Реализм возник в искусстве во второй половине 19 века. Термин происходит от латинского realis, что переводится как «настоящий», подлинный. Это стиль искусства, который воспроизводит жизнь людей такими, какие они есть, без прикрас.
Это и литература, и скульптура, и живопись. Первыми русскими писателями-реалистами были Радищев с его путешествием из Петербурга в Москву, Пушкин, Гоголь. Чуть позже появились Достоевский, Тургенев, Некрасов, Толстой. Из западных писателей реалистической направленности писали Эмиль Золя, Оноре де Бальзак, Виктор Гюго.
- Подробное описание стиля
- Виды
- Социалистический
- Критический реализм
- Просветительский
- Классический
- Магический
- Реализм в жанрах живописи
- Реализм в портрете
- Реализм в натюрморте
- Реализм в пейзаже
- Жанровая живопись
- Черты реализма в живописи
- История возникновения стиля
- Реализм в России
- Отличия от классицизма, натурализма, сентиментализма, импрессионизма и романтизма
- Отличие реализма от классицизма
- Натурализм в искусстве и его основные отличия от реализма
- Отличие реализма от сентиментализма
- Отличие реализма от импрессионизма
- Отличие реализма от романтизма
- 15 великих художников-реалистов
- Жюль Бретон (1827 – 1906).
- Жан-Франсуа Милле (1814-1875)
- Адольф фон Менцель (1815-1905)
- Оноре Домье (1808-1879)
- Жан Батист Шарден (1699–1779)
- Телемако Синьорини (1835 – 1901)
- Сильвестро Лега (1826-1895)
- Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847)
- Илья Ефимович Репин (1844-1930)
- Василий Иванович Суриков (1848 – 1916)
- Борис Михайлович Кустодиев (1878- 1927)
- Константин Егорович Маковский (1839–1915 г)
- Александр Михайлович Герасимов (1881—1963)
- Евгений Балакшин
- 10 известных картин в стиле реализм
- Жан-Франсуа Милле «Крестьянский двор»
- Адольф фон Менцель «Железопрокатный завод» (1875)
- Эндрю Уайет «Мир Кристины» (1948)
- Том Робертс «На юг»
- Роза Бонер «Лошадиная ярмарка» (1853)
- Илья Репин «Бурлаки на Волге» (1870-1873)
- Василий Поленов «Московский дворик» (1878)
- Виктор Васнецов «С квартиры на квартиру» (1876)
- Василий Пукирев «Неравный брак» (1862)
- Александр Герасимов «Сталин и Горький на даче» (1939)
- Современный реализм
- Реализм в других видах искусства
- Реализм в литературе
- Реализм в скульптуре
- Значение направления в искусстве
Подробное описание стиля
Новый по содержанию и идейному направлению стиль проник в живопись в 40-х годах XIX века. Франция стала его родиной. Стремление творческих людей переосмыслить реальность, в которой они живут, рассказать о ней затронуло все сферы жизни существовавшего в то время общества.
Это был век стремительных перемен во всех сферах жизни и послужил движущей силой возникновения нового, реалистического стиля в искусстве. На формирование реализма в живописи оказало влияние и возникновение фотографии, давшей начало новому виду искусства. Термин «реализм», как название нового стиля, дал литературный критик Шанфлери в 50-х годах того же века. Художник Курбе определил для себя задачу, которую реализм ставит перед искусством: «Схватить нравы, идеи и облик эпохи, на мой взгляд».
Реализм XIX века не ставил границ ни в выразительных средствах, ни в сюжете. Художникам была предоставлена возможность изображать все, что они видели вокруг себя. Но наибольший интерес вызывали картины, которые были написаны на актуальные темы.
Из Франции стиль распространился в другие страны, где приобрел основные черты:
- в России — путешествую;
- в Италии стиль назывался macchiaioli verismo,
- в Австралии — Гейдельбергская школа (Т. Робертс, Ф. МакКаббин),
- в США — Школа мусорного бака (Э. Хоппер).
В отличие от грубой и рационалистической живописи экспрессивная живопись возникла в начале 20 века. Последователи экспрессионизма стремились передать эмоциональное, чувственное восприятие. А поскольку это направление в искусстве возникло во время Первой мировой войны, доминирующей эмоцией стала боль, крики, отчаяние, страх.
Виды
Реализм в искусстве также делился на отдельные виды, определяемые темами, изобразительными приемами и персонажами.
Социалистический
Социалистический реализм как стиль в искусстве был утвержден на 1-м Всесоюзном съезде советских писателей, состоявшемся в 1934. Перед писателями и художниками была поставлена задача воспитывать людей в духе социалистической идеологии через правдивое и конкретное изображение действительности.
На том же съезде были провозглашены принципы социалистического реализма:
- национальность,
- правда жизни,
- быть предвзятым,
- конкретность,
- критический реализм,
- социалистический гуманизм.
Произведения социалистического реализма должны быть наполнены жизнеутверждающим пафосом.
Наиболее заметные и известные полотна, выполненные в стиле соцреализма:
- Митрофан Греков. Трубачи 1-й Конной армии, 1934 г
- «Ленин в Смольном» (1930) Исаака Бродского
- «Оборона Севастополя» (1942) А. Дейнека
На полотнах, написанных в стиле социалистического художественного реализма, преобладают яркие краски. Художники были обязаны показать прекрасный дар советского народа.
Критический реализм
Критический реализм был назван потому, что живописцы и писатели в начальной фазе его становления изображали действительность с негативных позиций, рассказывая о том, как тяжела жизнь простых людей. Критический реализм в литературе представляли Оноре де Бальзак, Джордж Элиот, Чарльз Диккенс, Генрих Гейне.
Из художников представителями критического реализма были:
- Г. Курбе и Ж. Ф. Милле (Франция),
- А. Менцель и М. Либерман (Германия),
- М. Мункачи (Венгрия);
- В.Г. Перов, Н.Ге, Крамской (Россия).
Просветительский
Просветительский реализм — самая ранняя ветвь реализма. Он возник в 8 веке. Идеологами просветительского реализма были Д. Дидро, П. Бомарше, Г. Лессинг, И.-В. Гете, Д. Дефо, Д. Фонвизин
Суть этого направления заключается в том, что авторы делили поступки людей и явления общественной жизни на разумные и не очень разумные. Исходя из такой классификации, все положительные герои обладали глубоким умом, талантами и были образованны. А отрицательные воплощали варварские черты, неразумность, отсталость. Основоположники просветительского реализма приближали искусство к современной жизни своего времени, говорили и писали о том, что волновало их современников.
Просветительский реализм в живописи нашел отражение в творчестве У. Хогарта и Дж. Б. Шардена.
Классический
Классический реализм возник в 20 в. В нем сочетаются элементы неоклассицизма и реализма, присущие XIX веку. Стиль высоко ценит мастерство и красоту изображенных фигур.
Его последователи рассматривают мир как единый, живой организм, в котором все связано друг с другом, и состояние одного из элементов влияет на состояние другого. Классический реализм впитал в себя традиции классицизма, реализма и импрессионизма. Это все-таки художественный реализм, так как изображаемые предметы и явления основаны на представлениях создателя арт-объекта.
Классические художники избегают использования фотографий и других средств механического изображения. Они используют приемы, введенные в живописи импрессионистами и живописцами академической школы.
Магический
Магический реализм, также известный как мистический, представляет собой симбиоз реальности и сверхъестественного. Например, в литературе это произведение Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Основные черты этого стиля:
- Контраст между прошлым и настоящим, конфликт между астральным миром и физическим, взаимодействие реальных героев друг с другом.
- Потусторонние явления не поняты, не объяснены, но и не оспорены автором.
- Наличие в произведении мистических образов и магических символов.
Наиболее значительными художниками в этом стиле являются Эндрю Уайет, Марк Шагал, Рене Магритт.
Реализм в жанрах живописи
Термин «жанр» образовался от французского слова «genre» и переводится как «добрый» или «родственный». В изобразительном искусстве принято называть исторически сложившееся деление произведений по содержанию и изображаемым предметам. В современной живописи выделяют следующие жанры: портрет, пейзаж, натюрморт, марина, жанровая картина,
Реализм в портрете
Есть много действительно интересных и талантливых портретов, выполненных в стиле реализм.
Известным художником советских времен был Александр Герасимов, создавший портреты Сталина, Молотова, Клима Ворошилова и даже легкой, грациозной балерины О. Лепешинской.
Реализм в натюрморте
Термин натюрморт переводится как мертвая природа (природа). Обычно это срезанные цветы, фрукты, продукты, посуда.
Яблоки и листья
Илья Ефимович Репин
О картине И. Репина «Яблоки и листья», написанной в 1879 году, есть рассказ о том, что Репин раскладывал собранные на земле яблоки и листья для своего ученика В. Серова. Но полученная на столе картина настолько впечатлила художника, что он тоже взялся за кисть.
Реализм в пейзаже
Пейзаж – жанр искусства, посвященный изображению природы. В русской пейзажной живописи преобладает сельская тематика.
В 1871 году была организована первая в России передвижная выставка, благодаря которой широкая публика узнала о творчестве художников-реалистов, известных как передвижники.
Жанровая живопись
Это одна из важнейших жанровых форм, так как она отражает жизнь людей, независимо от сословия, во всех ее проявлениях. Правильнее было бы назвать ее повествовательной или сюжетной живописью, так как картины рассказывают о событиях и явлениях. Реализм вызвал у художников интерес к жизни простого народа.
Черты реализма в живописи
Произведения реализма изображают человека в знакомой ему среде. Художники стремятся передать через краски переживания человека, его проблемы, заботы.
Среди основных черт стиля — осознанная правдивость и бытовая прозаичность описываемого, критическое отношение к происходящему.
Что касается палитры освещения, то здесь нет четко определенных канонов. Выбор цветов зависел от мировоззрения и таланта художника. Реалисты ввели практику рисования на пленэре, то есть на открытом воздухе.
История возникновения стиля
Родоначальником реализма в изобразительном искусстве считается Гюстав Курбе, написавший картину «Похороны в Орнане» в 1849-50 гг. Эта сцена сельских похорон, изображенная на картине, вызвала скандал среди живописцев, так как не соответствовала содержанию картин того времени, когда художники изображали аллегорические и исторические сюжеты.
Его не допустили к участию во всемирной выставке, проходившей в Париже. Затем он построил палатку и выставлял картины, назвав собственную выставку Le Realisme. Позже, с легкой руки писателя Шанфлери, термин «реализм» вошел в искусствоведение и критику как определение стиля и целого направления в искусстве.
В ХХ веке также появились следующие направления:
- Сюрреализм, ярким представителем этого направления, был эксцентричный Сальвадор Дали.
- Прецизионизм — это попытка заглянуть в будущее. Тенденция зародилась в Америке. Его представителями являются Джорджия О’Киф, Чарльз Шилер и Чарльз Демут.
- Социальный реализм — тоже американское течение. Не путать с социализмом. Это было в какой-то мере противоположностью советскому соцреализму, поскольку в потоке описывалась жизнь простых американцев во времена Великой депрессии. И содержание картин было мрачным. Они излучали безнадежность.
- Социалистический реализм — его еще называют сталинским,
Реализм в России
Россия также дала миру живописцев, работавших в реалистическом направлении. Это И.Е. Репин, В.И. Суриков и В.А. Серов и другие.
Сам термин «реализм» появился в России несколько позже, благодаря Павлу Анненкову, биографу Пушкина. Белинский назвал новое направление в искусстве натуральной школой. Но это определение не прижилось в истории искусства. Более того, в «Странничестве», как еще называли русский реализм, эстетика живописи гармонично переплетается с реальной жизнью.
В картинах русских живописцев вы не найдете грубой физиологичности, присущей картине Гюстава Курбе «Сотворение мира» или «Купальщицы». Даже в изможденных лицах репинских барж на картине «Бурлаки на Волге» больше одухотворенности, чем в лицах врачей с картины Икинса «Глянцевая клиника».
Отличия от классицизма, натурализма, сентиментализма, импрессионизма и романтизма
Реализм возник как направление, развившееся из всех предшествующих стилей и направлений в искусстве. Его появление было неизбежным, так как с 19 века жизнь стала меняться на глазах.
Были разрушены многовековые социальные и даже семейные устои, получили развитие промышленность и сельское хозяйство. Религия, существование Бога под натиском научных открытий было поставлено под сомнение. Все это давало пищу для творчества.
Отличие реализма от классицизма
Классицизму присущ принцип рационализма. Чувство долга, разум преобладает. Это похоже на классицизм и реализм. В классицизме существует строгая иерархия. Есть высокие стили, например, ода или драма посвящена сильным мира сего: монархам, историческим и героическим личностям. Низкие жанры — комедии, сатиры, высмеивание жизни низов, их недостатков, пороков.
В центре внимания произведений классицизма — разумная монархия, где все должно работать слаженно. Произошло четкое деление героев на положительных и отрицательных.
То же самое и в классической живописи. Классические портреты изображают только представителей знати. Классикам свойственна идеализация изображаемых предметов. Героями реалистических картин были обычные люди со своими заботами.
Натурализм в искусстве и его основные отличия от реализма
Натурализм — это направление в современном искусстве, которое существует бок о бок с реализмом. Часто его даже путают с произведениями реалистической направленности. Натурализм подчеркивает связь с естественным. Этот стиль зародился в конце 19 века. Ее приверженцы стремятся к внешней правдоподобности деталей, к изображению единичных явлений. Представителями натурализма в литературе являются Ги де Мопассан, Эмиль Золя, Альфонс Доде.
В живописи к натуралистическому направлению относятся следующие картины:
- Жюль Бастьен Лепаж. «День всех святых»;
- Антон Мауве. «Возвращение стада»;
- Эдуард Мане «Завтрак на траве».
Отличие реализма от сентиментализма
Сентиментализм – направление в искусстве, существовавшее в XIII-начале XIX вв. Характеризуется тем, что в произведениях на первое место ставятся чувства человека. Это отличало сентиментализм от классицизма, ставящего на первое место разум, и от реализма, где господствует чувство долга и ответственности за ближнего.
Сентиментализм в живописи проявился в следующих работах:
- Жан Батист Грёз. «Девушка у окна»;
- Луи-Леопольд Буальи «В гостях у дедушки»;
- А. Венецианов На пашне. Наш.
Отличие реализма от импрессионизма
Импрессионизм – стиль, возникший почти одновременно с реализмом. Стиль получил свое название от французского Impression, что означает «впечатление». Импрессионисты разработали приемы, позволившие запечатлеть реальный мир в его динамической изменчивости с максимальной естественностью и органичностью, передать впечатления посредством сочетания цветов.
Импрессионисты пытались увековечить пространство и время в красках. Чтобы понять суть стиля, достаточно увидеть картины «Впечатление. Восходящее солнце» О.-К. Моне, «Голубые танцовщицы» Э. Дега, Въезд в деревню Вуазен» Камиль Писсарро.
Импрессионисты не отрываются от реальности. Но через сочетание света и теней, отражений на воде и других элементах они стремятся передать настроение момента. Художники-импрессионисты по существу ввели в живопись новые приемы живописи:
- Широкие линии, образующие единое изображение, лучше всего видно на расстоянии от него;
- Пуантилизм – это метод нанесения краски на холст точками. Название метода происходит от слова
Отличие реализма от романтизма
Главное отличие романтизма от реализма заключается в том, что в романтических произведениях изображаются вымышленные события и возвышенно-вымышленные, благородные герои, замысловатый сюжет. Романтизм — полная противоположность реализму. Этот стиль искусства существовал в конце 18 века — первой половине 19 века. Байрон считается основоположником романтизма.
В картинах, написанных в романтическом стиле, присутствует одухотворенность и художественная выразительность. Следует отметить, что черный цвет, как отражение таинственности и возвышенной натуры героев, часто присутствует в романтических картинах, например, в одежде.
На картине представлены следующие произведения романтического стиля:
- Эжен Делакруа «Бой Гяура и Паши».
- Антуан Жан Гро «Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту».
- Восстание Франсиско Гойи 2 мая 1808 года в Мадриде.
- Каспар Давид Фридрих, блуждающий по Туманному морю».
Из русских художников ярким представителем романтизма был Карл Брюллов с картинами «Смерть Инессы де Кастро», «Всадница». Романтизм воплотился и в морских произведениях Айвазовского.
15 великих художников-реалистов
Жюль Бретон (1827 – 1906).
Представитель реализма Жюль Адольф Эме Луи Бретон работал в жанровой живописи, создавал пейзажи, занимался поэзией. В 1847 году он приехал в Париж, чтобы учиться живописи в Школе изящных искусств. Бретон брал рассказы из крестьянской жизни:
- «Возвращение из осени» (1853);
- «Песня жаворонка» (1885);
- «Первое причастие» (1886 г);
Жан Дезире Гюстав Курбе (1819–1877)
Французский художник Гюстав Курбе считается основоположником реализма во Франции. Этот стиль не сразу был принят публикой и другими художниками. Однако вскоре у него появились ученики и последователи.
Гюстав Курбе родился в Орнане. Он окончил семинарию и уехал в Париж. Всего одно посещение Лувра и знакомство с произведениями Веласкеса изменило направление его мыслей и планов. Вместо права он начал заниматься живописью. Его первым учителем был Карл Штейбен, получивший образование в Петербургской Академии художеств.
С первых дней самостоятельного творчества он проявлял тягу к реалистическим образам, и Салон (французское объединение художников) отвергал его творения. Он умер в 1877 году в Швейцарии.
Жан-Франсуа Милле (1814-1875)
Жан-Франсуа Милле — французский живописец, один из основоположников так называемой барбизонской школы. Так называлась группа живописцев, которые изучали и обучали молодых художников навыкам создания пейзажа. Школа получила свое название от живописной деревни Барбизон, где поселились художники.
Подбирая тона для своих картин, художник стремился к гармонизации изображения и лишь затем к достоверности в воспроизведении темы пейзажа. В Барбизоне он создал картины:
- «Собиратели ушей». Три женщины собирают колоски после сбора урожая.
- «Ангелус». 1859 г. На картине изображены крестьяне, молящиеся после работы в поле.
- «Черт возьми» 1850 г
- «Крестьянки с полем». 1858 г.
Адольф фон Менцель (1815-1905)
Адольф фон Менцель родился в дворянской семье в Бреслау. В 1830 году семья Менцелей переехала в Берлин. Первым наставником в рисовании для Адольфа был его отец. Менцель вошел в историю живописи как автор иллюстраций к «Истории Фридриха Великого» Франца Куглера.
Менцель много путешествовал по Германии, бывал и в других странах Европы. Поездки давали ему сюжеты для будущих полотен:
- «Путешествие в деревню» (1892);
- «Полдень в саду Тюильри» (1867);
- «Железная дорога Берлин-Потсдам» 1847 г.
Оноре Домье (1808-1879)
Оноре Домье — известный художник, создатель гравюр, литографий и карикатур. Домье с детства увлекался рисованием, в юности освоил литографию. За карикатуру на короля, нарисованную в 1831 году, он отсидел в тюрьме, но продолжал рисовать сатирические рисунки на события и политиков Франции. Он создал произведения, картины, ставшие началом импрессионизма.
Жан Батист Шарден (1699–1779)
Художник-портретист, создатель реалистических натюрмортов. Некоторые искусствоведы считают Шардена первым представителем реализма, так как он избегал мифологических и пасторальных сюжетов. Известно, что Шарден никогда не покидал Париж. В 1729 году он был принят в члены Академии художеств и ваяния как «живописец цветов, фруктов и жанровых сцен».
Телемако Синьорини (1835 – 1901)
Синьорини Телемако родился во Флоренции. Первым наставником в живописи был его отец. Затем он поступил во Флорентийскую школу живописи.
Он любил писать пейзажи с натуры. В кафе «Микеланджело» он познакомился с художниками Сильвестро Лега, Джованни Фаттори. Вместе с ними Синьорини стал основоположником нового течения в искусстве — веризма.
Его картины относятся к картинам, рассказывающим о жизни бедных районов Флоренции:
- «Флорентийское гетто»;
- «Понте Веккьо во Флоренции».
Он также создал несколько пейзажей, посвященных Сеттиньяно.
Сильвестро Лега (1826-1895)
Биография Сильвестро Леги очень насыщена событиями. В 1848-49 участвовал в национально-освободительном движении, сражаясь в Ломбардии и Тоскане. В 1850 году вернулся во Флоренцию, где продолжил обучение в художественной академии.
В том же 1861 году Лега поселился на берегу реки Арно, где было выполнено 7 картин в реалистическом стиле.
Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847)
А. Г. Венецианов родился в семье московских купцов. Затем он стал действительным членом Петербургской Академии художеств, основателем творческой школы его имени. Живописи обучался сначала самостоятельно, а затем у В. Л. Боровиковского. Реализм Венецианова проявился в сатире. В 1819 году художник с семьей поселился в селе Сафонково Тверской губернии. Здесь он организовал собственную школу живописи.
Илья Ефимович Репин (1844-1930)
И.Е. Репин не только творил в начале 19-20 веков, он оказался втянутым в водоворот революционных событий. У него было собственное поместье в Куоккале, а когда Финляндия отделилась от распавшейся империи и пошла своей дорогой, Репин оказался за границей, где и прожил до конца своих дней. Расцвет его таланта приходится на 80-е годы.
Илья Репин создавал пейзажи, портреты, натюрморты, работал в жанровой живописи. Он один из немногих художников, работавших в жанре городского пейзажа.
Василий Иванович Суриков (1848 – 1916)
В. И. Суриков — сибиряк. Он родился в Красноярске. В 1868 году он приехал в Петербург, где сначала учился в рисовальной школе, а через год поступил в Академию художеств. Свое творчество Суриков посвятил исторической живописи. Его картины:
- «Княгиня Ольга встречает труп князя Игоря, убитого древлянами»;
- «Утро стрелецкой казни»;
- «Суворов переходит Альпы»;
- «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем».
Даже в трагических полотнах, таких как «Утро стрелецкой казни», нет серого уныния, которому подвержены европейские художники. Люди краснели от холода, ярких кафтанов и кофточек. Цвет собора Василия Блаженного сохранен.
Борис Михайлович Кустодиев (1878- 1927)
Б. М. Кустодиев — еще один сторонник русского реализма. Но его творчество наполнено оптимизмом, что роднит его с соцреализмом. Борис Михайлович родился в Астрахани. Был членом Ассоциации художников революционной России (АХРР).
Его творения:
- «Масленица»;
- «Чайный торговец»;
- «Портрет Федора Шаляпина»;
- «Большевик»;
Константин Егорович Маковский (1839–1915 г)
Константин Егорович — один из художников семьи Маковских. Два его брата и сестра тоже были художниками. Познакомился с Карлом Брюлловым и Василием Тропининым, Маковский учился в Московском училище живописи и ваяния, в Императорской Академии художеств в Петербурге.
Его картины:
- «Исцеление слепого» (1860);
- «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова» (1862);
- «Вдова» (1865);
Участвовал в выставках передвижников.
Александр Михайлович Герасимов (1881—1963)
А. М. Герасимов — талантливый живописец, наиболее выразительный представитель своего времени и сталинского соцреализма. Он был любимым художником Сталина, получил за свои картины не одну Сталинскую премию. Его кисти принадлежит знаковая картина «Ленин на подиуме», (1929-1930), а также следующие полотна:
- «Доклад товарища Сталина на XVI съезде партии» 1931 г
- «После дождя» («Мокрая терраса»), 1935 г
- «Первая Конная армия», Москва, 1935 г
Евгений Балакшин
Евгений Балакшин родился в Саранске в 1962 году. Участник ряда международных и российских выставок. Картины Балакшина привлекают коллекционеров из европейских стран. Его картины яркие и жизнерадостные, с сочными красками и обилием света:
- «Катание на санях»;
- «Маленький художник»
- «В поле»;
- «Пурпурный».
10 известных картин в стиле реализм
Жан-Франсуа Милле «Крестьянский двор»
Показан быт французских крестьян. На фото женщина вышла из дома подмести двор. Здесь куры, кругом лежит чашка, в которую, вероятно, насыпают корм или наливают воду для птиц.
Фермерский двор
Жан Франсуа Милле
Сверху на стене скворечник, на крыше которого гнездо. И телега посреди двора.
Адольф фон Менцель «Железопрокатный завод» (1875)
Действия рабочих, их напряженно-сосредоточенные лица изображены с глубоким реализмом и проницательной точностью. Полотно интересно и с исторической точки зрения, оно показывает, насколько несовершенным было оборудование в мастерской и насколько примитивным был трудолюбивый труд людей, занятых в этой отрасли. Изображение может показаться мрачным, но эта темнота от недостатка света в огромной мастерской.
Железопрокатный стан
Адольф фон Менцель
На заднем плане виден свет из окон, по которому можно судить о размерах мастерской, и свет от огня, отражающийся на лицах рабочих. Об этой картине Менцель писал: «Я находился в постоянной опасности быть свернутым вместе с металлом. Неделями. я стоял среди гудящих маховиков, ремней и пылающих блоков и делал наброски. Это было первое полотно такого масштаба и плана.
Эндрю Уайет «Мир Кристины» (1948)
Известно, что картина «Мир Кристины» написана на основе факта из реальной жизни. Соседкой художника была женщина, страдавшая мышечной дистрофией, что мешало ей нормально ходить.
Мир Кристины
Эндрю Уайет
Однажды художник стал свидетелем того, как женщина упала и была вынуждена ползти к дому. Однако в картине нет страшного натурализма, до которого опускались некоторые западные живописцы.
Женщина изображена со спины, и вся ее поза выражает стремление попасть домой. Ее мир ограничен этим полем и домом, который виднеется вдалеке. И все же картина не оставляет удручающего впечатления.
Том Робертс «На юг»
На картине «Юг» Тома Робертса изображена палуба парохода с иммигрантами, прибывающими в Австралию. Том Робертс написал эту картину после возвращения из Европы, где он учился живописи 4 года. Во время путешествия в несколько дней он успел понаблюдать за людьми, находившимися с ним на одном корабле.
Юг
Том Робертс
Он создал эскизы, на основе которых так искусно изобразил палубу корабля со сложным расположением мачт, такелажа и труб, а также лица людей, плывущих в неизвестность.
Роза Бонер «Лошадиная ярмарка» (1853)
Картина французской художницы Розы Бонёр «Ярмарка лошадей» быстро завоевала мировое признание. После парижского салона она объездила полмира. Самым известным и замечательным творением митрополит назвал Конную ярмарку.
Лошадиная ярмарка
Роуз Бонер
Эту работу не обошла стороной и английская королева, оценившая гигантский труд художника. Роза Боннер провела не один час, наблюдая за торгами, взаимоотношениями людей и животных и передавая на полотне динамику животных.
Илья Репин «Бурлаки на Волге» (1870-1873)
Баржи на Волге
Илья Ефимович Репин
На картине показан тяжелый, почти адский труд барж, людей, буксировавших баржи по Волге. Изможденные лица, рваная одежда, фигуры, которые еле передвигаются сами по себе, и вынуждены тащить эту злополучную баржу за кроны. Картина хранится в Третьяковской галерее.
Василий Поленов «Московский дворик» (1878)
Московский двор
Василий Поленов
По сути, это городской пейзаж. Залитый солнцем сад с забором, белый, очевидно, господский дом, деревянная постройка, возможна конюшня. Дети играют в траве на переднем плане. Вдали, на заднем плане, охраняют купола храмов, как напоминание о вечности. Синтез повседневного, сиюминутного и вечного гармонично выражен в этой картине.
Виктор Васнецов «С квартиры на квартиру» (1876)
Картина написана в гнетущей нищете и от этой картины веет отчаянием. Бедность, нехватка средств вынуждают этих стариков менять жилье на худшее и дешевое.
Из квартиры в квартиру
Виктор Васнецов
Все их имущество находится в нескольких узлах одежды. Мужчина ходит, опираясь на палку, а значит, уже не может в полную силу служить, а уж тем более — работать, не может достойно обеспечивать свою престарелую жену.
Василий Пукирев «Неравный брак» (1862)
Другой брак
Василий Пукирев
Эта картина — еще один яркий пример критической живописи, показывающей несправедливость общества. Барышня, вероятно, приданая, и довольно состоятельная, но уже очень высокопоставленная чиновница. Глядя на эту картину, можно понять, почему это юное и невинное существо решило выйти замуж за старика. Венчание происходит в церкви. Задний план утопает в полумраке, ярко освещены лишь лица супругов.
Александр Герасимов «Сталин и Горький на даче» (1939)
Сталин и Горький на даче
Александр Герасимов
Герасимов был любимым художником Сталина, пользовавшимся умением запечатлеть портретное сходство с оригиналом. Поэтому Герасимов неоднократно бывал на даче Сталина, где было сделано несколько полотен. На одном из них Сталин и Горький сидят за столом на веранде дачи.
Современный реализм
Новое стилевое направление возникло в Нью-Йорке в 50-70-х годах XX века. Его сторонники стремятся изображать реальные, а не идеализированные объекты. Современный реализм отказался от изображения так называемых «фигуративных» образов, таких как кубизм, экспрессионизм и т д. Наиболее видными и выдающимися представителями современного реализма являются Филип Перлштейн, Алекс Кац, Джек Бил, Нил Уэлливер.
В 1968 году выставки прошли в США и Германии, благодаря проникновению современного реализма в Англию, где сформировалась Лондонская школа живописи. В 1976 году прошла выставка, в которой приняли участие 48 английских художников. Лондонскую школу представляют Уильям Робертс, Ричард Карлайн, Коллин Селф, Мэгги Хемблин и другие.
Реализм в других видах искусства
Реалистичное изображение жизни во всех областях искусства было ответом на запросы времени. Искусство было призвано ответить на многие важные вопросы жизни. И художники слова — писатели — первыми пошли в реалистическом направлении. Живописцы стали работать в новом, реалистическом направлении почти одновременно с писателями и поэтами.
Реализм в литературе
Реализм в полной мере выражается в литературе и драматургии. Во Франции это направление возглавляли Фредерик Стендаль, Эмиль Золя. В одном стиле писали Гюстав Флобер, Альфонс Доде и Эдмон Гонкур, Ги де Мопассан.
В России реализм проявился в творчестве Грибоедова, Пушкина, Лермонтова. Хотя романтические отголоски еще слышны в «Евгении Онегине» и «Герое нашего времени», но именно эти произведения стали основоположниками реализма в России.
Русский реализм получил развитие в творчестве Некрасова, Достоевского, Тургенева, Льва Толстого.
Реализм в драматургии:
- Грибоедов «Горе от ума»
- Островского «Гроза», «Без вины виноватые»,
- Чехов. «Чайка», «Вишневый сад».
Реализм в скульптуре
Скульпторы тоже не остались в стороне от новых веяний в искусстве. От Аполлоса и Одиссеи они перешли к более современным фигурам. Например, французский скульптор Огюст Роден создал скульптурную группу «Граждане Кале», наполненную эмоциональным накалом и очень проникновенную. Он посвящен героической осаде города во время франко-прусской войны.
Граждане Кале
Огюст Роден
Одним из первых русских скульпторов, откликнувшихся на требования времени, был Матвей Чижов. Он создал композицию «Крестьянин в беде».
Значение направления в искусстве
Как направление реализм имеет большое значение в развитии всех видов искусства и оказал влияние на всю жизнь современного общества. Главное значение реализма заключается в узнаваемости.
Художники-реалисты заставляли современников думать, размышлять, ставить конкретные задачи, задавать вопросы, указывать на жизненные проблемы. Они не уводили читателя или зрителя в мир иллюзий и обмана, а наоборот, через свои произведения заставляли взглянуть на собственный жизненный путь, заставляли искать ответы на вопросы.
Для потомков произведения, созданные в стиле реализма, интересны тем, что скульпторы и писатели создавали свои произведения, исходя из собственных знаний и чувств, таким образом создавая летопись жизни прошлых поколений, записывая историю в настоящем.