Аннибале Караччи, талантливый гравер и живописец, принадлежит к знаменитой династии итальянских художников XVII века. Вместе с братьями Лодовико и Агостино он основал школу Accademia degli Incamminati».
В школе пропагандировались идеи сочетания лучших достижений мастеров прошлого, рисования с натуры, ухода от условностей. Работа братьев ознаменовала переход в мире искусства от маньеризма к живописи барокко.
Долгое время Караччи воспринимался современниками в контексте творчества трех братьев, но вскоре его талант стал раскрываться и превосходить мастерство партнеров.
Детство
Аннибале родился в 1560 году в Болонье, в семье потомственных портных. Отец мальчика не сомневался в будущем сыне: ребенок пойдет по стопам родителей и станет закройщиком.
Показать таблицу
Справочник по истории | |
Годы жизни | 3 ноября 1560 г. — 15 июля 1609 г |
Страна | Италия |
Жанр | Картина |
Стиль | Барокко |
Сюжеты | Портреты, религия |
Но ребенок не проявлял интереса к творчеству родителей. С детства увлекался живописью и особенно рисунками выдающихся писателей Микеланджело, Рафаэля, Корреджо, влияние которых отчетливо прослеживается в его ранних работах.
Пьета Фарнезе
Уже в раннем возрасте для рисунков будущего живописца была характерна присущая только ему особая техника. Уникальный подход к цветам подвергался критике со стороны старых мастеров. Воспитывался мальчик по принципам старой академической школы.
В конце XVI века в искусстве воцарился маньеризм — направление в живописи, характеризующееся утратой ренессансной гармонии физического и духовного. В подавляющем большинстве случаев художники работали именно в этой технике, и Аннибале не исключение.
Молодой писатель понимал, что его оригинальность не находит в этом течении правильного воплощения. Он хотел соединить лучшие качества мастеров прошлого и выработать собственный стиль.
Творческий путь
Аннибале Караччи создал множество известных произведений, от фресок до гравюр и красочных полотен. В 1582 году художник получил свой первый заказ на роспись дворца Фава в античном стиле. Работа заняла два года, после чего критикам стало ясно, что талант автора стремительно развивается.
В течение нескольких лет Аннибале путешествовал по Италии и Европе, изучая работы искусных живописцев, запоминая приемы их стиля. Его поразили Микеланджело, Тициан, Корреджо и многие другие.
Главным приобретением в путешествии стало осознание вторичности собственного стиля. Поняв, что слишком старается им подражать, автор решил заняться поиском собственных уникальных приемов.
Юпитер и Юнона
В 1585 году братья Караччи создали «Академию для вступивших на правильный путь», или «Академию дельи Инкамминати». «Правильным» художники считали изображение природных форм, способных вызывать глубокие религиозные чувства. В академии читались лекции по искусству, анатомии, композиции и перспективе. Многие талантливые писатели учились в академии.
Постепенно мастерство портретиста стало отодвигать на второй план его кузенов. Автор получает очень важный и дорогой заказ на роспись дворца Фарнезе при дворе самого кардинала в Риме. Здесь мастер работал до конца жизни, создав множество невероятных картин и фресок.
Техника и стиль
В раннем творчестве Аннибале Караччи отчетливо прослеживается влияние мастеров Микеланджело, Корреджо, Рафаэля и других. Автор старался учиться на лучших образцах искусства, читать их приемы и вводить новшества по-своему.
С дальнейшим развитием навыков в его картинах стало появляться множество насыщенных оттенков, цвет стал различаться свежестью и яркостью. Художник четко и точно рассчитал композицию.
Святые жены-мироносицы у гроба воскресшего Христа
Искусствоведы отмечают, что более зрелые работы живописца отличались от предыдущих меньшей искренностью и вдохновенностью. Они стали более механическими, как будто неискренними. Более поздние работы автора посвящены религиозной тематике, которой большинство художников XVII века посвящало свои картины.
Влияние на мир искусства
Творчество братьев Караччи и особенно Аннибале оказало значительное влияние на живопись 17 века. Они стали предтечами крупного художественного направления — барокко. Их картины были динамичны и эмоциональны, как это свойственно маньеризму, и сочетали в себе роскошь Ренессанса, ставшего основой барокко.
Среди известных произведений автора – монументальная фреска Пьета Фарнезе, которая создавалась на протяжении восьми лет. Широко известны картины «Юпитер и Юнона», «Меркурий и Парис», «Пан и Диана» и многие другие.
Мясная лавка
Самая известная картина – «Святые жены-мироносицы у гроба Воскресшего Христа». На полотне изображена сцена из Евангелия, где три Марии встречают ангела, возвещающего о воскресении Христа.
Не менее известным произведением считается «Мясная лавка», которая считается одной из первых попыток изобразить ситуацию в жанре. По мнению искусствоведов, на полотне могут быть изображены и сами братья.
Современники мастера считали «Воскресение Христово» одной из лучших картин. На картине искусно продумана композиция, фигуры расположены под сложными ракурсами, общий стиль картины объединяет эту работу с другими рисунками автора. Помимо создания фресок и картин, автор воспроизвел собственные работы в ряде гравюр.
Личная жизнь
О личной жизни артиста, о его наследниках практически не осталось сведений. Живописец жил ежемесячными заказами на фрески, без устали работал кистью. К концу жизни он имел за плечами сотни невероятно талантливых работ, но ни гроша за душу.
Смерть
В беспросветной бедности гравер страдал ревматизмом и не мог выполнить последние заказы. В 1609 году мастер умер. Единственной волей было желание похоронить его рядом с могилой Рафаэля, и его предсмертная воля была исполнена.
Интересные факты
Интересно, что большая часть произведений автора сохранилась благодаря его другу-антиквару Франческо Анджелони. Его коллекция насчитывала несколько сотен работ.
Воскресение Христа
Картины живописца выставляются по всему миру в столицах искусства: Вене, Париже, Дрездене и других. Художественные полотна автора хорошо сохранились, в отличие от многих фресок, которые со временем выцвели и стали трудно различимы.