно выразили свое недоумение. Страсть здесь возникает с первого взгляда, без предварительных разговоров о вкусах и убеждениях. <…> Затем страсть растет, и автор рассказывает каждый ее фазис так же ясно и понятно, как этот первый взгляд влюбившихся. Все полнее и полнее раскрывается чувство; Анна начинает ревновать… Сущность ревности, внутренняя борьба Анны и Вронского рассказаны так убедительно и отчетливо, что ужасно видеть неизбежную последовательность этого развития.

Несчастная Анна, положившая всю душу на свою страсть, необходимо должна была сгореть на этом огне. Когда она почувствовала, что ей изменяет ее единственное благо, она позвала смерть. Она не стала дожидаться полного охлаждения или измены Вронского; она умерла не от оскорблений или несчастий, а от своей любви. История трогательная и жестокая, и если бы автор не был так беспощаден к своим героям, если бы он мог изменить своей неподкупной правдивости, он мог бы заставить нас горько плакать над несчастной женщиной, погибшей от бесповоротно преданности своему чувству. Но автор взял дело полнее и выше. Тонкими, но совершенно ясными чертами он обрисовал нечистоту этой страсти, не покоренной высшему началу, не одухотворенной никаким подчинением. <…>

Таким образом, с ужасающею правдою нам показан этот мир полной слепоты, полного мрака. Контраст ему составляет мир, по-видимому, гораздо более светлый мир Левина, человека искреннего, простого, со многими недостатками, но с чистым сердцем. Каренин и Вронский — типы чиновника и военного, Левин — тип помещика. Их собственно три брата: старший, от другого отца, Кознышев — славянофил; второй, Николай Левин, — нигилист; третий, Константин Левин, герой романа, — представляющий как бы просто русского человека без готовых теорий. Это сопоставление очень поучительно… <…>

… в сущности, роман содержит много картин… безотрадных. Несмотря на полнейшую мягкость приемов, едва ли было когда-нибудь сделано более мрачное изображение всего русского быта. <…>

…этот роман действительно изображает нашу современность… <…> …»Анна Каренина» и «Братья Карамазовы», указывают на религию, как на выход из хаоса и отчаяния.»

(Н.Н.Страхов, «Русь», январь 1883 г.)

Это был отзыв известного филосова Н.Н.Страхов о романе «Анна Каренина» Толстого: анализ, суть, смысл и идея произвдения.

Все материалы по роману «Анна Каренина»Все материалы по творчеству Льва Толстого

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий