Скульптура появилась в эпоху палеолита. Рукотворные фигурки из камня, глины, а позже и из металла. Пластические искусства переживали свой расцвет, когда мастера создавали прекрасные шедевры. Скульптура часто пересекается с архитектурой, так как оба направления связаны с объемом и пространством. А статуи и памятники зачастую являются главным украшением общественных мест.
- 20 самых знаменитых скульптур
- Характеристика
- Классификация скульптур
- Материалы
- Сюжеты
- Канон пропорций
- Этапы создания скульптуры
- История развития скульптуры
- Скульптура в России
- 10 знаменитых скульпторов
- Донателло
- Микеланджело
- Лоренцо Бернини
- Антонио Канова
- Бартоломео Карло Растрелли
- Фредерик Бартольди
- Огюст Роден
- Степан Эрьзя
- Эрнст Неизвестный
- Вера Мухина
- Где учатся на скульптора
20 самых знаменитых скульптур
С древних времен было создано множество великих шедевров. Не все они сохранились в первозданном виде, но даже найденные детали свидетельствуют о таланте мастера.
Венера Виллендорфская
Это небольшая фигурка высотой 11 см, высеченная из оолитового известняка. Его нашли при раскопках древнего захоронения в Австрии. Археологи считают, что это одно из древнейших произведений искусства, дошедших до наших дней.
Из-за выдающейся груди, округлых бедер и живота специалисты решили, что это изображение богини-матери, олицетворяющей плодородие и оберегающей семейный очаг.
Бюст Нефертити
Бюст Нефертити
Этот расписной известняковый бюст представляет собой портрет прекрасной Нефертити, жены фараона Эхнатона. Объект был найден в мастерской художника по имени Тутмос. В настоящее время его можно увидеть в Новом музее в Берлине.
Ника Самофракийская
Ника Самофракийская
Статуя Ники, богини победы у древних греков, считается образцом античной скульптуры. На постаменте изображен нос военного корабля. Одежда плотно облегает тело богини, а полы туники развеваются от порывов ветра. За ней крылья, и Ника устремлена вперед, ведя людей к победе.
Венера Милосская
Венера Милосская
Знаменитая статуя богини любви и красоты Афродиты. Высота мраморной скульптуры — 2,02 м. Ее отличительная черта — отсутствие обеих рук. Венера Милосская долгое время служила источником вдохновения для скульпторов и художников.
Терракотовая армия
Статуи, изображающие воинов первого императора династии Цинь. Это пример погребального искусства, созданного для защиты Ши Хуан Ди в загробной жизни. Терракотовые воины были найдены местными фермерами в 1974 году. Сейчас эти скульптуры — участники передвижных выставок.
«Наведение мостов»
В Венеции 9 мая 2019 года состоялось открытие новой работы Лоренцо Куинна. Скульптура называется «Строим мосты». Это шесть пар соединенных друг с другом рук высотой 15 м каждая. По замыслу Куинна, они символизируют человеческие ценности — веру, надежду, любовь, дружбу, мудрость и помощь.
«Давид», Донателло
Дэйвид
Донателло
Великий мастер изготовил бронзовую статую библейского героя. Давид замер в задумчивой позе после своей знаменитой победы. Донателло сделал постамент из головы Голиафа и меча героя. Юноша полностью обнажен, если не считать широкополой шляпы, украшенной лавровым венком и сандалий.
«Давид», Микеланджело
Дэйвид
Микеланджело
Еще один великий чемпион, вдохновленный историей победы библейского героя над Голиафом. Его Давид тоже обнажен, с перекинутой через плечо перевязью. Юноша собран и спокоен — его ожидает поединок с Голиафом. Микеланджело уделял большое внимание деталям, что сделало его работу одним из мировых шедевров скульптуры.
«Похищение Прозерпины», Дж. Бернини
Похищение Прозерпины
Джованни Бернини
Эта мраморная композиция изображает один из самых известных древних мифов. Аид, бог подземного мира, похищает прекрасную Прозерпину, дочь богини земли Геи. Девушка пытается вырваться из его объятий, на ее лице отчаяние. Г. Бернини удалось сделать мрамор похожим на гибкую кожу.
Мыслитель, Огюст Роден
Мышление
Огюст Роден
Эта бронзовая скульптура изображает мужчину. Он сидит в задумчивой позе, положив локоть на одно колено, а подбородок на руку. Первоначальное название скульптуры было «Поэт», и по замыслу Родена статуя должна была стать частью композиции по мотивам «Божественной комедии» Данте.
«Писающий манекен»
Писающий мальчик
Жером Дюкенуа старший
Это небольшой фигурный фонтан, отлитый из бронзы, — символ и одна из достопримечательностей Брюсселя. Рост 61см. Точно неизвестно, когда появилась статуя. Некоторые считают, что Писающий мальчик был установлен еще в 15 веке.
Русалочка, Эдвард Эриксен
Бронзовая статуя женщины посвящена героине сказки Г. Х. Андерсена. Статуя является символом Копенгагена и главной достопримечательностью. Русалочка сидит на камне и ее взгляд направлен в сторону моря. Скульптор изобразил контуры ног, но вместо ступней у нее плавники. Девушке удалось стать мужчиной, но в итоге она все же вернулась в море и стала пеной.
Статуя Будды в Лешане
Статуя Будды в Лешане
Этот памятник находится в китайской провинции Сычуань. Высота – 71 м, что делает его одним из самых величественных монументов Будды в мире. Статуя высечена в скале в месте слияния двух рек. Строительство было начато во времена правления императора Хай Тонга. Строительство длилось 90 лет. Китайский правитель считал, что памятник Будде успокоит бурные воды.
Бронзовый всадник Этьен Фальконе
Медный всадник. Памятник Петру I
Этьен Фальконе
Это памятник великому русскому монарху Петру I. Царь изображен верхом на коне, животное приподнято. Но всадник надежно держится в седле с поводьями в одной руке, а другая вытянута вперед. Статуя выполнена из бронзы и названа в честь одноименной поэмы А. С. Пушкина.
«Родина зовет»
Родина зовет
Этот памятник, расположенный в Волгограде, занимает центральное место в составе величественного мемориального ансамбля «Героям Сталинградской битвы». Скульптор изобразил женщину с поднятым мечом, призывающую народ защищать родину. Ночью памятник подсвечивается прожекторами.
Мемориал Аврааму Линкольну
Композиция состоит из 36 столбцов, символизирующих количество Соединенных Штатов на момент смерти президента. Центральное место занимает статуя Линкольна, сидящего с задумчивым лицом. Высота мемориала — 5,79 м. Также в помещении есть две таблички с выгравированными речами президента — на инаугурационной и геттисбергской.
Большой Сфинкс
Большой сфинкс
Это одна из самых известных сохранившихся скульптур в Египте. Памятник Сфинксу расположен на плато Гиза, недалеко от Каира. Высота статуи, высеченной из монолитного известняка, составляет 20 м, а длина 70 м. Отличительной чертой Большого Сфинкса является отсутствие носа.
Статуя Свободы
Статуя Свободы
Это национальный символ США, олицетворяющий свободу, демократию, равенство. Статуя была подарена французами в честь 100-летия американской революции. Высота монумента — 46 м, с постаментом — 93 м. Он расположен на одноименном острове недалеко от Манхэттена.
Моаи
Группа монолитных статуй, высеченных из вулканических пород. На острове Пасхи расположено более 900 скульптур. У исследователей нет точных данных о том, кто установил моаи и как это было сделано. Самая распространенная гипотеза состоит в том, что их поставили полинезийские племена.
Статуя Христа Искупителя
Это главный символ Рио-де-Жанейро и всей Бразилии. Иисус изображен с раскинутыми руками. Он символизирует прощение и защиту всех людей. Статуя была включена в список Новых семи чудес света.
Характеристика
Скульптура — это вид искусства, в котором художники создают трехмерные фигуры. В своей работе они используют твердые или пластичные материалы. Мастера изображают людей, животных, растения и другие предметы по всему миру. Скульптура часто пересекается с архитектурой, потому что оба направления искусства связаны с объемом и пространством.
Место дуэли М.Ю. Лермонтов
Основная задача – создать реалистичный или идеализированный образ человека. Животные и другие природные объекты занимают в их композициях второстепенное место.
Статуя Святого Георгия в Орсанмикеле, Флоренция
Донателло
По своему содержанию и функциям различают следующие виды скульптур:
- Монументальный и декоративный. Имеет ярко выраженный общественный характер, размещается в людных местах – в скверах, парках, на фасадах зданий. Его основная функция — дополнять архитектуру, делать ее выразительнее и украшать общественные места. Монументально-декоративная форма проявляется в виде городских монументов, монументов и мемориалов. Обычно их создание посвящено знаменательной дате или прославлению известного человека.
- Мольберт. Не так тесно связана с архитектурой, как монументально-декоративная форма. Его можно увидеть в выставочных залах, в интерьере жилых помещений. Основная функция станковых предметов – раскрывать внутренний мир человека.
- Скульптура малых форм. Он перекликается с декоративно-прикладным искусством, ведь украшает интерьер жилых помещений. Главное отличие от предыдущего в том, что производство можно организовать в промышленных масштабах. Станковая форма более интимна. В этой группе есть два направления – массовое производство и искусство изготовления индивидуальных копий.
Памятник Минину (слева) и Пожарскому (справа)
Наиболее важные характеристики скульптуры:
- телесность;
- материальность;
- лаконичность;
- универсальность.
Иоанн Креститель
Донателло
Первые два свойства связаны с тем, что человек может тактильно ощущать объем. Но высшим мастерством является умение создать эффект «зрительного прикосновения». Человек может зрительно ощущать объем за счет соотношения глубины и выпуклости поверхности. Материальность скульптуры выражается в конкретности результата. Оно обретает форму и становится материальным носителем художественной идеи.
Портик Эрехтейона
Лаконичность обусловлена тем, что скульптура почти лишена действия. Простое восприятие иллюзорно. Мастер выражает абстрактные идеи в конкретном осязаемом объекте.
Мятежный раб
Микеланджело
Скульптура используется для:
- украшение общественных мест и интерьеров жилых помещений;
- дополнения к архитектуре для усиления ее художественного выражения;
- прославление исторической личности или события.
Конная статуя Гаттамелата
Донателло
Скульптура – это искусство преобразования пространства с помощью объема. В разное время у мастеров было свое понимание соотношения глубины и пространства. Скульпторы, как еще называли скульпторов, создавали памятники в соответствии с общепринятыми канонами красоты.
Классификация скульптур
Этот вид искусства настолько входит в повседневную жизнь, что люди перестают его замечать. Все это говорит о разнообразии скульптуры. Используя выразительные средства и материалы, мастер может создать величественный монумент или небольшую композицию. Но скульптура различна по видам и жанрам.
Триумфальная арка. Париж
На основе трехмерного объема различают:
- круглый;
- рельеф.
Могильная стела Гегесо
Круглые статуи расставлены в свободном пространстве так, чтобы их было видно с любой точки. Поэтому можно каждый раз воспринимать скульптуру по-разному, что повышает ее эстетическую ценность. Существует четыре вида круглого пластика:
- монументальный;
- монументально-декоративный;
- мольберт;
- маленькие формы.
Триумфальная арка Константина
Монументальные памятники – это масштабные объекты, поражающие размахом художественного замысла. Они могут стать украшением ландшафта, площади или частью архитектурного ансамбля. Для их изготовления обычно используется металл или гранит. Существует несколько подвидов такой скульптуры:
- Монументальная статуя — объект должен быть виден издалека. Поэтому ее ставят на холме или на главной площади (Е. В. Вучетич и Н. В. Никитин «Родина-мать», Фредерик Огюст Бартольди «Статуя Свободы»).
- Памятник — памятник, посвященный важной исторической дате или посвященный известному человеку, установленный на постаменте (Этьен Морис Фальконе «Медный всадник», Иван Мартос «Памятники Минину и Пожарскому»).
- Стела — вертикальная пластина, на которой выбита надпись или выпуклый рисунок («гончарная стела гэгесо»).
- Триумфальная арка – ее строительство приурочено к военной победе и другим важным событиям («Триумфальная арка в Париже», «Триумфальная арка Константина»);
- Обелиск — колонна с 4 гранями, с вершиной, напоминающей пирамиду («Долгоруковский обелиск в Симферополе», «Обелиск на месте дуэли М.Ю. Лермонтова»).
- Ростральная колонна — архитектурный объект со скульптурными изображениями носовой части корабля.
- Статуя – произведение искусства, представленное одно- или многофигурной композицией (Эдвард Эриксен «Русалочка», Огюст Роден «Мыслитель»).
Долгоруковский обелиск
Монументально-декоративная скульптура может быть элементами архитектурного замысла. Предметы становятся украшением пейзажей и зданий. Существует несколько видов таких скульптур:
- атлас — колонна в виде мужской фигуры, поддерживающая балконы и карнизы (А. И. Теребенев, «Атланты портика здания Нового Эрмитажа в Петербурге», Л. Маттиелли «Атланты вестибюля Верхнего Бельведера в Вена»);
- канефора — скульптурное изображение женщины с корзиной на голове. Чаще всего выполняет функцию колонн («Портик храма Эрехтейон»);
- консоль — художественный объект, поддерживающий край здания (консоль с изображениями слонов в Мадриде);
- протома — изображение головы человека или животного («иберийская протома барана»);
- акротерий — фигура, украшающая углы фронтона (акротерий в Афинской академии);
- бига – колесница, украшающая арку или здание;
- десудепорт — украшение входной группы, напоминающее панно, и являющееся частью общего архитектурного замысла (Ф. Б. Растрелли, «Десудепорт в зале Большого Екатерининского дворца»);
- капитель — украшение верха колонны или пилястры;
- маскарон – рельефное изображение маски или головы;
- парус — лепнина, помещенная поверху свода;
- пилястра — ребро стены, условное изображение колонны;
- портал — декоративная входная арка;
- розетка – скульптурно-декоративный мотив, напоминающий распустившийся цветок;
- фриз – декоративная полоса, украшающая часть архитектурного сооружения;
- фронтон — скульптурная композиция на треугольном фасаде, портике.
Станковая ориентация рассчитана на близкое восприятие. Чаще всего объект выполняется в натуральную величину. Станковая скульптура отличается психологизмом, символизмом и метафоричностью. Существуют следующие варианты:
- бюст — изображение мужчины на плечах, груди или поясе (бюст Нефертити, Джан Лоренцо Бернини «Портрет Людовика XIV»);
- скульптурная группа – несколько человек, объединенных общим сюжетом (Огюст Роден «Граждане Кале», греческие скульпторы Агесандр, Полидор и Афинодор «Лакун и его сыновья»);
- статуя — скульптура, изображающая человека, животное или другой предмет. Объект поставлен на постамент («Венера Милосская», Микеланджело «Давид»);
- торс — Может быть фрагментом древней статуи или отдельной композицией.
Скульптура малых форм – маленькие фигурки и группы, украшающие интерьер:
- настольные портреты;
- игрушки;
- персонажей определенного жанра.
Еще одна большая группа – рельефная, которая предназначена для фронтального восприятия. Это может быть отдельный объект или элемент архитектурного решения. Мастера изображали мифологические сцены, пейзажи, людей. Рельеф дает скульптору больше возможностей для творчества. Есть несколько типов:
- барельеф – композиция выступает над плоскостью менее чем наполовину. Ими украшали стены, пьедесталы, монеты. В эпоху Возрождения появилась его вариация – живописный барельеф. Особенность в том, что очертание фигур почти плоское, а фон представлен едва заметным контуром (ассирийский барельеф «Крылатый джинн»);
- горельеф – изображение выступает над плоскостью более чем на половину объема. Фигуры часто называют круглыми скульптурами (Франсуа Руд «Марсельеза» на Триумфальной арке в Париже);
- контррельеф – контуры уходят вглубь плоскости;
- койланаглиф — вид рельефа с вогнутым контуром и выпуклой моделировкой.
Искусствоведы выделяют такие жанры скульптуры — анималистический и фигуративный, к которым относятся следующие направления:
- мифологический;
- портрет;
- символический;
- религиозный.
Границы между ними условны, поэтому часто группу относят к нескольким жанрам.
Материалы
От этого зависит внешний вид предмета и в какой технике будет работать мастер:
- Камень. Мрамор идеален для создания тонких линий и деталей, плавных переходов. К его недостаткам можно отнести впитывание влаги, что приводит к изменению цвета. Гранит тверже и плотнее, он не разрушается под воздействием влаги. Эта порода подходит для создания четких геометрических форм и линий. Работая с камнем, мастер выбирает технику резьбы.
- Металл. Бронза подходит для создания динамичной композиции; монументальные скульптуры выполнены из стали. Такие объекты чаще всего размещают на открытых пространствах. Сначала мастер изготавливает основу, а затем заливает в заготовку металл. Фигурку можно отлить полностью или собрать по частям.
- Три. Предметы размещаются только в помещении, потому что на открытом пространстве они быстро разрушаются. Свойства пород дерева варьируются, что позволяет мастеру создавать ажурные орнаменты, четкие линии. Мастер использует технику резьбы и резьбы.
- Глина и гипс. Обладают высокой пластичностью, что позволяет делать любые изгибы. Для создания скульптур из этих материалов мастер работает с техниками лепки и литья.
Мария Магдалина
Антонио Канова
Скульпторы также могут использовать золото, нефрит, кварц, но в современных работах они используются редко. Слоновая кость использовалась для создания изображений животных и других объектов окружающей среды.
Сюжеты
В жанре портрета автор пытается передать характер героя, раскрыть его личностные качества. Объект может быть статическим или динамическим. Произведение может быть посвящено конкретному историческому лицу, изображать определенный момент его жизни. Или это портретный символ, такой как греческая статуя Немезиды, богини возмездия.
Заклятый враг
Скульпторы любили мифологические сюжеты. Это многофигурные группы, барельефы. Особенность таких композиций в том, что каждый участник играет определенную роль, но при этом они взаимодействуют друг с другом. Примерами таких сюжетов являются произведения Джованни Бернини «Похищение Прозерпины» и «Аполлон и Дафна».
Аполлон и Дафна
Джованни Лоренцо Бернини
Воплощая исторический образ, мастер пытается придать ему личностные качества, присущие прототипу. Если это композиция, передайте общественные идеи. Обычно такие скульптуры не имеют символического значения — скульпторы старались более точно воссоздать историческую личность или событие.
Ангел с канделябром
Микеланджело
Мастера черпали вдохновение в религиозной тематике. Построение композиции зависит от принципов той или иной религии. Христианские образы символизируют смирение и всепрощение, буддизм — спокойствие и гармонию, конфуцианство — непоколебимость и решительность. Примеры — Микеланджело «Ангел», «Великий Будда Камакура».
Великий Будда. Камакура
Основной сюжет бытовой скульптуры – изображение людей в быту. Такие композиции стали элементами архитектурно-паркового ансамбля. В современном искусстве мастера создают объекты, посвященные социальным проблемам. Их устанавливают в неожиданных местах, что привлекает к ним больше внимания.
Канон пропорций
Это понятие означает идеальное соотношение между фигурой человека и другими элементами композиции. У разных народов были свои представления об идеальных пропорциях. У египтян была профильная пушка, которая зависела от размера руки.
В современной скульптуре соблюдаются пропорции, нарисованные Леонардо да Винчи в конце XV века. Модель должна быть построена гармонично, а главная цель пушки — в голове.
Венера Итальянская
Антонио Канова
Если считать по росту, это восьмая часть всего тела, а лицо — десятая. В положении стоя человек вытягивает руки. Получается правильный квадрат с линиями, проведенными через кончики пальцев. Горизонтальные проходят над головой и под ногами, а диагонали проходят через середину.
Персей с головой Медузы
Антонио Канова
При проведении через центральную точку получаются симметричные половинки. Каждую далее делят на две равные части, проводя параллельные линии через центр груди и коленей. Голова разделена на четыре симметричные доли.
Этапы создания скульптуры
Сначала мастер должен выбрать материал и в какой технике он хочет работать, определить вид предмета. Если он монументальный или монументально-декоративный, то как скульптура будет сочетаться с архитектурным решением. Все мастера следуют одной технологии:
- Разработка эскиза. Необходимо понять общую форму композиции и рассчитать правильные пропорции. Это делается в графике или с помощью компьютерной программы.
- Создайте рабочую масштабную модель. Он нужен для изготовления форм для художественного литья. Рабочая модель делается из глины или пластилина. Мастер лепит глину на раму. После этого он переходит к детальной проработке всех частей скульптуры.
- Снимите форму с рабочей модели заготовки. При изготовлении скульптур почти всегда используется техника художественного литья. Особенности будут зависеть от материала, выбранного мастером.
- Художественная обработка предмета, включающая шлифовку, чеканку, патинирование.
- делаем пьедестал.
- поднять предмет.
Венера и Адонис
Антонио Канова
В процессе работы скульптор должен консультироваться с заказчиком, чтобы результат соответствовал его ожиданиям. Если мастер работает по собственной инициативе, он должен четко сформулировать мысль, чтобы в процессе не пришлось вносить существенные коррективы.
История развития скульптуры
Еще в древности люди занимались не только наскальной живописью, но и пластикой. Для этого он использовал подручные материалы – камень, дерево. Позже появляется гравюра: человек вырезает изображения на костях животных.
Глина также была распространенным материалом. Одни из самых ранних скульптур были найдены при раскопках в Египте, Китае, Индии и на Ближнем Востоке. В этих государствах около 4 тысяч лет назад были созданы печи для обжига керамических изделий. Важным достижением в развитии пластических искусств стала возможность обработки металлов.
Венера из Дыры Фелс
Скульптура была широко распространена в Древней Греции. Древние скульпторы искали наилучшее выражение красоты человеческого тела. В эллинистические времена существовала тенденция преувеличивать движение и эмоциональность.
Период этрусской скульптуры длился с IX до н.э по I до н.э. Основой были творения древнегреческих мастеров. Но этруски добавили свои отличительные черты. Самой распространенной темой их композиций была жизнь после смерти. Римская скульптура сформировалась под влиянием древнегреческой и этрусской культур.
Одной из древнейших скульптур эпохи палеолита является Венера из Дыры Фелс. Фигуру Манлиона возрастом 32 или 40 тысяч лет можно отнести к той же группе до н.э., как и Венеру Виллендорфскую, 25 тысяч лет до н.э.
В романский период (XI-XIII) скульптура тесно переплетается с архитектурой. Самым популярным материалом было дерево. В готике мастера черпают вдохновение из религии. Поэтому многие скульптуры изготавливаются по заказу духовенства для украшения соборов и храмов.
Человек-лев
Эпоха Возрождения считается расцветом пластического искусства. Скульпторы черпали вдохновение в работах древних мастеров. Прославленные идеалы красоты и романтики. Характерной чертой этого периода является отделение скульптуры от архитектуры. Мастера стали демонстрировать драматическую выразительность. Многие статуи были сделаны на мифологические и религиозные темы. Донателло и Микеланджело считаются гениями скульптуры эпохи Возрождения.
В 19 веке средства массовой информации стали оказывать большее влияние на развитие изобразительного искусства. Появились новые направления – авангард, футуризм, кубизм. Мастера стали выражать в своих произведениях революционные идеи. А для их создания использовались новые материалы – бетон, железо, пластик.
С 1970-х годов на первый план вышли такие направления, как минимализм, концептуализм, перформанс и гиперреализм. Сейчас мастера стараются привлечь внимание публики к социальным проблемам, а на главное место поставить выражение своей индивидуальности.
Скульптура в России
До царствования Петра I пластические искусства служили только религиозным целям. По канонам православной церкви изображение обнаженного человеческого тела было недопустимо. Поэтому этот вид искусства не был так распространен в Древней Руси.
Развитие скульптуры началось в царствование Петра I и Анны Иоанновны. Главным мастером этой эпохи был К. Б. Растрелли, творчество которого стало украшением Петербурга. Расцвет скульптуры пришелся на 18 век. При Екатерине II была основана академия, где обучались будущие мастера под руководством выписанного из Парижа Н. Ф. Жилле.
Бронзовый бюст Петра I
КБ Растрелли
Но отличительных черт русской скульптуры не было. Несмотря на ряд одаренных мастеров, искусство развивалось под влиянием западных течений. В этот период было создано множество произведений, достойных называться мировыми шедеврами. Среди наиболее талантливых скульпторов эпохи Екатерины Великой Ф. И. Шубина, Ф. Г. Гордеева, М. И. Козловский.
В советское время пластическое искусство было отражением революционных идей. Главной целью было поднять имидж «нового человека» — трудолюбивого, решительного, целеустремленного. После победы в Великой Отечественной войне появилось много произведений, посвященных прославлению подвига советского народа.
Анна Иоанновна с черным мальчиком
КБ Растрелли
С 1970-х и 1980-х годов мастера продолжали творить по заказу властей, поэтому у них не было возможности выразить свою индивидуальность. После распада Советского Союза скульпторы стали осваивать давно известные на Западе авангардные направления.
10 знаменитых скульпторов
Каждая эпоха дала миру гениальных творцов, создававших шедевры пластического искусства. Под них успели подложить мрамор, глину, бронзу, чтобы воссоздать мельчайшие детали. Любуйтесь их прекрасными скульптурами, каждый раз восхищаетесь их талантом и мастерством.
Донателло
Он был выдающимся мастером раннего Возрождения и работал с различными материалами. До наших дней дошли его творения из бронзы, камня, дерева. Донателло создавал скульптуры, вдохновленные работами античных мастеров. Но он также лепил реалистичные скульптуры.
Микеланджело
Современники мастера сразу оценили его гениальность. Микеланджело был одним из первых европейских скульпторов, удостоенных биографии. Его работы на протяжении пяти столетий оставались эталоном искусства. Помимо скульптуры, Микеланджело много времени уделял созданию фресок.
Лоренцо Бернини
Его называли мастером, подложившим под него мрамор. Скульптуры Бернини поражают своей реалистичностью, выразительностью и вдохновляют других скульпторов. Лоренцо очень рано проявил свой талант, и его обучением занимался отец. Помимо скульптуры, Бернини интересовался графикой и одним из первых начал писать карикатуры.
Антонио Канова
Итальянский мастер, яркий представитель классицизма в скульптуре. На создание скульптур его вдохновляли работы древних мастеров. Канова пользовался авторитетом, несмотря на то, что критики обвиняли его в недостаточной выразительности.
Бартоломео Карло Растрелли
Памятник Петру I в Михайловском замке
Бартоломео Карло Растрелли
Итальянский скульптор, признанный в России. На родине Растрелли получил хорошее образование, позволившее ему реализовать себя в различных областях творчества. Мастер известен тем, что его работы сформировали образ Петербурга. Растрелли создал великолепные скульптурные группы, памятники, барельефы, ставшие достоянием не только России, но и всего мира.
Фредерик Бартольди
В мире искусства бывают случаи, когда скульптура становится известнее автора. Так случилось и с Фредерико Бартольди. Ведь он создал один из самых известных объектов в мире — Статую Свободы, главный символ США.
Огюст Роден
Его называют «отцом» современной скульптуры. Знаменитого «мыслителя» Родена слышали и видели даже далекие от мира искусства люди. Изначально его идея была проще, но в процессе создания мастер усложнил ее. А на презентации Роден даже заявил, что посвящает свою скульптуру французским рабочим.
Степан Эрьзя
Его называли «русским Роденом». Он прославился не только своими скульптурами, но и тем, что работал с интересным материалом – квебрахо. Проведя долгое время в Аргентине, Эрьзя решил, что хочет использовать только этот тип древесины. Он также известен своими творческими экспериментами по превращению гор в памятники. Но реализовать эту смелую идею ему не удалось.
Эрнст Неизвестный
Этот мастер был значительной фигурой в советском искусстве. Никита Хрущев дал нелестную оценку работе скульптора, назвав его работу «дегенеративной». Это утверждение осложнило творческий путь Эрнста Неизвестного. Но после смерти политика мастер согласился создать надгробный памятник Хрущеву по просьбе семьи.
Вера Мухина
Ученица французского мастера Бурделя, она прославилась на весь мир благодаря творению «Рабочий и колхозница». В эпоху бытовых и реалистических сюжетов Вера Мухина боролась за символизм образов в скульптуре. Талантливая женщина занималась не только пластикой, но и декоративно-прикладным творчеством.
Где учатся на скульптора
Чтобы освоить эту профессию, необходимо окончить высшее учебное заведение. Он может быть гуманитарной направленности или специализироваться на подготовке художников, архитекторов, скульпторов и дизайнеров.