Николай Николаевич Бессольцев в повести «Чучело»: характеристика, образ, описание дедушки

Николай Николаевич Бессольцев в повести "Чучело": характеристика, образ, описание дедушки
Николай Николаевич
Бессольцев.
Актер Юрий Никулин.
Фильм 1983 г.

Николай Николаевич Бессольцев является одним из ярких второстепенных персонажей знаменитой повести «Чучело» Железникова.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Николая Николаевича Бессольцева в повести «Чучело»: описание внешности и характера героя.

— Все материалы по повести «Чучело»

 

Николай Николаевич Бессольцев в повести «Чучело»

Николай Николаевич Бессольцев является дедушкой главной героини, 12-летней Лены Бессольцевой:

«Ленкин дед, Николай Николаевич Бессольцев, уже несколько лет жил в собственном доме в старом русском городке на берегу Оки, где-то между Калугой и Серпуховом.» (глава 2)

В начале повести Лена Бессольцева переезжает жить к дедушке и поступает в местную школу в 6-ой класс:

«Но однажды Николай Николаевич появился на улицах городка не один. Он шел в сопровождении девочки лет двенадцати, какой-то необычно важный и гордый, непохожий на себя.» (глава 2)

Возраст Николая Николаевича Бессольцева – около 70 лет:

«Мне скоро семьдесят, а я еще надеюсь, у меня есть еще многочисленные планы… – Он говорил невпопад.» (глава 7)

О внешности Николая Николаевича известно следующее:

«Он вечно бродил по городку один, в неизменной кепке, которую носил, низко сдвинув на лоб, и в потертом пальто с большими аккуратными заплатками на локтях.» (глава 2)

«Она подняла глаза и увидела его спокойное, неподвижное лицо. Только тонкий жгутик шрама, идущий от виска к углу жестких, сухих, стариковских губ, предательски побелел, и потерянные глаза, спрятанные под козырьком кепки, выдавали его сильное волнение.» (глава 4)

«Ленка увидела, что шрам на дедушкином лице снова стал еле заметным…» (глава 4)

«…шрам на щеке вспыхнул ослепительной белой полосой.» (глава 8)

«Я тебя стыдилась… что ты ходишь… в заплатках… в старых калошах.» (глава 12)

«А потом Димка как-то меня спросил, почему ты ходишь как нищий? Над ним, говорит, из-за этого все смеются и дразнят Заплаточником. Тут я присмотрелась к тебе и увидела, что ты на самом деле весь в заплатках… И пальто, и пиджак, и брюки… И ботинки чиненые-перечиненые, с железными подковками на каблуках, чтобы не снашивались.» (глава 12)

«А ты, бывало, идешь так медленно… Цок-цок железными подковками при каждом шаге…» (глава 12)

«Аккуратно побрился, автоматически надел свой костюм. Потом критически оглядел себя. Да, Ленка права! Какое же на нем все старое – совсем не смотрится. Надо бы переодеться.» (глава 14)

«…в последний раз Николай Николаевич сверкнул своими большими заплатками на рукавах пальто…» (глава 14)

 

 

Николай Николаевич является офицером в отставке:

«„Моя мамаша ему на пальто пришивала заплатки. Говорит: „Вы же отставной офицер. У вас пенсия.» (глава 4)

Николай Николаевич прошел всю Вторую Мировую Войну. Во время войны он был в плену у немцев, а также получил тяжелые ранения, после которых ему чудом удалось выжить:

«А ты испугалась, дурочка. А еще внучка майора, который прошел всю войну.» (глава 10)

«Николай Николаевич промолчал, хотя его тоже гоняли и он знал, как это трудно. Во время войны он бежал из плена. Его отправили на полевые работы куда-то под Гамбург, и он снова бежал.» (глава 10)

«В страшные часы своей последней болезни, в это одиночество, а также в те дни, когда он буквально погибал от военных ран, когда нет сил ворочать языком, а между ним и людьми появлялась временная полоса отчуждения, голова у Николая Николаевича работала отчетливо и целеустремленно. Он как-то особенно остро ощущал, как важно для него, чтобы не порвалась тоненькая ниточка, связывающая его с прошлым, то есть с вечностью…» (глава 2)

Николай Николаевич в течение 30 лет не был в родном городе, но 10 лет назад вернулся сюда и поселился в родном доме. Этому старому деревянному дому, судя по всему, более ста лет:

«Вот тут-то и появился Николай Николаевич, который не был в городке более тридцати лет.

Он только недавно похоронил свою жену и сам после этого тяжело заболел.

Николай Николаевич не боялся смерти и относился к этому естественно и просто, но он хотел обязательно добраться до родного дома. И это страстное желание помогло ему преодолеть болезнь, снова встать на ноги, чтобы двинуться в путь. Николай Николаевич мечтал попасть в окружение старых стен, где длинными бессонными ночами перед ним мелькали бы вереницы давно забытых и вечно памятных лиц.» (глава 2)

«…вернулся в родной дом всего десять лет назад.» (глава 8)

«Дом Бессольцевых давно стоял в городке. Может быть, более ста лет.» (глава 2)

Прапрадед Николая Николаевича крепостной крестьянин Бессольцев был художником. Его картины всегда занимали и занимают главное место в доме Бессольцевых вот уже несколько поколений. Этим картинам уже более ста лет:

1. «Дело в том, что прапрадед Николая Николаевича был художник, а отец, доктор Бессольцев, отдал многие годы своей жизни, чтобы собрать его картины. И сколько Николай Николаевич себя помнил, эти картины всегда занимали главное место в их доме.» (глава 2)

2. «– Лучше оглянись вокруг! Посмотри, какая тебя окружает красота. Этим картинам больше ста лет, а они с каждым годом делаются все прекрасней и прекрасней…» (глава 3)

3. «Ведь если бы его предок, крепостной художник Бессольцев, не написал этих картин…» (глава 8)

4. ««Крепостные, – сказал я ему. – Художник Бессольцев был крепостной помещика Леонтьева.» (глава 12)

Николай Николаевич признается, что жив только своими картинами:

«– Николай Николаевич провел блуждающим взором по картинам и сказал тихо-тихо: – Пойми, я только этим и жив. – Он протянул руку к Ленке: – Отдай портфель.» (глава 3)

Заниматься картинами и ухаживать за ними  это любимое дело старика Бессольцева:

«Николай Николаевич, мало что замечая вокруг, занимался своим любимым делом. Он стоял на табурете и легкими движениями мягкой волосяной щетки смахивал невидимые пылинки с картин. Это занятие было ему так по сердцу, что он даже напевал себе под нос.» (глава 3)

Николай Николаевич не просто поддерживает коллекцию в первозданном виде, он также покупает недостающие картины прапрадеда у разных людей. Он тратит все свои деньги на покупку картин, а также на отопление дома, поэтому ходит в старой одежде и обуви:

1. «А потом Димка как-то меня спросил, почему ты ходишь как нищий?» (Лена о дедушке, глава 12)

2. «Думаешь, встала на твою защиту? Думаешь, объяснила ему, что ты все деньги тратишь на картины?… Нет, дедушка!» (Лена о дедушке, глава 12)

3. «Те, кто считались сведущими, судачили, что он ищет какие-то картины. Тратит на них уйму денег, а оставшиеся, все без остатка, отдает за дрова. И топит – подумать только! – все печи каждый день, а в морозы и по два раза, чтобы эти его картины не отсырели. И всегда почему-то ночью, зажигая свет во всех комнатах.

Сколько же у него деньжищ уходило зазря: легким дымом через печные трубы в небо, ярким светом электричества в ночь, а главное, на новые картины – мало ему было своих!

Вот поэтому и гол как сокол.» (глава 2) 

В городе относятся настороженно к Николаю Николаевичу, видимо, считая его чудаком, странным человеком. И все же многие горожане уважают его:

«В городке относились к Николаю Николаевичу с настороженным вниманием. 

То, как он жил, горожанам было непонятно и недоступно, но у многих вызывало уважение.» (глава 2)

Его старое пальто в заплатках знаменито на весь город:

«Неужели он уедет отсюда и неужели это все произойдет сегодня?! Николай Николаевич вдруг заторопился, решительно накинул на плечи свое знаменитое пальто и, неслышно прикрыв двери, вышел из дома…» (глава 14)

Местные ребята обзывают Николая Николаевича «Заплаточником» из-за его старого пальто, но он относится к этому спокойно:

1. «Он вечно бродил по городку один, в неизменной кепке, которую носил, низко сдвинув на лоб, и в потертом пальто с большими аккуратными заплатками на локтях.

За это дети дразнили его «заплаточником», но, кажется, он их даже не замечал. Редко-редко он вдруг оглядывался и смотрел им вслед с нескрываемым удивлением. Тогда они стремительно уносились от него, хотя он никогда не ругался и не гнался за ними.» (глава 2)

2. «Ты слышала, они дразнили меня Заплаточником? Несчастные!.. Не понимают, что творят.» (глава 4)

Старик Бессольцев ходит как оборванец, хуже хиппи, хотя получает неплохую пенсию в 180 рублей, по словам его фронтового товарища:

1. «Вот у меня есть фронтовой товарищ. Старый человек, а тоже не сразу меня понял. Приехал он ко мне в гости и стал кричать, что я позорю звание офицера Советской Армии, хожу оборванцем, хуже хиппи.» (глава 12)

2. «У тебя пенсия сто восемьдесят целковых. Народ тебя кормит и поит, а ты его позоришь!» (глава 12)

Николай Николаевич может заплатить 300 рублей за картину своего прадеда, но не готов купить себе новое пальто. В частности речь идет о картине, которую он купил у местной жительницы, бабушки хулигана Вальки:

«А Валька подхватил:

«Он жадный?! Он моей бабке за картину отвалил триста рублей. „Это, – говорит, – картина моего прапрапрапра…“»» (глава 4)

В итоге Николай Николаевич собирает почти все картины своего прапрадеда, чему очень радуется:

«Теперь наше дело действительно подходит к концу. Теперь мы собрали с тобой почти все его картины и можем хвастаться, устраивать пиры и приглашать на демонстрацию наших сокровищ любознательных музейных работников. Они станут охать и ахать и говорить: «Вы открыли нового малоизвестного художника». А мы будем с тобой сидеть длинными зимними вечерами дома и строить планы.» (глава 10)

Известно, что старик Бессольцев вот уже 10 лет является вдовцом. Все эти годы он живет один, пока к нему не переезжает его внучка Лена:

«Он только недавно похоронил свою жену и сам после этого тяжело заболел.» (глава 2)

«Раньше он, бывало, плакал, когда терял на фронте друзей, когда хоронил жену, а последние десять лет он этого за собой не замечал.» (глава 12)

Некоторое время назад Николай Николаевич серьезно заболел, но в конце концов преодолел болезнь и теперь чувствует себя хорошо:

«Он только недавно похоронил свою жену и сам после этого тяжело заболел.

Николай Николаевич не боялся смерти и относился к этому естественно и просто, но он хотел обязательно добраться до родного дома. И это страстное желание помогло ему преодолеть болезнь, снова встать на ноги, чтобы двинуться в путь.» (глава 2)

«С тех пор прошло несколько лет, и Николай Николаевич забыл про свои болезни. Он жил, жил и чувствовал, что стал вынослив, как крепкое старое дерево, хорошо политое весенним дождем.» (глава 2)

В свои почти 70 лет Николай Николаевич чувствует внутри себя адскую жизненную силу:

«Николай Николаевич улыбнулся – нет, не им, а себе, своим мыслям, своей адской жизненной силе, которая билась у него в груди.» (глава 14)

Старик Бессольцев является добрым человеком, по мнению его внучки Лены:

«– Ты добрый! Я и тогда им ответила, что ты добрый.» (глава 4)

Николай Николаевич не умеет врать:

«Он хотел соврать Ленке, что, конечно, обнимал, но потом почувствовал, что покраснел, как мальчишка, – врать он совсем не умел, – и сознался, что не обнимал.» (глава 8)

Он считает, что нельзя поддакивать и угождать человеку, если ты с ним не согласен, даже если это твоя внучка:

«А с другой стороны, что ему было делать? Поддакивать ей во всем? А до чего это бы ее довело? Еще побежала бы к этому маленькому мерзавцу и простила его! Вот именно, поддакивать тоже нельзя – должна быть четкая позиция. И вообще что такое «поддакивать» – это же угодничество!.. Нет, такое не в его правилах.» (глава 8)

Николай Николаевич всегда тяжело переносит чужие беды. Он очень страдает, когда его внучка Лена Бессольцева подвергается травле со стороны одноклассников:

«Его внучку дразнили Чучелом и так ее доконали, что она решила уехать, подумал Николай Николаевич и почувствовал, как ее беда больно ударила его в сердце: он всегда тяжело переносил чужие беды. Это было трудно для жизни, но он не хотел расставаться с этой привычкой, не бросал тяжелую, но дорогую ношу. И это была его жизнь и спасение.» (глава 4)

Николай Николаевич всегда старается сохранять спокойствие и делать свое дело:

«– Не обращай на них внимания. – Голос у Николая Николаевича дрогнул, выдавая волнение. – Учись у меня. Я всегда спокоен. Делаю свое дело – и спокоен. – Он почти крикнул с вызовом: – Ты слышала, они дразнили меня Заплаточником? Несчастные!.. Не понимают, что творят.» (глава 4)

В нем сочетаются трезвый взгляд на жизнь и наивная детская мечтательность:

«И вдруг Николай Николаевич почувствовал в себе, в своих окрепших мускулах, небывалую доселе силу. Может быть, произошло первое в мире чудо и годы не старили его, а укрепляли? Он засмеялся. Его всегда смешило сочетание в нем самой трезвой оценки действительной жизни и какой-то наивной детской мечты – например, что его жизнь вечна.» (глава 12)

Николай Николаевич в целом любит людей, просто потому что они люди, хотя каждый из них в отдельности может быть не самым хорошим человеком, как например, хулиганы Валька, Лохматый и Рыжий:

«– Может быть, ты их любишь? – Ленка с подозрением посмотрела на Николая Николаевича.

Тот ответил не сразу – помолчал, подумал, потом сказал:

– Конечно.

– И Вальку? – возмутилась Ленка. – И Рыжего, и Лохматого?!

– Каждого в отдельности – нет! – У Николая Николаевича от волнения перехватило горло, и он задохнулся. – А всех вместе – да, потому что они – люди!» (глава 4)

Николай Николаевич считает, что нужно быть милосердным и не мучить людей, так как мучения лишь ожесточают человека. По его мнению, можно презирать, наказать или помочь человеку, но не нужно мучить его:

«– А ты?… – Ленка резко повернулась к нему всем корпусом. – Ты бы тянул время, если бы знал про кого-нибудь страшную тайну?

– Я бы не тянул, – строго ответил Николай Николаевич. – Никогда. Зачем зря мучить людей, зачем над ними издеваться и выворачивать и без того слабые их души наизнанку, если они даже виноваты. Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно, нельзя. Это ожесточает человека. Надо быть милосердным.

– Милосердным? – спросила Ленка. Она задумалась над значением этого слова.

– Знаешь, что такое «милосердный»? – продолжал Николай Николаевич. – Это человек, у которого «милое» сердце. Доброе, значит.» (глава 7)

При этом старик Бессольцев считает, что не нужно жалеть и прощать подлецов и предателей:

«– Прощать – пожалуйста!.. Но не предателей, – ответил Николай Николаевич. – Лично я не люблю подлецов.

– Ты же сам говорил, что надо быть милосердным! – защищалась Ленка.

– Говорил! Говорил! – снова закричал Николай Николаевич. – И никогда от этого не откажусь! Но ты считаешь себя милосердной только потому, что пожалела подлеца?… Это же смешно!» (глава 7)

Николай Николаевич является разносторонним человеком. Например, он умеет играть на фортепиано, хотя и очень редко садится за него:

«Тогда Николай Николаевич сел к пианино, что он делал чрезвычайно редко, и демонстративно открыл крышку.

– Ну что ты так смотришь на меня? – спросил он у Ленки, перехватив ее взгляд. – Меня почему-то потянуло к музыке. И нечего меня гипнотизировать.

Николай Николаевич заиграл громко и задиристо. Потом вдруг оборвал игру и молча, с немым укором посмотрел на Ленку.» (глава 4)

Николай Николаевич очень любит свою внучку Лену. Она для него самый близкий человек:

«Удивительно, до чего же он был недогадлив: просмотреть человека, который бок о бок жил с ним. Более того, горячо любимого и самого близкого человека, внучку, родную кровь. На что это похоже?» (глава 10)

Его главная мечта заключается в том, чтобы его внучка Лена полюбила этот старинный дом и картины, приросла к родному месту и навсегда осталась здесь среди картин:

1. «Самая главная мечта его заключалась в том, что он хотел, чтобы Ленка полюбила дом и картины, которые его населяли, как он сам все это любил.» (глава 10)

2. «А когда ты сюда приехала, я, старый дурак, размечтался, решил: и ты к родному месту прирастешь и проживешь здесь длинную череду лет среди этих картин. Пусть твои родители носятся по свету, а ты будешь жить в родном доме… Тоже всегда. Не вышло.» (глава 4)

Николаю Николаевичу очень не хочется, чтобы Лена уехала от него, однако травля в школе вынуждает девочку покинуть город. Старик Бессольцев решает уехать из города вместе с любимой внучкой:

«…а главное состояло в том, что ему страшно не хотелось, чтобы Ленка уезжала.» (глава 4)

На прощание он дарит городу все свои картины и свой старый дом, чтобы в нем основали музей художника Бессольцева, его прапрадеда:

«– Ребята! Я только что узнала, что всем нам хорошо известный Николай Николаевич Бессольцев, дедушка Лены, подарил городу свой дом и коллекцию картин, которую собирали многие поколения Бессольцевых и которая принадлежит кисти их предка, художника, жившего в девятнадцатом веке!.. Теперь у нас тоже будет свой городской музей!

– Музей?! – Ленка была потрясена. 

– А сколько ему заплатили? – с любопытством спросил Валька.

– Я же объяснила – он это все подарил! – вновь радостно сказала Маргарита Ивановна.» (глава 14)

«– Ты уезжаешь? Со мной? – спросила Ленка, не трогаясь с места. – Ты бросишь свой дом?!» (глава 14)

Делая этот подарок городу, Николай Николаевич поступает как замечательный, редкий человек, по словам Маргариты Ивановны, классного руководителя Лены:

«– Позвольте передать вам… – Маргарита Ивановна разволновалась, – наше восхищение… Вы такой человек! Такой человек!.. Я впервые в жизни встретила такого замечательного человека. Спасибо вам! Честное слово, я сейчас разревусь…

– Извините. – Николай Николаевич был крайне смущен.» (глава 14)

Также он дарит школе, в которой училась Лена, свою любимую картину «Машка». Лена понимает, насколько Николаю Николаевичу дорога эта картина. Девочка восхищается величием своего дедушки:

«И вдруг, мгновенно осененный, вдруг понявший, что это необходимо сделать, он поднял над головой картину, по-прежнему завернутую в полотенце, вышитое крестом, и сказал:

– Эта картина мне очень дорога. Тут изображена наша старинная согражданка. – Николай Николаевич строго посмотрел на Маргариту Ивановну. – Она была вашей предшественницей, учительницей русской словесности здесь, в городке… почти сто лет тому назад. – Он улыбнулся: – Не думайте, что это было так уж давно… Она всего лишь моя бабушка… – И добавил просто и тихо: – Эту картину я дарю вашей школе.

– Дедушка! – сказала Ленка в страхе и в немом преклонении перед поступком Николая Николаевича. – Де-душ-ка!

Нет, даже она не могла понять в эту секунду величие своего деда, Николая Николаевича Бессольцева.» (глава 14)

Когда Лена и Николай Николаевич уезжают из города, некоторые ребята, судя по всему, жалеют о том, что травили бедную девочку и обзывали ее дедушку. К сожалению, ничего изменить уже нельзя:

«– На каких людей мы руку подняли! – нарушил тишину Васильев и тяжело вздохнул: – Э-э-эх!

– Все из-за Сомова! – Лохматый подлетел к Димке, крепко сжав кулаки.

– У-у-у, – понеслось со всех сторон, – Со-мо-о-ов!» (глава 14)

Это был цитатный образ и характеристика Николая Николаевича Бессольцева в повести «Чучело» Железникова: описание внешности и характера героя.

— Все материалы по повести «Чучело»

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий