Вкратце, барокко — это стиль живописи, скульптуры и архитектуры, зародившийся в Италии в середине 16 века и процветавший между 1590 и 1720 годами. Он был описан как более выразительный жанр театрального искусства, чем предшествовавший ему стиль Возрождения. К его особенностям относятся насыщенность сильными эмоциями, сложные сцены, использование особых приемов передачи света, драматизм и преобладание религиозной тематики. К ярким представителям эпохи барокко относятся Рембрандт, Вермеер, Караваджо, Веласкес, Рубенс.
- Предпосылки возникновения направления
- Три цели, которые преследовал вид живописи
- Пропаганда католической церкви
- Укрепление абсолютной монархии
- Прославление природы
- Характерные черты
- Развитие направления в разных странах
- Италия
- Испания
- Франция
- Голландия
- Барокко в искусстве России
- Известные картины
- «Менины» (Веласкес, 1656)
- «Медуза» (Караваджо, 1598)
- «Воздвижение креста» (Рубенс, 1610)
- «Девушка с жемчужной сережкой» (Вермеер, 1665)
- «Возвращение блудного сына» (Рембрандт, 1669)
- «Автопортрет» (Ван Дейк, 1623)
- «Даная» (Рембрандт, 1647)
- «Смерть Марии» (Караваджо, 1606)
- «Три грации» (Рубенс, 1623)
- «Вид Толедо» (Эль Греко, 1600)
- Знаменитые художники
- Антонис ван Дейк (1599-1641)
- Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
- Микеланджело де Караваджо (1571-1610)
- Рембрандт ван Рейн (1606-1669)
- Диего Веласкес (1599-1660)
- Ян Вермеер (1632-1675)
- Эль Греко (1541-1614)
- Никола Пуссен (1594-1665)
- Хосе де Рибера (1591-1652)
- Адриан ванн де Вельде (1636-1672)
- Барокко в архитектуре
- Отличие классицизма, барокко и реализма
- Отличия барокко и рококо
- Важность эпохи
Предпосылки возникновения направления
Началом развития барокко можно считать событие, произошедшее в 1945-1563 годах — Тридентский собор, то есть собрание католической церкви, собравшееся для противодействия распространению протестантизма в Европе.
Когда Мартин Лютер опубликовал «95 тезисов» в 1517 году, он положил начало протестантской Реформации, которая критиковала поведение католического духовенства. Особенно это относилось к низшим классам, которые, по мнению многих, подвергались эксплуатации со стороны церкви.
Трентский собор собрался, чтобы обсудить раскол между двумя сторонами христианской церкви и подтвердить определенные верования и обычаи. Все это должно было укрепить поддержку католического духовенства, которое хотело сохранить свою власть и господство над большей частью европейского общества.
Все это относится и к искусству — художники должны были использовать свое мастерство для воздействия на массы, показать чудеса и страдания святых в сильном реализме и эмоциональности.
Поскольку протестантизм был популярен среди бедных слоев населения, предметы искусства уже не должны были принадлежать исключительно богатым, они должны были быть доступны всем. Барокко должно говорить со всеми людьми, укреплять власть церкви и напоминать ее членам о тяжелой жизни вне благосклонности христианского бога. Это означало, что он должен был быть простым, впечатляющим и вдохновляющим.
Под сильным влиянием взглядов иезуитов (барокко иногда называют «иезуитским стилем») архитектура, живопись и скульптура должны были работать вместе, чтобы произвести единый мощный эффект.
Три цели, которые преследовал вид живописи
Пропаганда католической церкви
Холсты, скульптуры, величественные здания служили стимулированию и распространению в обществе веры в церковь.
С этой целью духовенство приняло сознательную художественную программу, произведения которой вызывали у верующих честный эмоциональный и чувственный отклик.
Барочное течение, возникшее из этой программы, было парадоксальным образом и чувственным, и духовным; в то время как натуралистическая обработка делала религиозный образ более доступным для обычного прихожанина, драматические и иллюзорные эффекты использовались для стимулирования благочестия и создания впечатления божественного великолепия.
Крыши барочных церквей растворялись в живописных сценах, которые представляли собой яркие виды бесконечности и направляли чувства к небесным заботам.
Укрепление абсолютной монархии
Тенденция сопровождалась одновременной кристаллизацией видного и могущественного среднего класса, который теперь стал играть роль мецената.
Дворцы в стиле барокко были построены в монументальном масштабе, чтобы продемонстрировать силу и величие централизованного государства. Явление лучше всего проявилось в королевском дворце и садах Версаля.
Но в то же время развитие рынка живописи среднего класса и его вкус к реализму можно увидеть в работах братьев Ленена и Жоржа де ла Тура во Франции и в различных школах голландской живописи XVII века.
Прославление природы
Третье направление — новый интерес к природе и общее расширение интеллектуального кругозора человека, вызванное развитием науки и исследованием земного шара. Они одновременно создавали новое ощущение человеческого ничтожества и неожиданной сложности и бесконечности в мире природы.
Развитие пейзажной живописи 17 века, где люди часто изображаются крошечными фигурками в большом природном окружении, говорит об этом меняющемся понимании человеческого состояния.
Характерные черты
Отличительными чертами стиля барокко были:
- фактическое или подразумеваемое движение;
- попытка изобразить бесконечность;
- акцент на свете и его эффектах;
- театральность.
Для достижения этих эффектов художники представили или разработали ряд техник, в том числе quadro riportato — «перенесенные картины» (фрески, которые включали иллюзию того, что они состоят из серии картин в рамах), квадратуры (роспись потолка) и trompen l’ техника ойл — «оптическая иллюзия». Это позволило стереть границы между живописью, скульптурой и архитектурой, что было характерно для движения.
Только в эпоху барокко живопись достигла уровня физического реализма, который по праву можно назвать «фотореалистичным».
В отличие от ренессансного искусства, которое обычно показывало момент до события, художники барокко выбирали наиболее драматичный момент – секунды, когда происходило действие: Микеланджело, работая в Высоком Возрождении, показывает своего Давида, собранного и неподвижного перед битвой с Голиафом; Писатель эпохи барокко Давид Бернини был пойман за броском камня в великана.
Искусство барокко должно было вызывать эмоции и страсть, а не спокойную рациональность, ценившуюся в эпоху Возрождения.
Развитие направления в разных странах
Искусство барокко проявлялось по-разному. Каждый народ стремился привнести в новое направление что-то особенное, только свое.
Барокко, как художественный стиль, предполагал простоту образа, простоту действия. В отличие от средневековой живописи живопись не ограничивалась библейскими сюжетами: в изобилии появлялись портреты, пейзажи, зарисовки из жизни людей.
К общим правилам европейского барокко художники разных стран привносили свое желание: работы итальянцев заметно отличаются по стилю и содержанию от работ мастеров других держав (французов, голландцев, испанцев).
Италия
Италия – страна, где зародился и получил дальнейшее развитие стиль барокко. Первоначально в ходу были мифологические и религиозные сюжеты. Постепенно начался переход к портретной живописи. Появились новые приемы, приемы росписи полотен: контраст света и тени, диагональное расположение фигур, эксперименты с красками.
Ярчайшие представители итальянской живописи:
- М. Караваджо,
- А. Карраччи,
- С. Роуз,
- Б. Строцци,
- Д. Кастильоне.
Испания
Первоначально шедевры испанского барокко отличались строгостью и жесткостью. Представители этого направления в своем творчестве следовали принципам реализма. Большинство пионеров были крайне религиозны, их картины с библейскими сюжетами украшали храмы, так как основными заказчиками были священнослужители.
Постепенно живопись стала «оживать», выходить за рамки религии: появились портреты, строгость изображения осталась в прошлом. Поздний период испанского барокко характеризуется ощущением движения, игрой света и тени, красочностью и плавностью линий.
Основными заказчиками барочной живописи в Испании были королевский двор и католическая церковь. В результате ощущается некоторая нехватка мотивов (портреты, картины на религиозные темы). Направления, присущие другим странам (пейзаж, натюрморт, живопись на бытовые сюжеты), не получили распространения.
Художники, представители испанского барокко:
- Д. Веласкес,
- Дж. Рибейра,
- Ф. Сурбаран,
- Эль Греко.
Франция
Период барокко во Франции начался в середине 17 века. Стиль развивался параллельно господствовавшему в то время классицизму, пока не слился с ним.
Наиболее ярко французское барокко проявилось в архитектуре: помпезные, роскошные дворцы, кажущиеся нереальными, поражающие тысячами мелких деталей, завитушек, скульптур. Не менее удивительным было внутреннее убранство помещений: обязательная позолота, лепнина, причудливые декоративные украшения.
Живопись не отставала и была представлена в основном праздничными портретами знатных людей.
В начале 18 века стиль рококо отличался от барокко – менее вычурным, более скромным и спокойным.
Голландия
Голландия, несмотря на свои скудные размеры, была прогрессивным и открытым новым государством. В 16 веке здесь были созданы художественные академии, в которых изучались передовые направления в живописи, скульптуре и зодчестве. Голландцы одними из первых переняли появившийся в Италии стиль барокко и стали активно работать в этом направлении.
В отличие от большинства империй, в Голландии процветал средний класс, и заказчиками картин становились не только аристократы, но и купцы, и богатые горожане. Ограничений по сюжету не было: художники писали портреты, натюрморты, пейзажи, бытовые сцены. В ходу были небольшие полотна, украшавшие дома.
Голландские мастера были строго разделены по жанрам: портретисты никогда не писали натюрморты, пейзажисты не брали портреты. Каждый занимал свою нишу, оттачивал мастерство, пытался достичь совершенства.
В XVII веке Голландия стала независимым государством, и это радостное событие сразу же отразилось в искусстве. Голландская живопись периода барокко яркая, насыщенная, раскрепощенная. Артисты воспевали все, что видели: не только аристократию, но и простых людей, красоту природы.
Жанровую живопись XVII-XVIII веков представляли маринисты, пейзажисты, портретисты, художники, воплощавшие бытовые сцены из жизни горожан и др. основной акцент картин голландских мастеров — буйство красок, выраженная игра света и тени.
Известные голландские художники того времени:
- Ван Дейк,
- П. Рубенс,
- И. Вермеер,
- Ф. Хальс,
- Я жизнь.
Барокко в искусстве России
Русское барокко берет свое начало в конце 17 века — первой половине 18 века. С легкой руки Петра I, не желавшего отставать от прогрессивной Европы, в столицу стали привозить иностранных архитекторов, художников, скульпторов для обучения русских живописцев и строителей новому стилю.
До этого момента все, что было построено на Руси, — это церкви и строгие боярские скрижали, все, что было написано, — это иконы, сцены из житий святых. Понятия живописи не существовало, так как такие портреты не писались — было принято изображать на полотнах Иисуса, Его Матерь и угодников Божиих.
В петровском барокко еще были черты средневековья, некоторая жесткость и нелепость, но это уже был явный переход из одной эпохи в другую. Очень быстро были приняты портреты, невероятно популярными стали миниатюры на эмали. Здания приобрели легкость, кокетливость, русские дворцы уже не уступали по красоте европейским.
Конец культуры барокко связан со смертью императрицы Елизаветы Петровны (1761 г.).
Стиль барокко в русском искусстве начался с архитектуры, основными типами были:
- Нарышкинское,
- Петровское,
- Голицынское,
- Елизаветинский
- Строгановское барокко.
Имена даны по именам знатных особ — заказчиков дворцов и других построек.
Ярчайшими представителями барокко была целая плеяда художников-портретистов:
- ЯВЛЯЕТСЯ. Матвеев (1701-1739),
- И. И. Никитин (1690-1742),
- В. Л. Боровиковский (1757-1825),
- Д.Г. Левицкий (1735-1822),
- А. П. Антропов (1716–1795)
Портреты того времени носили «придворный» характер: рисовали аристократов, королевских особ, членов их семей. Характерные черты – оригинальность, правдивость в образе модели, подчеркивание не только внешней, но и внутренней красоты человека.
Скульптура развивается параллельно с живописью. Барокко дало России такие имена, как:
- Ф. И. Шубин (1740–1805),
- Фальконе (1716-1791).
Таблица 1. Важные произведения русского барокко
Показать таблицу
Картина | Скульптура | Архитектура | |||
Работа | Автор | Работа | Автор | Работа | Автор |
«Автопортрет с женой» — первая русская работа в стиле автопортрета (1729 г) | ЯВЛЯЕТСЯ. Матвеев | Бюсты Ломоносова, Екатерины II, Павла I | Ф. Шубин | Покровская церковь в Филях | Построен по заказу Л. Нарышкина, имя автора не сохранилось |
«Петр I на смертном одре» (1725 г) | И. Никитин | Медный Всадник, Флора, Амур, Зима | Фальконе | Зимний, Воронцовский, Строгановский дворцы | Растрелли |
«Портрет Струйской» (1772 г) | Ф. Рокотов | Александро-Невская Лавра | Трезини | ||
«Портрет Лопухиной» (1797 г) | В. Боровиковский | Китайские, мраморные дворцы | Ринальди |
Известные картины
Наиболее яркими образцами барокко в живописи являются следующие работы.
«Менины» (Веласкес, 1656)
Менины
Диего Веласкес
Одна из самых известных картин в мире, хранящаяся в испанском музее Прадо. «Менины» считаются вершиной творчества художника, так как имеют невероятно сложную, даже загадочную композицию. На картине изображены и король, и королева, и их дочь со свитой слуг, и даже сам Веласкес, занятый рисованием.
«Медуза» (Караваджо, 1598)
Медуза
Караваджо
Особенность холста в том, что рисунок на нем выполнен без набросков. Художнику понадобился всего год, чтобы выполнить заказ кардинала дель Монте. Мрачные тона, гримаса ужаса на отрубленной голове – все это не умаляет гениальности шедевра, находящегося сейчас в галерее Уффици (Флоренция).
«Воздвижение креста» (Рубенс, 1610)
Воздвижение Креста Господня
Питер Пауль Рубенс
Картина, прославившая художника. Впервые прерванный сюжет казни Христа был представлен по-новому: естественно, живо, как будто это не событие прошлых лет, а сцена, происходившая в данный момент перед глазами зрителя. После этого Рубенса стали называть «богом живописцев».
«Девушка с жемчужной сережкой» (Вермеер, 1665)
Девушка с жемчужной сережкой
Ян Вермеер
Полотно не только красивое, но и загадочное. Неизвестно, кто изображен на полотне, и когда именно картина была написана. Девушку с портрета назвали «голландской Моной Лизой», полюбоваться ею можно в Королевской художественной галерее в Гааге.
«Возвращение блудного сына» (Рембрандт, 1669)
Возвращение блудного сына
Рембрандт
Одна из самых известных работ Рембрандта. В основе лежит религиозная притча о прощении и безграничной родительской любви. Полотно находится в Эрмитаже: оно было куплено по поручению Екатерины II в 1776 году.
«Автопортрет» (Ван Дейк, 1623)
Автопортрет
Антонис ван Дейк
Благодаря этому полотну современный человек может представить, как выглядел гений. Автопортрет считается лучшим произведением фламандца ван Дейка. Его стиль отличается изяществом, а самого себя он изображал с особой любовью, подчеркивая тонкость рук, аристократичность и обычные, даже женские черты лица.
«Даная» (Рембрандт, 1647)
Даная
Рембрандт
Картина, которую мастер писал с особой любовью на протяжении 10 лет. Она была написана не по заказу, а для собственного удовольствия и украшала дом художника до самой его смерти. Находится в Государственном Эрмитаже.
«Смерть Марии» (Караваджо, 1606)
Смерть Мэри
Караваджо
Новаторское произведение, представившее Матерь Христову не как божественную личность, а как обычную личность. В связи с этим церковь, выступая заказчиком, отказалась выкупить полотно. Но позже произведение было признано гениальным, и сегодня оно украшает стены Лувра.
«Три грации» (Рубенс, 1623)
Три грации
Рубенс
Фламандцы любили изображать женское тело таким, какое оно есть от природы. Героини картины не отличаются особой грацией по современным меркам, но эта картина до сих пор считается гимном женской красоте и обаянию.
«Вид Толедо» (Эль Греко, 1600)
Вид на Толедо
Эль Греко
Редкая картина с изображением любимого города мастера, ведь Эль Греко в основном выбирал библейские сюжеты. Это один из первых пейзажей в европейской живописи, поэтому полотно заслуживает особого внимания.
Знаменитые художники
Выдающиеся художники эпохи барокко.
Антонис ван Дейк (1599-1641)
Фламандский художник, начинавший как портретист. Затем он перешел к картинам на религиозные, мифологические сюжеты. Он работал при дворе, рисуя королевских особ. Его считают создателем нового вида декоративного портрета. Ученик Рубенса, добившийся не меньшей популярности, чем учитель.
Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
Он стоял у истоков европейского барокко. Автор 3 тысяч картин на различную тематику: религиозную, мифологическую, бытовую, историческую. Работал при царском дворе, писал портреты вельмож, аристократов. Он воспитал целое поколение учеников, с одним из них (Антонис Ван Дейк) сотрудничал успешно и плодотворно.
Микеланджело де Караваджо (1571-1610)
Один из крупнейших мастеров барокко, реформатор живописи XVII века. Он первым использовал в своих работах игру света и тени. Мастер сложных композиций, многообразных сюжетов. Наибольшую известность ему принесли картины на религиозные темы.
Рембрандт ван Рейн (1606-1669)
Голландец, испробовавший свои силы практически во всех жанрах живописи, от портрета до пейзажа. Каждое полотно – это целая философия, а персонажи прописаны до мелочей: есть возможность оценить не только внешние качества, но и прочувствовать внутренний мир и глубину переживаний изображенных людей.
Диего Веласкес (1599-1660)
Испанский придворный живописец, который не ограничивался написанием портретов дворян. В его копилке – мифологические сюжеты, картины на библейские, исторические темы. Он изображал людей и следовал принципам реализма.
Ян Вермеер (1632-1675)
Голландский живописец, мастер портретов и бытовых сцен. В отличие от своих коллег, он не писал религиозные картины. Его стиль – это композиции с тщательно проработанными интерьерами и одной или двумя фигурами в центре.
Эль Греко (1541-1614)
Испанец с греческими корнями, представитель раннего барокко. Будучи крайне религиозным, он предпочитал писать библейские рассказы. Отличительной особенностью его картин является серо-жемчужная цветовая гамма.
Никола Пуссен (1594-1665)
Французский представитель классического барокко, работавший в Италии. Он начал писать на религиозные темы, затем перешел к портретам, а к концу жизни увлекся пейзажами. Помимо живописи увлекался графикой.
Хосе де Рибера (1591-1652)
Продолжение принципов Караваджо. Помимо живописи, он оставил после себя внушительное количество графических работ. Темы, преобладающие в его творчестве, – религия, мифология.
Адриан ванн де Вельде (1636-1672)
Короткая жизнь художника не помешала ему прославиться как мастеру пейзажа. Наследие составляет более 400 картин. Мастер начал работать на религиозные, мифологические темы, но преждевременная смерть помешала ему развиваться в этом направлении.
Барокко в архитектуре
В архитектуре стиль барокко проявил себя особенно ярко. Дворцы в стиле барокко считаются впечатляющими, вызывающими восхищение: грандиозные по своим масштабам, величественные, помпезно украшенные.
Характерные черты построек этой эпохи:
- Искривленное пространство. Архитектурные ансамбли создавались чередованием выпуклых и вогнутых участков. Одна часть здания плавно перетекает в другую, обязательные башни, балконы, эркеры дополняют картину.
- Обилие декора. Убранство здания часто бывает чрезмерным: стены скрыты за богатой лепниной, скульптурами, колоннами.
- Гармония с окружающим пространством. Как правило, дворцы окружены садом, парком, сквером с фонтанами. Композиция выглядит цельной.
Яркие образцы архитектуры барокко:
- Площадь Святого Петра (Ватикан) Лоренцо Бернини.
- Версальский дворец (Франция) — Жюль Мансар.
- Зимний дворец (Россия) — Доминико Трезини.
- Дворец Шенбрунн (Вена) – Иоганн фон Эрлах.
- Королевский дворец Мадрида (Испания) – Джованни Саккетти, Франческо Сабатини.
Отличие классицизма, барокко и реализма
Параллельно с барокко развивались и другие стили: классицизм, романтизм, реализм. Отличить эти стили друг от друга несложно, основные черты каждого представлены в таблице:
Таблица 2. Отличительные черты классицизма, реализма, барокко в архитектуре
Показать таблицу
Классицизм | Барокко | Реализм |
|
|
|
Таблица 3. Отличительные черты классицизма, реализма, барокко в живописи
Показать таблицу
Классицизм | Барокко | Реализм |
|
|
|
Отличия барокко и рококо
Рококо пришло на смену барокко и унаследовало некоторые его черты. Но между этими двумя стилями есть существенные различия.
Таблица 4. Отличительные черты барокко и рококо в архитектуре
Показать таблицу
Барокко | Рококо | Примеры работ |
|
| Барокко: Палаццо Кариньяно (Италия), Дворец Мафра (Португалия), Петропавловский собор (Россия). Рококо: Дворец Келуш (Португалия), Дворец Шарлоттенбург (Германия), Китайский дворец в Ораниенбауме (Россия) |
Таблица 5. Отличительные черты барокко и рококо в живописи
Показать таблицу
Барокко | Рококо | Примеры работ |
|
| Барокко: «Воздвижение Креста» (Караваджо), «Вакх» (Рубенс), «Святое семейство» (Эль Греко) Рококо: «Паломничество на остров Кифера» (А. Ватто), «Качели» (Н. Ланкр))), «Прачки» (Ж. О. Фрагонар). |
Важность эпохи
Это один из самых важных периодов в западной истории, поскольку он способствовал формированию европейской идентичности, которая искала выход из ренессансного классицизма. Кроме того, она сыграла ключевую роль во всех религиозных конфликтах, имевших место в то время, когда протестанты столкнулись с теми, кто строил простые и скромные здания для богослужений с изящными, величественными и сложными конструкциями; можно сказать, что барокко было эстетическим выражением Контрреформации.