Наденька Любецкая в романе «Обыкновенная история»: образ, характеристика, описание

Наденька Любецкая в романе "Обыкновенная история": образ, характеристика, описание
Свидание Адуева
с Наденькой.
Художник В. Минаев

Наденька является одной из второстепенных героинь знаменитого романа «Обыкновенная история» Гончарова.

В этой статье представлен цитатный образ Наденьки в романе «Обыкновенная история» Гончарова: характеристика, описание героини в цитатах.

— Краткое содержание романа
— Все материалы по роману «Обыкновенная история»

 

 

Наденька Любецкая в романе «Обыкновенная история» Гончарова

Полное имя Наденьки — Надежда Александровна Любецкая:

«В Наденьку Любецкую! – сказал Александр.»

«Надежда Александровна! – сказал он, – ужели я так счастлив, что вы думали обо мне?»

Возраст Наденьки Любецкой — 18 лет (на момент начала отношений с Александром):

«– …Сколько ей лет?

– Восьмнадцать.»

23-летний Александр Адуев, главный герой романа, влюбляется в 18-летнюю Наденьку и та отвечает ему взаимностью. Ослепленный любовью, молодой человек хочет жениться, но Наденька просит его подождать год, чтобы испытать чувства:

«Но она говорит, что надо ждать год, что мы молоды, должны испытать себя… целый год… и тогда…»

Дядя Александра, Петр Иванович Адуев, предупреждает его о том, что Наденька пошалит, пококетничает, а потом «надует», бросит Александра. Молодой человек не верит предсказаниям дяди (Петр Иванович в конце концов оказывает прав):

«Она, как я вижу, понимает дело: с тобою она пошалит, пококетничает, время проведет весело, а там…»

«…а то через год! до тех пор она еще надует тебя…»

«А все‑таки женщина, и, вероятно, обманет.» (Петр Иванович о Наденьке)

Влюбленный Александр считает Наденьку ангелом с пылким и нежным сердцем и чудесным голосом:

«Наденька! этот ангел! неужели вы не заметили ее?»

«А когда она поднимет глаза, вы сейчас увидите, какому пылкому и нежному сердцу служат они проводником! а голос, голос! что за мелодия, что за нега в нем! Но когда этот голос прозвучит признанием… нет выше блаженства на земле! Дядюшка! как прекрасна жизнь! как я счастлив!»

Ослепленный любовью Александр видит в Наденьке искреннюю девушку, которая не способна кокетничать и обманывать:

«Она – надует, кокетничает! девчонка! она, Наденька! фи, дядюшка!»

«Она обманет! Этот ангел, эта олицетворенная искренность, женщина, какую, кажется, бог впервые создал во всей чистоте и блеске…»

О внешности Наденьки известно, что она не красавица, но ее внешность и манеры приковывают к себе внимание:

«Она была не красавица и не приковывала к себе мгновенно внимания.Но если кто пристально вглядывался в ее черты, тот долго не сводил с нее глаз.»

«…Наденька – хорошенькая девушка…»

У Наденьки очень подвижная физиономия. Ее лицо ежеминутно принимает новое и неожиданное выражение:

«Ее физиономия редко оставалась две минуты покойною. Мысли и разнородные ощущения до крайности впечатлительной и раздражительной души ее беспрестанно сменялись одни другими, и оттенки этих ощущений сливались в удивительной игре, придавая лицу ее ежеминутно новое и неожиданное выражение. Глаза, например, вдруг бросят будто молнию, обожгут и мгновенно спрячутся под длинными ресницами; лицо сделается безжизненно и неподвижно – и перед вами точно мраморная статуя. Ожидаешь вслед за тем опять такого же пронзительного луча – отнюдь нет! веки подымутся тихо, медленно – вас озарит кроткое сияние взоров как будто медленно выплывшей из‑за облаков луны. Сердце непременно отзовется легким биением на такой взгляд.»

У Наденьки грациозные, дикие, порывистые движения и обворожительные жесты:

«В движениях то же самое. В них много было грации, но это не грация Сильфиды. В этой грации много было дикого, порывистого, что дает природа всем, но что потом искусство отнимает до последнего следа, вместо того чтобы смягчить. Эти‑то следы часто проявлялись в движениях Наденьки. Она иногда сидит в живописной позе, но вдруг, бог знает вследствие какого внутреннего движения, эта картинная поза нарушится вовсе неожиданным и опять обворожительным жестом.»

В разговорах Наденька ведет себя неожиданно и непредсказуемо:

«В разговорах те же неожиданные обороты: то верное суждение, то мечтательность, резкий приговор, потом ребяческая выходка или тонкое притворство.»

Наденька — девушка с пылким умом и своенравным, непостоянным сердцем:

«Все показывало в ней ум пылкий, сердце своенравное и непостоянное. И не Александр сошел бы с ума от нее; один только Петр Иваныч уцелеет: да много ли таких?»

У Наденьки крайне впечатлительная и раздражительная душа:

«…до крайности впечатлительной и раздражительной души…»

Семья Наденьки состоит, судя по всему, только из ее матери. Мать, Марья Михайловна Любецкая — добрая, нехитрая женщина, которая во всем потакает дочери и слушается ее:

«Марья Михайловна, маменька Надежды Александровны, была одна из тех добрых и нехитрых матерей, которые находят прекрасным все, что ни делают детки. Марья Михайловна велит, например, заложить коляску.»

«Неправда! maman хочет то, что вы хотите.» (о матери Наденьки)

Наденька пользуется в своей семье полной свободой:

«Так Наденька пользовалась полною свободою, распоряжалась и собою, и маменькою, и своим временем, и занятиями, как хотела.»

Наденька — непослушная, но добрая и нежная дочь:

«Впрочем, она была добрая и нежная дочь, нельзя сказать – послушная, потому только, что не она, а мать слушалась ее; зато можно сказать, что она имела послушную мать.

Наденька — «дикарка», «резвушка», «ветер», по словам матери:

«Извините, граф, она у меня такая дикарка…»

«Ведь вы знаете, она у меня такая живая – вскочит, запоет да побежит или скажет: «Приедет, если захочет!» – такая резвушка!»

«…понадеялась на нее, а она у меня ветер.» (мать о Наденьке)

«Где милые капризы, дикость, шалости, резвость?» (Александр о Наденьке)

Наденька — дикая девушка с неровным характером, наивная, недостаточно воспитанная и не знающая правил светского общества:

«Ее свободное обращение с ним и прогулки верхом объяснялись, с ее стороны, дикостью и неровностью характера, наивностью, может быть еще недостатком воспитания, незнанием условий света…»

Наденька — еще ребенок, который не умеет ценить людей:

«…вот не знаю, как Наденька; да она еще ребенок: что смыслит? где ей ценить людей!»

 

Когда Александр наконец собирается сделать предложение Наденьке, его планы рушатся: за девушкой начинает ухаживать ее сосед по даче — граф Новинский. Наденька влюбляется в милого, очаровательного графа и охладевает к Александру:

«Отчего, – спрашивал он себя, – переменилась к нему Наденька?»

«…Наденька… переменилась ко мне!»

«Кому эти все подарки, ноты, альбомы, цветы?» (об ухаживаниях графа)

Влюбившись в графа Новинского, Наденька меняется, становится похожа «на всех девиц», по мнению Александра. Она больше не капризничается и не шалит, как раньше. Когда-то живое, подвижное лицо Наденьки становится мраморным, и теперь на нем нельзя ничего прочесть:

«…одевается с некоторых пор гораздо тщательнее. Нет небрежности в обращении. Она осмотрительнее в поступках, как будто стала рассудительнее. Иногда у ней кроется в глазах и в словах что‑то такое, что похоже на секрет… Где милые капризы, дикость, шалости, резвость? Все пропало. Она теперь похожа на всех девиц: такая же притворщица, так же лжет, так заботливо расспрашивает о здоровье… так постоянно внимательна, любезна по форме… к нему… к Александру! с кем… о боже! И сердце его замирало.»

«…ничего нельзя было прочесть на этом мраморном, прекрасном лице.»

Александр считает, что, увлекаясь графом, Наденька поступает коварно и неблагодарно:

«Можно ли так коварно, неблагодарно поступить с человеком, который любил вас больше всего на свете, который все забыл для вас, все… думал скоро быть счастливым навсегда, а вы…»

«Разрушить счастье человека, забыть, уничтожить все так скоро, легко: лицемерие, неблагодарность, ложь, измена!.. да, измена!.. как могли вы допустить себя до этого?»

В конце концов Александр приходит к выводу, что Наденька — лицемерка, притворщица и кокетка:

«Она теперь похожа на всех девиц: такая же притворщица, так же лжет…» 

«Адуев посмотрел на нее и подумал: «Ты ли это, капризное, но искреннее дитя? эта шалунья, резвушка? Как скоро выучилась она притворяться? как быстро развились в ней женские инстинкты! Ужели милые капризы были зародышами лицемерия, хитрости?..»

«Послушайте, – сказал он таким голосом, что маска вдруг слетела с притворщицы…»

«После этой искренности хитрость, скрытность, холодность – ко мне!»

«…и кем? – прибавлял он, – девчонкой, кокеткой…»

Александр также приходит к выводу, что Наденька никогда его не любила. Теперь молодой человек презирает ее:

«…снова жестоко мучился и дошел до заключения, что Наденька даже никогда его и не любила.»

«Я его ненавижу, ее презираю, – сказал Александр.»

Петр Иванович считает, что Наденька может только «разыгрывать роман с мужчиной», но на большее не способна:

«Ты бы разглядел тогда, что от нее больше и ожидать нельзя. Она разыграла свой роман с тобой до конца, точно так же разыграет его и с графом и, может быть, еще с кем‑нибудь… больше от нее требовать нельзя: выше и дальше ей нейти! это не такая натура: а ты вообразил себе бог знает что…»

О дальнейшей судьбе Наденьки и графа Новинского ничего не известно. Вероятно, их отношения заканчиваются свадьбой, но еще более вероятно, что граф так и не женится на Наденьке, так как для него это, судя по всему, лишь увлечение:

«Э! да не отбил ли он у тебя твою красавицу, эту… как ее? да! он мастер на это: тебе трудно тягаться с ним. Повеса! повеса! – сказал Петр Иваныч…»

Таков цитатный образ Наденьки Любецкой в романе «Обыкновенная история» Гончарова: характеристика, описание внешности и характера героини в цитатах.

Все материалы по роману «Обыкновенная история»Все материалы по творчеству Гончарова

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий