Футуризм сочетает в себе различные формы авангардного искусства. Направление возникло в ХХ веке и воспринималось как устремленность в будущее. Это имя стали носить смелые и необычные идеи в живописи, архитектуре, скульптуре и даже литературе. Особое влияние на ее зарождение и становление оказало стремительное развитие технологий.
Индустриальная эпоха позволила добавить к традиционному художественному облику (классические направления.
- Описание стиля
- Черты и принципы футуризма в живописи
- История возникновения
- Футуризм в России
- Отличие от символизма, акмеизма, сюрреализма, кубизма
- 10 известных художников-футуристов
- Джакомо Балла (1871-1968)
- Луиджи Руссоло (1885-1947)
- Давид Бурлюк (1882-1967)
- Умберто Боччони (1882-1916)
- Николай Кульбин (1868-1917)
- Хоакин Торрес Гарсия (1894-1949)
- Джино Северини (1883-1966)
- Джерардо Доттори (1884 — 1977)
- Юрий Анненков (1889-1974)
- Юлиус Эвола (1898-1974)
- 10 известных картин в стиле футуризм
- Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского (Давид Бурлюк)
- Семейная пара (Давид Бурлюк)
- Динамизм собаки на поводке (Джакомо Балла)
- Рост города (Умберто Боччони)
- Танцовщица = Море (Джино Северини)
- Бульвар (Джино Северини)
- Портрет Артура Кравана (Джино Северини)
- Ловушки войны (Джакомо Балла)
- Я и моя жена (Фортунато Деперо)
- Грузовик (Марио Сирони)
- Значение стиля в искусстве
- Футуризм в архитектуре
Описание стиля
В искусстве стиль футуризм является воплощением технологического процесса. В его основе идеи прогресса, урбанизма, стремления вперед. Творчество прославило такие направления в жизни человека, как:
- Продвижение.
- Энергия.
- Наука.
- Движение времени.
Технологии во всех их проявлениях, большой город с его суетой и скоростью стали объектами для картин, сюжетами для рассказов. В центре всего этого был человек — источник прогресса, мыслей и чувств.
Произведения этого направления в искусстве схожи не столько по содержанию или сюжетной составляющей, сколько по форме, которая поставлена в центр — на первый план.
Цель футуризма – увидеть мир за гранью обыденности, перейти от визуального восприятия к пониманию внутренней структуры. В цели также входит стремление совместить классику и современность, внести свой взгляд на развитие и благоустройство окружающего пространства.
Черты и принципы футуризма в живописи
Футуризм в живописи – это смелый взгляд в будущее, воплощенный в необычных сочетаниях цветов и оттенков. Главный фактор, присутствующий на полотнах художников, — множество изогнутых линий, причудливой геометрии, сплетающихся в узнаваемые формы, контуры, сюжеты.
Основная суть – воплощение на полотне будущего, мира, каким он будет в результате технического прогресса. В работах явно просматривается презрение к старым правилам и законам прошлой жизни. Нововведения и эксперименты, исследования и эксперименты в некоторых сферах человеческой жизни — начало футуризма. Особая эстетика завораживает своей неоднозначностью.
Содержание работы было очень разнообразным. Основные черты футуризма, как нового слова в искусстве, неоднократно выявлялись и подчеркивались его последователями — смелыми художниками.
Новое творчество заключалось в следующих характерных чертах:
- Исследование новизны в некоторых воплощениях искусства.
- Отрицание старых правил, норм и традиций в живописи.
- Экспериментируйте с формой и содержанием в произведении искусства.
- Подчеркивает необычную форму и смелость линий.
- Использование новых слов и выражений (в названиях картин, описаниях, художественных текстах).
Ярко выраженный признак футуризма – бунтарство. Войны и революции воспринимаются создателями этого жанра не как страх и ужас, а как способ возродить общество, сделать его молодым духовно и эмоционально, готовым к пониманию и реализации новых идей и мнений.
В своих произведениях авторы стремились создать ощущение неизбежного потрясения в жизни общества или в сознании. Этого удалось добиться смелым сочетанием цветов и оттенков, преобладанием в палитре ярких, привлекающих внимание сочетаний.
В направлении футуризма ярко выражен антиэстетизм, отрицание искусства как чего-то возвышенного, светлого или прекрасного. Для мастера жанра главное город и техника, прогрессивное мышление.
Преобладает отрицание факта преемственности – каждый, кто выбирает это направление, является первооткрывателем, так как футуризм предполагает индивидуальное развитие и стремление к самовыражению. Связи с прошлым в живописи воспринимаются как звенья, мешающие прогрессу и развитию.
Художники выделяют следующие особенности картин этого жанра:
- Сюжеты вокруг техники и больших городов.
- Преобладание темы механизмов (автомобили, самолеты, двигатели).
- Научно-фантастические исследования в области развития.
- Объемное изображение предмета с разных сторон одновременно (своеобразный ракурс из угла).
- Цветовые решения интенсивны, стремительны.
- Динамика в формах.
- Передача движения с помощью техники наложения.
- Используйте в сюжетных постах.
- Металлические осколки.
- Использование фрагментов таблиц в составе сюжетной композиции.
- Картинки — коллажи с использованием шестеренок.
- Помехи, шумы и звуки передаются посредством использования знаний в изобразительном искусстве.
- Зритель – центральная фигура в произведении.
Визуальные и психологические приемы дополняют новый стиль.
История возникновения
Жанр под названием футуризм в искусстве возник в самом начале 20 века. Молодые писатели стремились передать в различных произведениях свое представление о том, как будет выглядеть мир в будущем. Ряд жанров из прошлого отошел на второй план.
Основатели — Филиппо Маринетти, а позже Джакомо Балла, Боччони, Руссоло, Умберто Боччони, Карло Карра, Джино Северини и Франческо Балилла Прателла буквально перевернули основы искусства, ворвались в него с новыми идеями и мнениями.
Первое произведение в новом жанре называется «Красный сахар» — манифест родился в 1909 году. Маринетти первым обозначил отличительные черты футуризма как нового жанра, способного повлиять на все течения в искусстве. Текст содержал описание культа отказа от прошлого в пользу будущего.
Ориентиры — молодые творцы, поэты, художники, писатели, архитекторы, зажатые в устоявшиеся рамки и не способные в полной мере раскрыть свой талант.
Новизна, смелость и попадание в общий «поток» бунтарских мыслей позволили провести первую выставку через 3 года (в 1912 году). Для этого один из музеев Парижа предоставил свою площадку. Так итальянское новшество постепенно перешло в Европу.
Футуризм в России
История искусства относит русский футуризм к 1910-м годам ХХ века. Современники испытывали нарастание недовольства, во всех слоях общества назревал бунт. Вполне естественно, что отношение к футуризму сложилось положительно. Первым футуристом в России является Давид Бурлюк.
Последователи нового направления создали одновременно несколько литературных организаций. Они разработали свои собственные кодексы, уставы и взгляды. Несмотря на то, что итальянский стиль сохранил свою популярность, его расцвет в России был бурным, но оставил множество ярких впечатлений в виде произведений искусства различных жанров и направлений.
Первые футуристы быстро добились известности. Во многом слава помогла скандальным творениям. Конец жанра наступил на удивление быстро — кризис стал прослеживаться еще в 1914 году.
Несмотря на это, мастера жанра оставили свой след в истории. Футуризм полностью исчез в России в конце 1917 года (в период после победы большевиков). Последние работы, произведенные в стране, появились под маркой «ЛЕФ» (1920 г).
Многие отечественные представители футуризма были вынуждены уехать и жить в других государствах. Знаменитый советский представитель футуристического движения — Пастернак. Он оставил после себя яркие произведения в русской литературе, заслуживающие внимания. За лирику и слова этот стиль назвали имажинизмом.
Отличие от символизма, акмеизма, сюрреализма, кубизма
Многие направления Серебряного века к моменту возникновения футуризма исчерпали себя в искусстве и не могли предложить зрителю ничего нового.
Символизм предлагал упрощенное восприятие, не дававшее свободы мысли и действия. Под влиянием изменения взглядов и желаний появляются акмеизм и футуризм. Футуризм – самое авангардное и скандальное направление.
Мастера, в отличие от символистов и акмеистов, провозглашали полный разрыв с культурой и традициями прошлого, призывали не равняться на знаменитых творцов литературы и живописи, а добиваться признания через выражение собственного взгляда на Искусство.
Сюрреализм предлагал увидеть постоянство необычного, заглянуть за грань, но не устремляться в будущее. Кубизм играл с формами и линиями, ставя эту составляющую во главу произведения.
Футуризм предлагал яркость через негатив. Смелость мыслей и образов вызвала гнев зрителей. Среди его последователей были не только поэты и писатели, но и художники, стремившиеся выразить свои взгляды в цвете.
Символисты и акмейстеры в 90% случаев поэты. Город и техника, машины и детали не были частью вдохновения представителей этих направлений в искусстве. В поэзии футуристы пытались экспериментировать со словом, с рифмой играли со звуком и сочетаниями.
10 известных художников-футуристов
Различные течения футуризма оставили миру громкие и запоминающиеся имена творцов и вольнодумцев от искусства. Лучшие представители оставили свой след в истории и остались в памяти как борцы с устаревшими традициями. Источниками творчества для них были воображение, представление о мире грядущем, совершенном, могущественном.
Джакомо Балла (1871-1968)
Его основной идеей в изобразительном искусстве было создание абстрактных композиций. Мастер также активно пытался воплотить свои идеи и представления о прекрасном в прикладном искусстве, а также в архитектурных формах.
Луиджи Руссоло (1885-1947)
Итальянский художник, талантливый композитор и поэт. В своей музыке он исследовал шумовые и звуковые эффекты, в своих картинах воплощал собственное восприятие действительности.
Давид Бурлюк (1882-1967)
Художник был неординарной личностью. Искусство составляло значительную часть его сознательной жизни. Особенность заключалась в том, что автор работал красками и холстом, несмотря на отсутствие одного глаза. Вместо него вставили стеклянный протез.
Умберто Боччони (1882-1916)
Яркий молодой и амбициозный художник. Он был автором «Технического манифеста футуристической живописи». Он изучал разные направления, в том числе и дадаизм, что позволило ему сформировать собственную точку зрения на новый стиль.
Николай Кульбин (1868-1917)
Мимоза
Николай Кульбин
Один из активных организаторов художественных объединений. Участвовал в диспутах, был теоретиком авангарда.
Хоакин Торрес Гарсия (1894-1949)
Порт Барселоны
Хоакин Торрес Гарсия
Художник из Испании. Создавал различные иллюстрации к художественным произведениям. Активно участвовал в продвижении идей нового жанра в обществе. В живописи он придерживался абстракции.
Джино Северини (1883-1966)
Итальянский художник. Учился живописи в Риме. В своих работах он использовал футуризм и кубизм для создания своих произведений. Затем он научился технике рисования у Болла.
Джерардо Доттори (1884 — 1977)
Был знаком с Баллой. В 1911 году он присоединился к новому движению футуристов. Создал целую серию абстрактных работ.
Юрий Анненков (1889-1974)
Личность яркая. Он оставил свой след в русской и французской культуре. Живописец и график, работал в театре и кино, автор. Работал и создавал произведения под псевдонимом Борис Темирязев.
Юлиус Эвола (1898-1974)
Итальянский философ-эзотерик и писатель. Он также был известен как поэт, художник, культуролог и видный политический деятель. Представитель интегрального традиционализма, автор ряда работ по эзотерике и оккультизму.
10 известных картин в стиле футуризм
Реализм в картинках, модернизм или эгофутуризм — это формы искусства, которые заставляют задуматься. Известные произведения в живописи – это своеобразная метка времени.
Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского (Давид Бурлюк)
Портрет футуристического певца Василия Каменского
Давид Бурлюк
Полотно наполнено яркими красками. В нем каждый стремится дать оценку собственной истории. Не следует проводить параллели с реальностью или отождествлять себя с собственной личностью.
Семейная пара (Давид Бурлюк)
Женатая пара
Давид Бурлюк
Полотно написано традиционным для автора способом. В центре сюжета семья, которая проводит обычный день, занимаясь разными делами.
Динамизм собаки на поводке (Джакомо Балла)
Динамика собаки на поводке
Джакомо Балла
Блестящее произведение искусства. Здесь важна передача скорости и энергии в мир, который постоянно стремится вперед.
Рост города (Умберто Боччони)
Сильные огни, люди, дела и перемены сливаются на полотне в единый луч света. Строительство современного города представлено художником в виде хаоса и движения машин, людей и механизмов, направленных в разные стороны.
Танцовщица = Море (Джино Северини)
Танцор = Море
Джино Северини
Картина была создана с целью провести параллель между природной формой и человеческой формой. Он основан на плоских поверхностях и цилиндрах. Они помогают восстановить трехмерность внешнего мира.
Бульвар (Джино Северини)
Бульвар
Джино Северини
Здесь автор вплетает в действие контуры людей. Внешний мир изображается в виде геометрических фигур и кривых, воплощающих в себе функции окружающего пространства.
Портрет Артура Кравана (Джино Северини)
Портрет Артура Кравана
Джино Северини
Работа позволяет увидеть не лицо человека, а его внутренний мир. Профиль можно рассматривать только как элемент сюжетной композиции.
Ловушки войны (Джакомо Балла)
Ловушки войны
Джакомо Балла
На полотне изображены чувства и переживания, страх и смятение, возникающие в душах людей под влиянием войны. Для выражения функций за основу был выбран темный цвет. Красный – символ огня и крови.
Я и моя жена (Фортунато Деперо)
Я и моя жена
Фортунато Деперо
Другое прочтение семейной жизни. Жизнь и увлечения представлены четко, но люди изображены силуэтами, застывшими на работе.
Грузовик (Марио Сирони)
Каждая деталь механизма видна и готова к использованию. Автомобиль сигналит и мчится по улицам города.
Значение стиля в искусстве
Основная суть стиля – движение и динамичность. Классические образцы живописи показывают, что время и образы не стоят на месте, они эволюционируют. Знакомые темы обыгрываются с неожиданной стороны. Все это означало, что искусство начало развиваться, экспериментировать с образами, линиями и восприятием происходящего вокруг.
Футуризм в архитектуре
Культура не может обойтись без архитектурных композиций. Для футуризма характерны длинные линии, изогнутые формы, необычные решения. Он представил такие примеры творчества, как: собор в Бразилиа, отель Burj Al Arab в Дубае, Железный дом в Цюрихе (Германия) и Сиднейский оперный театр.