Время, принесшее миру множество открытий, ставшее синонимом культурного прорыва и неотъемлемой частью народного образования, называется Ренессансом, или Ренессансом. Оно пришло на смену Средневековью и послужило базой для ярких открытий, развития науки и техники.
- Что такое эпоха Возрождения
- Периоды
- Человек эпохи Возрождения
- Изобразительное искусство
- Известные художники эпохи Ренессанса
- Тинторетто (1518-1594)
- Тициан (1488/1490-1576)
- Альбрехт Дюрер (1471-1528)
- Иероним Босх (1450-1516)
- Джотто (1267-1337)
- Сандро Боттичелли (1445-1510)
- Донателло (1386-1466)
- Рафаэль (1483-1520)
- Микеланджело (1475-1564)
- Леонардо да Винчи
- Шедевры эпохи Возрождения
- Мона Лиза (Леонардо да Винчи)
- Сотворение Адама (Микеланджело)
- Сикстинская Мадонна (Рафаэль)
- Рождение Венеры (Боттичелли)
- Поклонение волхвов (Джотто)
- Мадонна Литта (Больтраффио)
- Тайная Вечеря (Леонардо да Винчи)
- Скульптура
- Наука
- Философия
- Архитектура
- Театр
- Музыка
- Литература
- Медицина
- Политика
- Церковь
- Образование
- Географические открытия
- Каноны женской красоты
- Ренессанс в России
- Влияние эпохи на мир
Что такое эпоха Возрождения
Культурный расцвет, время открытий и новшеств, формирование «золотого фонтана» мировой истории и культуры, появление новых имен в живописи, архитектуре, музыке – все это эпоха Возрождения.
Время охватывает 3 века, благодаря которым миру дали такие имена, как:
- Леонардо да Винчи.
- Джорджоне.
- Боттичелли.
- Рафаэль.
- Никола Пизано.
- Арнольфо ди Камбио.
- Тициан.
- Микеланджело
В этот период культура пережила качественное возрождение. Средневековые каноны с их мрачностью уступили место гуманистическим, светским и реалистическим течениям. В основе Ренессанса лежит интерес к идеалам античности. Качественные преобразования повлияли на формирование культуры и искусства во всех странах Европы.
Изменения коснулись не только направления прекрасного, они коснулись и мировоззрения человека и общества. Рухнувшие цепи средневекового взгляда дали возможность увидеть мир под другим углом, увидеть возможности для развития и совершенствования. Именно поэтому каждый монарх считал своим долгом поддерживать художников, музыкантов и скульпторов. Основной идеей было совершенствование, развитие, познание и открытие.
Периоды
Происхождение — XIV век, страна — Италия. Ученые и исследователи не могут определить точные временные рамки эпохи. Каждый период является приблизительным, так как страны постепенно вступали в эпоху Возрождения. Это связано с отставанием в социально-экономическом развитии, расхождением во взглядах и оценках.
Примерными датами можно назвать XIV-XVI века. Годы Возрождения характеризуются проявлением светского характера культуры. Религиозные взгляды уступают место гуманизации.
Возрождается интерес к древности и всему, что с ней связано. Привнесение в европейский мир античных элементов привнесло в культуру и искусство яркие мотивы, сделав произведения незабываемыми. В это время появляется человек эпохи Возрождения — целеустремленный, одухотворенный, стремящийся к открытиям.
Первые признаки Возрождения стали видны обществу в 13-14 веках, но постоянные должности появились в 20-х годах 15 века. В эпоху Возрождения принято выделять 4 основных периода:
- Проторенессанс.
- Раннее Возрождение.
- Правый ренессанс.
- Позднее Возрождение.
В каждый период появлялись новые тенденции и амбиции, которые позволяли совершенствоваться и развиваться.
Проторенессанс – период, относящийся к XIII-XIV векам. Появление отмечено в Италии.
Время подготовки к Ренессансу делится еще на 2 подэтапа — время жизни и смерти ключевой фигуры в истории западного искусства, архитектора и художника Джотто ди Бондоне. В этот период искусство испытало влияние средневековых мотивов — готики и романтизма, а также византийских традиций.
Быстрое развитие остановила эпидемия чумы, охватившая всю Европу. Джотто первым наметил основные направления в живописи, указав путь, по которому шло основное развитие Возрождения.
Следующим периодом было раннее Возрождение. Ориентировочное время разработки — 80 лет. Ученые относят его к 1420-1500 годам. В искусстве еще прослеживались веяния средневековой культуры и традиций. При этом активно добавляются элементы, заимствованные из классической древности — Античности.
Условия в социальной среде, установки и амбиции быстро меняются. Старинные элементы становятся основной концепцией в искусстве. Главной личностью, мастером на этом этапе был живописец Мазаччо, родившийся во Флоренции. Опираясь на идеи и точки зрения своих предшественников, он привнес в свое творчество почти осязаемую скульптурность фигур и изображений на полотнах.
Следующий этап – период Высокого Возрождения. Считается вершиной Возрождения. Время — 1500-1527 гг. Культурное развитие позволило перенести культурный центр из Флоренции в Рим. Скачок произошел из-за восшествия на престол нового папы римского – Юлия II.
У него были смелые и прогрессивные взгляды, что позволило ему в полной мере способствовать расцвету Возрождения. Благодаря присущей персонажу предприимчивости ему удалось привлечь в Рим ведущих живописцев и скульпторов со всей Италии. Именно в это время появляются шедевры, которые изменят мир искусства.
Следующий этап – поздний ренессанс. Его период времени 1530-1620. Развитие культуры и искусства в этот период неоднородно и разнообразно. Исследователи и искусствоведы спорят и не могут определиться с основными направлениями развития и точными датами.
Некоторые эксперты отмечают, что эпоха Возрождения в конце концов угасла с падением Рима. Южная часть Европы погрузилась в Контрреформацию, которая не позволяла свободно и смело мыслить, как того требовал Ренессанс.
В конце эпохи Возрождения наступил ярко выраженный кризис идей. В мировоззрении возникли противоречия, переросшие в маньеризм. Специалисты характеризуют формирующийся стиль как дисгармонию и надуманность, потерю баланса между духовной и физической составляющими, что было характерно для смелой эпохи новых амбиций.
Изабелла Португальская
Тициан
Тициан и Палладио работали в Венеции. В их работах не затрагивались противоречия кризиса взглядов. Увидеть, каким видели мир мастера, можно на полотне Тициана «Изабелла Португальская».
Человек эпохи Возрождения
Бурное развитие эпохи Возрождения отразилось и на человеке. Пик расцвета культуры отразился и на обществе. Термин был введен Джорджио Визари. Эпоха Возрождения положила начало активному развитию науки, торговли и отношений между соседними странами.
Замкнутое Средневековье осталось в прошлом, люди с надеждой смотрели в будущее. Благодаря этому изменился их взгляд на происходящее и мировоззрение в целом. Яркая эпоха итальянского Возрождения распространила свое влияние на Европу и соседние страны.
Главная черта, позволяющая понять, что перед нами человек эпохи Возрождения, – это целеустремленность, ясность мысли и буйство эмоций.
Характеристики общества и людей того времени:
- В мировоззрении людей преобладает гуманизм.
- В наследстве отказано.
- Это отказ от роскоши и различных привилегий, присущих средневековому европейскому обществу.
- Древняя культура возрождается, привнося в мир романтику.
- Естественность во всем, природа как основа жизни – главная черта в восприятии происходящего.
- Было явное пренебрежение схоластикой и законом.
В обществе начинает формироваться новый слой – интеллигенция. Люди становятся более утонченными, возникают понятия об этикете, морали и духовности, которым предстоит пройти длительный период становления и совершенствования, возвышения и чувственности.
Появляются идеи просвещения, нравственные идеалы, происходит насыщение политической жизни, происходит обмен хозяевами. Активно отражаются такие противоречивые понятия, как нравственный нигилизм и религиозный анархизм. Все это дает возможность учиться и развиваться.
Торговля между городами и странами способствует быстрому росту городов. В результате в обществе стали формироваться новые классы. На смену рыцарям Средневековья пришла наемная армия.
Образ человека эпохи Возрождения – центр поклонения, главная фигура в мире. Это была вера в неограниченные возможности личности, в силу собственного духа и красоту. Идеалом для человека и общества было удовлетворение всех естественных потребностей, так как без этого невозможно жить и двигаться вперед.
Изобразительное искусство
Живая культура Возрождения нашла отражение в искусстве. Люди эпохи Возрождения привнесли в него линейную и пространственную перспективу. В этот период проявляется знание пропорций и повышается внимание к анатомии человеческого тела.
Показаны полотна с изображением сцен из античной мифологии, бытовых и бытовых иллюстраций, использованы темы из национальной истории европейских стран. Масляные краски становятся наиболее важными для художников, так как их фактура и разнообразие оттенков позволяют точнее передать идеи и взгляды мастеров кисти.
Первые картины эпохи Возрождения появились в Италии в 14 веке. Художники, работавшие в этот период:
- Пьетро Каваллини (1259-1344).
- Симоне Мартини (1284-1344).
- Джотто (1267-1337).
Сами мастера раннего Возрождения избрали тему, близкую духу общества, — религию. Большое влияние на картины оказали традиции интернациональной готики. Наряду с этим были включены новые приемы: построение, объемная композиция. Стал активно использовать пейзаж на заднем плане. Этот прием позволил сделать изображение более реалистичным, ярким, настоящим.
Человек, смотрящий на него, мог полностью погрузиться в атмосферу, ощутить мощь энергии, которую художник вложил в свое творчество. Прежние традиции иконографии отступили, убрав условности изображений.
Формирование искусства Возрождения началось в 15 веке. Затем Филиппо Брунеллески (ученый и архитектор) открыл и подробно описал закон линейной перспективы. Благодаря этому живописцы смогли воплотить в своих творениях совершенные объемные изображения трехмерного пространства на плоском холсте.
Следующим изменением, которое претерпело изобразительное искусство эпохи Возрождения, стало появление в основе действия нерелигиозных тем. В это время появляются такие самостоятельные жанры живописи, как портрет и пейзаж.
Религиозные сюжеты получили в этот период иную интерпретацию — художники эпохи Возрождения стали рассматривать своих персонажей как героев, подобных античности. Они приобрели ярко выраженную индивидуальность, приобрели личностные черты, в их действиях стала прослеживаться мотивация.
Шествие волхвов. Фрагмент
Беноццо Гоццоли
Мастера Раннего Возрождения:
- Мазаччо.
- Мазолино.
- Пьеро Делла Франческо.
- Беноццо Гоццоли.
- Джованни Беллини.
- Сандро Боттичелли.
Широкое распространение в творчестве получила скульптура, оказавшая влияние и на живопись. На полотне стали проступать бюст, мускулистый рельеф, изгибы тела. Мастера художественного слова научились в полной мере показывать пластику, разнообразие эмоций, телодвижений. Появились сложные сцены и универсальность. Во многом на формирование картины повлияли скульпторы Донателло и Лоренцо Гиберти.
Высокое Возрождение – это этап, когда мир получил самые известные произведения культуры и искусства. В этот период живопись стала рассматриваться как объект для изучения анатомии человека, познания законов природы, внимательного изучения мимики, эмоций и чувств человека.
Художники обращали внимание на такие проблемы, как правильное построение композиции и гармония картины. Сложность и кропотливость работы позволили создать Золотой фонд произведений искусства, ценность и значимость которого с годами только возрастает.
На этом этапе важным стало сочетание гуманизма, эстетики и натурализма. Именно этих принципов придерживался, например, Рафаэль Санти. Героизм и пафос привносят изобразительные произведения искусства, вышедшие под рукой другого мастера – Микеланджело Буонарроти.
В нем отражена трагедия, которая стала наполнять сердца вместе с кризисом гуманизма. Его полотна воспевают силу и мощь человека, указывают на естественную красоту тела. Глядя на изображения, возникает непрекращающееся чувство одиночества в этом огромном, но чужом мире.
Особого внимания заслуживают работы двух мастеров — Джорджоне и Тициана. Они проявляли повышенный интерес к такому направлению в живописи, как пейзаж. Поэтизация действия стала для них важнейшим движущим механизмом. Мастерски они изображали портреты на своих полотнах. Они в полной мере отражали характер и внутренний мир человека.
Поздний Ренессанс – особая страница в искусстве того времени. После падения Рима наступает длительный период кризиса. Это нашло отражение в творчестве позднего Рафаэля. Новое направление получило название маньеризм.
Для этого направления характерны следующие особенности:
- Возбуждение.
- Разрыв строки.
- Неестественные позы (деформация фигур).
- Напряженность.
На картинах женщины и мужчины обнажены, но ожидаемой красоты тела не наблюдается. Мастера используют необычные и даже причудливые эффекты, отдают предпочтение игре освещения и перспективы. На полотнах прослеживается обилие едких хроматических гамм. Видна перегруженность композиции и сюжета.
Портрет молодой дамы по имени Антея
Пармиджанино
Первые творцы в жанре маньеризма:
- Пармиджанино.
- Понтормо.
- Бронзино.
Мастера жили и работали во Флоренции и были придворными художниками герцога Медичи. Затем мода на новое направление распространилась по Италии и другим странам Европы. На смену маньеризму пришел стиль барокко.
Северное Возрождение – это отдельный этап в развитии искусства и культуры в целом. От итальянского Возрождения здесь присутствует только название.
Направление антверпенский маньеризм появилось благодаря творчеству художников, живших севернее Альп. Они не могли опираться на образы античного искусства, так как не имели их. Мастера не руководствовались археологическими работами и исследованиями, проводившимися в этот период в Италии.
В Альпах издавна сохранялись и чтились традиции и навыки, сопровождавшие готическое направление в искусстве. При этом мастера не учли анатомические детали, древность, как основу сюжета.
Портреты, написанные художником на севере, лишены идеалов и гармонии, излишней яркости. В своей реалистичности такие полотна достигают ярко выраженного натурализма. Северяне – творцы, учитывающие элементы народного быта (земледельца.
В произведениях действуют фольклорные традиции и обычаи. Развитие искусства в этом регионе можно проследить по работам Питера Брейгеля Старшего.
Проповедь Иоанна Крестителя
Питер Брейгель Старший
Бургундские Нидерланды — это место, где в 15 веке (первая его половина) зародилось древнеголландское искусство. Это удачное сочетание интернациональной готики, раннего ренессанса и местных традиций в творчестве. Особенности: сложная иконография, замысловатая символика, повышенное внимание к деталям и нюансам быта и быта простых людей.
Каждая работа пронизана суровой естественностью. В процессе работы происходит переход от темперы к масляной краске. Этот прием позволяет творцу более четко и выразительно передать на холсте многообразие и красочность окружающего человека мира, его предметов и явлений.
Важнейшие достижения Северного Возрождения обычно связывают с именами Робера Кампена, Рогира ван дер Вейдена и братьев ван Эйк. Художественная школа 2-й половины 15 в испытала сочетание готических мотивов и направлений в итальянском искусстве. Некая ассоциация отражена в творчестве Мемлинга.
Непосредственно в Италии с интересом следили за достижениями, демонстрируемыми артистами из Нидерландов. Влияние основоположника Возрождения начало активно проникать в этот регион в 16 веке.
Прорыв произошел, когда баварский художник Альбрехт Дюрер отправился в Венецию, чтобы усовершенствовать свое мастерство. В этот же период в Нидерландах полностью сформировалась антверпенская школа маньеризма. Яркий представитель направления – Mabuse.
С начальными этапами Реформации религиозная живопись в Северной Европе попала под запрет. На смену ему пришли другие направления и жанры: пейзаж, натюрморт или жанровая картина. Они основаны на наблюдениях за природой и явлениями.
Известные художники эпохи Ренессанса
Знаменитые художники эпохи Возрождения подарили миру произведения, вошедшие в «Золотой фонд» живописи. В полотнах отражены события в мире искусства, выраженные в смелых и ярких образах, точности линий.
Тинторетто (1518-1594)
Итальянский художник, работавший в Венеции. Ранее созданная перспектива иллюзии трехмерного пространства была им усовершенствована до предела. Для этого Тинторетто использовал длинные и широкие перспективы.
Выбранный им стиль отражает инновационные технологии, яркость и насыщенность красок и неприкрытый драматизм.
Тициан (1488/1490-1576)
Итальянский художник, экспериментировавший с разными стилями и направлениями в живописи. В основу его работ легли портреты, пейзажи, религиозные и мифологические сюжеты. Отличительными чертами техники являются свободные штрихи и тонкость тона.
Ему удалось ввести в живопись смелые образы обнаженных тел, сочетая их с религиозными сюжетами.
Альбрехт Дюрер (1471-1528)
Немецкий художник начал свою карьеру как успешный художник по дереву. Полиграфия под его влиянием достигла невероятных размеров и стала самостоятельным видом искусства.
Дюрер совершенствовал свое мастерство художника, общаясь с Рафаэлем и Леонардо да Винчи. Он ввел итальянское искусство в северные живописные традиции.
Иероним Босх (1450-1516)
Голландский художник, известный тем, что первым изобразил на холсте необычные миры, скрытые от глаз людей, подземный мир и мифических существ, также появился в его работах в числе первых, что вызвало неподдельный интерес к произведениям.
Сад земных наслаждений
Иероним Босх
Его картины гротескны, основаны на библейских сюжетах, в центре сравнение земной и небесной жизни, рая и ада. Мастер понимал глубинные и подсознательные страхи людей, умело переносил их на полотна и заставлял задуматься.
Джотто (1267-1337)
Итальянский художник эпохи раннего Возрождения. Его творчество положило конец преобладанию влияния византийского стиля в живописи. Смелые нововведения, необычный взгляд на технику письма позволили внести революционные изменения и открыть дорогу Возрождению. Мастер изображал лица, жесты и эмоции максимально приближенными к естественным.
Сандро Боттичелли (1445-1510)
Искусство Возрождения стало расцветом эпохи Просвещения. Многие гуманисты воспринимают Боттичелли как родоначальника жанра. Художник выбирал для себя мифологические и религиозные сюжеты, идеально писал портреты людей. Он стремился запечатлеть на холсте доброту и нежность, искренность и позитив.
Донателло (1386-1466)
Итальянский мастер ездил в Рим и изучал там древние руины. Художник постепенно стал отходить от влияния готики, придавая картине плавность линий и детализированную реалистичность. Лица, изображенные на полотнах, получили эмоции, стали более живыми, настоящими.
Бронзовый Давид
Донателло
Основным направлением творчества была скульптура, но творчество мастера оказало огромное влияние на мир искусства, вдохнуло жизнь в образы.
Рафаэль (1483-1520)
Итальянский художник, работавший в эпоху Высокого Возрождения. Реализм образов стал его основным направлением в творчестве. Многие художники эпохи Возрождения пытались подражать и любить работы мастера. Чувства и эмоции – это особенность всех полотен.
Микеланджело (1475-1564)
Изобразительное искусство эпохи Возрождения во многом было похоже на произведения гениального итальянского мастера. Он также был одним из величайших скульпторов своего времени. Стиль мастера был самобытным и очень личным, в нем преобладают естественность и естественность, благодаря чему, глядя на работы, полностью проникаешься действием.
Леонардо да Винчи
Великое искусство Возрождения невозможно представить без произведений этого мастера. Да Винчи был не только талантливым художником, но и непревзойденным инженером, математиком, ботаником и скульптором. Для своего времени он создал множество величайших открытий, которые в дальнейшем были использованы многими учеными и исследователями.
Витрувианский человек
Леонардо да Винчи
Глубокие познания в анатомии, геологии, физике позволили ему разработать уникальный метод плавного перехода от света к тени. На полотнах виден переход, ярко выраженный контраст, что позволяет добиться трехмерного объема. Основные стили работы: религиозная живопись, художественные образы.
Шедевры эпохи Возрождения
Высота, романтика, легкость, античность и реализм – черты эпохи Возрождения. Они выделяют работы из ряда других полотен.
Мона Лиза (Леонардо да Винчи)
Произведение является самым обсуждаемым мировым шедевром. Полотно впечатляет своим визуальным воплощением, выбранной техникой живописи. Тайны окружают изображение со дня его появления.
Мона Лиза
Леонардо да Винчи
Самое главное — это полуулыбка, которой принадлежит самый узнаваемый образ. Теплые тона и мягкие оттенки наполняют работу легкостью и заставляют чувствовать себя непринужденно. В нем нет трагической составляющей, а окутывает светлый ореол грусти, стоит только внимательно вглядеться в полотно.
Сотворение Адама (Микеланджело)
Сотворение Адама
Микеланджело
Культура Возрождения строится на смелом сочетании новых решений жанра живописи и традиционных сюжетов. Хорошим примером является произведение искусства. В центре момент сотворения первого человека — Адама. Основное внимание направлено на момент вхождения души в тело, которое показано в виде соединения рук Бога и человека.
Сикстинская Мадонна (Рафаэль)
Образ сочетает в себе начало эпохи, подъем новых знаний и конец мрака. Полотно окутано тайнами. Если присмотреться, то можно увидеть, что вокруг Мадонны личики маленьких ангелочков.
Сикстинская Мадонна
Рафаэль
В ее глазах можно одновременно прочитать грусть и надежду, грусть и радость. Переход тонов и оттенков подобран безупречно, что позволяет ощутить всю гамму эмоций, которые мастер вкладывает в свою работу.
Рождение Венеры (Боттичелли)
Яркая эпоха итальянского Возрождения произвела на свет произведение, вселяющее оптимизм и дарящее приятное тепло. В центре сюжета миф о рождении одного из самых романтичных и нежных существ — богини любви Венеры. Она вышла из пены морской и покорила всех своими прекрасными чертами.
Рождение Венеры
Боттичелли
Античность повлияла на автора, благодаря наличию на полотне правильных анатомических линий, соблюдены пропорции. Цвета и оттенки подобраны так, чтобы вызывать радость и позитив. Грусть и грусть утихают, открывая дорогу смелым мечтам и надеждам.
Поклонение волхвов (Джотто)
Автор является представителем эпохи Возрождения. Для работы он выбрал библейский сюжет. Для многих духовная составляющая была главным элементом творческого процесса. Здесь основное внимание уделяется фигурам людей. В них чувствуется внутреннее достоинство и сила духа.
Поклонение волхвов
Джотто
Природа обозначена голубизной неба, ее контуры прослеживаются на заднем плане. Мастер отошел от привычных золотых красок, которые активно использовались в живописи, что позволяло передать всю глубину момента. Все элементы и детали подобраны таким образом, что создают иллюзию присутствия человека.
Мадонна Литта (Больтраффио)
Маленькая Мадонна
Джованни Больтраффио
Произведение в момент создания имело название «Мадонна с младенцем», но позже было переименовано. Полотно демонстрирует яркость и эмоциональность момента общения матери и ребенка. Темные и светлые оттенки призваны подчеркнуть бурю эмоций. Стоит бегло взглянуть на полотно, чтобы понять всю глубину нежности картины.
Тайная Вечеря (Леонардо да Винчи)
Мировая художественная культура признает картину одним из выдающихся произведений, написанных рукой Леонардо да Винчи. Изначально полотно предназначалось для монастыря в Милане. В центре действия — последняя трапеза Иисуса Христа и его учеников.
Последний прием пищи
Леонардо да Винчи
Современники художника, имевшие возможность наблюдать за его работой в момент создания полотна, отмечали, что мастер мог работать над ним целыми днями, без еды, отдыха и сна. Художник использовал принципы натурфилософии, старался, чтобы все детали и образы выглядели естественно, словно застыли в одном мгновении.
Скульптура
Италия была главным центром становления и развития этого направления в искусстве. Средневековье с его готическими и мрачными мотивами со временем уступило место смелым образам, появившимся и в скульптуре. Многие художники эпохи Возрождения создавали прекрасные произведения из бронзы или мрамора.
Фонтан Маджоре в Перудже
Пизано
Творчество начало формироваться в пизанской мастерской школе (основатель — Пизано). Основным материалом был мрамор. Основные сюжеты — Библия. В этот период формы приобрели объем. Стиль Пизано отличался от обычного динамизмом и смелостью. Знаменитой работой является фонтан Маджоре в Перудже.
На этапе раннего Возрождения главным мастером стал Донателло. Его считают основоположником индивидуализированного скульптурного портрета. Произведение искусства: Маркус, Давид, Статуя Гаттамелаты.
Высокое Возрождение – период бурного развития искусства. Особого внимания заслуживают скульптуры Микеланджело. Они полны героизма образов и трагического ощущения кризиса жанра гуманизма. Произведения этого периода: Пьетра, Умирающий раб, Моисей. Современные скульпторы и художники вдохновляются
Наука
Активное развитие науки в переходный период от Средневековья к Новому времени позволило сделать множество открытий и подарить миру имена ученых, внесших свой вклад в появление технологий, знаний и навыков создания сложных механизмов.
Идеалом был возврат к ценностям, характерными чертами которых являются гуманизм, просвещение, развитие и совершенствование. Культура повлияла на мировоззрение и мировоззрение людей, изменила общество. Если раньше основой были церковные постулаты, то в эпоху Возрождения — исследования, эксперименты, познание.
Одной из важнейших теоретических проблем науки в этот период были электричество и магнетизм. Основателем исследования является Уильям Гилберт. По образованию он врач, но в его интересы входила магнетическая философия.
Именно Гилберт предположил, что наша планета представляет собой круглый магнит, у которого географические полюса совпадают с магнитными. Чтобы доказать свою теорию, он сделал маленькую копию Земли из круглого магнита, к которому была прикреплена стрела. С его помощью он проводил эксперименты и исследования магнитного поля планеты.
Другие выдающиеся ученые и ученые эпохи Возрождения:
- Николай Коперник — его открытия — настоящая революция в мире науки.
- Джордано Бруно.
- Галилео Галилей.
- Иоганн Кеплер.
Работа ученых позволила лучше понять, как устроены земные объекты. Раскрыть закономерности косметических тел и явлений. Механика, техника, физика – все эти науки активно развивались в эпоху Возрождения.
Философия
Философия и Ренессанс создали прекрасное направление, представляющее собой соединение нескольких направлений, школ и точек зрения. Они возникли и развивались в странах Европы в самом начале независимо друг от друга, но в тоге сумели объединиться. Произошло это благодаря великим географическим открытиям, развитию торговых отношений.
Основные проблемы и формирование взглядов сосредоточивались вокруг отрицания первенства учения Церкви. Изобретения ученых, их работы и наблюдения позволили понять, что главное – это природа, человек и его сознание.
Вечные ценности в этот период – творчество, саморазвитие, совершенствование. Философия характеризуется антропоцентризмом и интересом к античной культуре. В этот период происходят крупные революции в Европе — английская (буржуазно-демократическая) и нидерландская. Возникла новая общественно-экономическая формация – капитализм.
Также это время характеризуется бурным ростом городов, культурным благоустройством. Все это не оставляло места для рассуждений о главенствующей роли церкви.
Основными направлениями в философии являются:
- Гуманизм.
- Неоплатонизм.
- Натурфилософия.
Социально-утопические идеи, реформистские и смелые взгляды стали важнейшими в высказываниях многих известных личностей. Фигуры, ставшие идеалами философского просвещения: Мартин Лютер, Николай Кузанский, Андрес Везалий, Томас Мюнцер.
Архитектура
Изменения, затронувшие общество, не вышли за пределы архитектуры. Появились новые стили и направления, завоевавшие доверие мастеров. Ведущие архитекторы разрабатывали проекты с упором на античные мотивы. Известные мастера:
- Филиппо Брунеллески (1377 — 1446) — основоположник архитектуры эпохи Возрождения. Он создал теорию перспективы и систему порядка.
- Леон Баттиста Альберти (1402 — 1472) — создатель его общей концепции.
- Донато Браманте (1444 — 1514) — мастер центрических композиций. Его работы отличаются идеально выверенными пропорциями.
- Микеланджело Буонарроти (1475 – 1564) – мастер руководил строительными работами, проводившимися в то время в Риме.
Андреа Палладио (1508 — 1580) заслуживает внимания. Это прародитель первой фазы классицизма (палладианства).
Театр
Полноценное воспитание человека невозможно было представить без театральных постановок. В основу легли романтика, драма, комедия. Эпоха Возрождения породила имена, известные и почитаемые столетия спустя:
- Лето Помпония.
- Людовико Ариосто.
- Николо Макиавелли (ведущий политик своего времени, уделявший большое внимание искусству и театру).
- Хуан дель Энсина.
- Вильям Шекспир.
Ведущие художники создали бессмертные произведения с глубоким смыслом и захватывающей историей. Их творчество стало основой для многих поколений.
Музыка
Музыкальная часть искусства эпохи Возрождения активно развивается. Фламандская школа зародилась во Франции и Бельгии. В его основе народные песни и мотивы. Появляются новые инструменты — скрипки (смычковые струны).
Щелок активно используют в Италии, Испании, Франции. Показаны разные музыкальные жанры и направления (шансон, фроттола, мадригал).
Музыкальное творчество сплетает воедино отголоски готики и новые течения. Известные имена и композиторы: Якоб Обрехт, Жоскен Депре, Адриан Вилар, Николо Вичентино.
Литература
Важнейшими достижениями являются книги и произведения, ставшие не только классикой своего времени. В литературе Возрождения преобладал прогрессивный гуманизм, отчетливо просматривалась радость жизни, возврат к идеалам античности. Гармония с окружающим миром и излишняя эмоциональность наложили свой отпечаток на сюжет.
В центре находится человек и его психология. Ведущие педагоги и поэты эпохи Возрождения: Данте Алигьери, Томас Мор, Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо, Макиавелли, Людовико Ариосто, Пьетро Аретино, Бернардо Довизи, Лопе де Вега, Шекспир.
Медицина
Основоположником медицины является Леонардо да Винчи. Он активно изучал анатомию, влияние растений и трав на организм человека. В эпоху Возрождения было открыто малое кровообращение. Описание получили почки, гортань.
В хирургии и эмбриологии были сделаны открытия, позволившие выполнять сложные операции и следить за развитием плода. В это время еще ощущалось влияние Средневековья, поэтому научные исследования часто сопровождали магические ритуалы. Ведущие специалисты: Парацельс, Реальдо Коломбо, Мигель Сервет.
Политика
Активна была и политическая жизнь. Феодализм сменяется капитализмом. Права, интересы и потребности человека становятся наиболее важными. Общество начинает влиять на процессы, происходящие в стране.
Возникают социальные слои, возникают различные теории. Известные политики: Томас Мор, Жан Боден, Николо Макиавелли.
Церковь
Возрождение называют эпохой Реформации, но не против религии как таковой, а против господства церкви во всех сферах жизни человека. Результатом Реформации стало появление третьего крыла христианства — протестантизма.
Образование
Активное развитие эпохи Возрождения отразилось и на образовании. Большое внимание уделялось таким наукам, как этика, ботаника и математика, естественные науки, астрономия и география.
Существовало три ступени образования: начальная (под влиянием церкви), продвинутая и высшая. Педагогика основана на инновационном мышлении. Гуманизм стал важнейшим направляющим фактором в образовании.
Географические открытия
В эпоху Возрождения были сделаны важные открытия: Америка Колумбом, морской путь в Индию. Совершены плавания Васко да Гамы и Магеллана (открытие Африки и Азии). Были сделаны открытия, связанные со странами Австралии и Океании.
Каноны женской красоты
В этот период были сняты все церковные замки и табу. Душа стала вторичной, на первый план вышла природная естественность. Красота, как явление, уже не рассматривалась как дьявольское искушение. Подчеркнутые женские половые признаки стали залогом интереса.
С другой стороны, мода на здоровье диктовала необходимость наличия у женщины большой груди. Широкие бедра, крепкая талия и крупный зад считались в обществе красивыми.
Девичья легкая красота уступила место очертаниям зрелой женщины после 35 лет. Вот почему великие художники эпохи Возрождения считали своим долгом создать рисунок обнаженной натуры, а затем перенести его на холст.
Ренессанс в России
Возрождение в России приходится на период царствования Петра Великого. В 18 веке активно развивались контакты с Германией, Францией, Бельгией и Италией. Вместе с ними приходят новые течения в искусстве, литературе и музыке. Меняется и архитектура.
В 16-17 веках в стране активно возводились шатровые церкви. Под влиянием Возрождения иконопись в России становится более реалистичной. В портретах проявляются настоящие черты личности. В этот период Андрей Чохов создал Царь-пушку.
Влияние эпохи на мир
Русская, французская и итальянская линии в развитии Возрождения различны. Расцвет культуры и ее развитие, революционные изменения в обществе и всех его слоях не могли остаться незамеченными в мире.
Выдающиеся имена эпохи Возрождения, внесшие изменения в мировоззрение поколений — Петрарка, Боккаччо, Брунеллески, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Их открытия в искусстве, науке, технике стали основой для дальнейшего совершенствования.
Развитие охватывает астрономию и ведет к космическим путешествиям, опыт в медицине позволяет современным врачам побеждать самые сложные болезни. Музыкальные композиции, литературные произведения, театральные постановки являются образцом для подражания для современных поэтов и писателей. Всего этого не было бы без прорывов и смелых взглядов эпохи Возрождения.