Искусствоведы называют рококо самым легкомысленным и даже вульгарным из всех когда-либо существовавших стилей. Однако она представляет интерес как предмет изучения, так как в XVIII веке оказала непосредственное влияние на последующее развитие русской культуры. Основные принципы этого направления можно увидеть в основном градостроительстве как столиц, так и других старых городов России. Картины, написанные в этот период, до сих пор хранятся в лучших музеях нашей страны, их изучают студенты в художественных вузах.
- Описание стиля
- Характерные черты, особенности стиля
- История возникновения «скального» стиля
- Рококо в России
- Отличие рококо от барокко, классицизма, сентиментализма, модерна, романтизма
- Барокко
- Классицизм и неоклассицизм
- Сентиментализм
- Модерн
- Романтизм
- За что стиль рококо подвергался критике?
- Рококо в других видах искусства
- Скульптура
- Архитектура
- Ландшафтный дизайн
- Интерьер
- Музыка
- Влияние стиля на моду
- 10 художников рококо
- Жан Антуан Ватто (1684-1721)
- Франсуа Буше (1703- 1770)
- Уильям Хогарт (1697-1764)
- Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770)
- Николя Ланкре (1690-1743)
- Луи Мишель ван Лоо (1707—1771)
- Луис Эухенио Мелендес (1716-1780)
- Жан-Оноре Фрагонар (1732-1806)
- Иоганн Георг Платцер (1704-1761)
- Томас Гейнсборо (1727 – 1788)
- 10 известных картин в стиле рококо
- «Портрет балерины Парижской Оперы Мари-Мадлен Гимар»
- «Вакх и Ариадна»
- «Молодая читательница»
- «Качели»
- «Юпитер и Калисто»
- «Радости бала»
- «Портрет императрицы Елизаветы Петровны»
- «Утренний шоколад»
- Геркулес и Омфала
- «Сцена в фонтане перед дворцом»
Описание стиля
Название стиля происходит от французского слова rocaille, что означает «скалистый». Этимологически термин «скальный» также связан с убранством гротов и парковых павильонов Версаля и Марли. В отличие от карточчио, волюты, (художественных элементов в виде скругленных углов, завитков, спиралей), присущих барокко, завитки стиля «рок» характеризуются деструктивным, атектоническим характером. Характерным элементом стиля, давшим ему название, является рокайль — морская раковина. Это своеобразная форма завитка, напоминающая морскую ракушку.
Впервые единство в интерьер внесло рококо. Стены, потолки, мебель в комнатах стали едиными и гармонирующими. В архитектуре была определенная целостность.
Рококо ввело в моду различные орнаменты, которые также украшались характерными для этого стиля узорами и орнаментами. Тяготение к ярким цветам заметно как в красках, так и в отделке стен, безделушках, тканевой обивке мебели. Для «скалистого» стиля характерны пастельные, светлые оттенки, белый, золотисто-голубой сиреневый цвета.
Легкость и игривость, царившие в этом направлении искусства, создавались асимметрией в расположении декоративных элементов, их формы. Обрамление, плетение, завитки, головы амуров, рваные картуши, гротеск используются в лепнине, как сочетание внешне несовместимых элементов. Китайское искусство гармонично вписывается в рокайль.
Характерные черты, особенности стиля
В архитектуре фасадов домов и дворцов в интерьере преобладают резные по дереву или лепные узоры, рваные картуши, головы амуров, в скульптуре, в живописи целые фигуры амуров, изящные рамы, завитки, напоминающие раковины. Контуры дворцов, а следовательно, и форма интерьера приобретают округлые формы.
На стенах и потолках украшены медальоны, внутри которых помещались фрески с пасторальными, мифологическими, реже — растительными мотивами. В аристократической Франции стены украшали шелковыми тканями, которые гармонично сочетались с портьерами и портьерами на окнах и дверях. Стены плавно перетекали в потолок, и эта плавность также достигалась за счет декоративных гипсовых карнизов.
Рококо в живописи выражалось в легкой и жизнерадостной тематике картин. В них также преобладают светлые оттенки, лица центральных фигур счастливые и жизнеутверждающие. Если художник нарисовал жизнь аристократов, то это либо счастливая сцена в гостиной, либо в будуаре, либо на лоне природы. В искусстве царит чувственная эротика.
История возникновения «скального» стиля
Рококо как стиль в искусстве возник во второй четверти 18 века во Франции, и его появление совпало с периодом регентства во главе с Филиппом Орлеанским в связи с ранними начинаниями короля Людовика XV.
После восшествия на престол Людовик XV правил Францией 58 лет. Именно при нем рококо дало развитие всем направлениям искусства и стало самобытным образом жизни.
Этот период правления короля, прозванного Любовником, был назван периодом рококо. Людовику XV принадлежат слова, ставшие пророческими: «после нас да потоп». Пока король и его свита предавались удовольствиям и чувственным наслаждениям, экономика страны пришла в упадок, а сама страна обеднела и пришла в упадок.
Следующий король Людовик XVI, сменивший Людовика Любовника, получил вместе с престолом недовольное население в экономически ослабленном государстве.
Случилось так, что в многодетной семье Людовик XV оказался единственным претендентом на престол, а потому его драгоценная жизнь была защищена, а сам он изнежен, не смущен государственными делами. На самом деле он не был вовлечен в правительство.
Сначала это сделал за него герцог Орлеанский, затем кардинал Флери. В 1745 году он полностью попал под влияние маркиза де Помпадура, который назначал военачальников по своему усмотрению и разорял страну своей расточительностью. Бедные парижане стали относиться к своему королю враждебно.
Однако обнищание страны не мешало аристократии строить и обставлять замки, шить дорогие наряды, которые иногда надевались лишь один раз, и демонстрировать свою роскошь, иногда мимолетно, друг перед другом.
После смерти маркизы де Помпадур у короля появилась новая фаворитка — мадам дю Барри. Эти две дамы и супруга короля Мария Лещинская стали законодательницами мод во Франции, откуда рококо мигрировало в соседние страны. Наивысший расцвет архитектура рококо приобрела в Баварии.
Отдельной ветвью стиля стало китайское направление, или шинуазри. В этом направлении присутствуют китайские мотивы и элементы. Так вошли в моду чайханы; тип женщин, похожий на китайские фарфоровые статуэтки и восточные украшения.
Французский художник Жан Антуан Ватто (1684-1721) считается основоположником рококо в живописи. Он является членом Королевской академии живописи и скульптуры с 1712 года. Кисти Антуана Ватто принадлежат следующим творениям:
- «Неловкое предложение»;
- «Урок любви»;
- «Общество в парке»;
- «Любовная песня»;
- «Причудливый» и др.
Творческая жизнь Антуана Ватто была короткой – всего 12 лет, но у него были последователи. Его картины стали образцом для творчества Франсуа Буше, достигшего совершенства в этом направлении.
Рококо в России
В России расцвет рококо приходится на царствование Елизаветы Петровны, получившей образование во Франции. Правда, такой чувственной направленности он не получил в благочестивой, патриархальной России и более выразился в архитектуре фасадов, интерьеров, в убранстве залов, чем в живописи или скульптуре. Но здесь можно вспомнить несколько художников, работавших в направлении рокайль:
- ИП Аргунов. «Умирающая Клеопатра»,
- И Я. Вишняков. Портрет Сары Элеоноры Фермор
- БВ Суходольский. «Астрономия».
Для Аргунова этот образ скорее исключение из правил. Иван Петрович был склонен к классицизму, граничащему с реализмом. Это великолепный портретист, сохранивший в истории лица императриц Елизаветы Петровны, Екатерины II, ряда видных государственных деятелей и аристократов, приближенных к царскому двору. Иван Вишняков тоже портретист, но писал портреты в стиле французского рококо. Суходольский — мастер пейзажей и масштабных композиций в едином стиле, характерном для галантного века.
В архитектуре стиль рококо нашел отражение в следующих памятниках русской архитектуры:
- Китайский дворец и дворец Петра III в Ораниенбауме;
- Китайский театр в Царском Селе;
- Летний дворец Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге. Здание не сохранилось, но есть картина М. И. Махаева с его изображением, дающая полное представление о нем.
В постройках, созданных итальянцем Растрелли, присутствуют элементы рококо и барокко. Так, в убранстве уже упомянутого дворца Елизаветы Петровны присутствуют картуши, рокайли, львиные маски, двойные колонны, ризалиты, вазы, образующие зрительную неровность стен. Архитектурный ансамбль завершают статуи.
Отличие рококо от барокко, классицизма, сентиментализма, модерна, романтизма
Стиль рококо существенно отличается от других движений, предшествовавших ему и возникших после него. Хотя некоторые элементы стиля все же могут проникать в другие стилистические решения.
Барокко
Легкий и игривый стиль рококо пришел на смену помпезному, массивному, принципиально тяжелому барокко. Он возник в Италии и просуществовал около 100 лет.
В живописи барокко присутствуют глубокие чувства, картины темные и часто контрастные, насыщенные цвета, тогда как в рококо, наоборот, преобладают яркие цвета и оттенки, а настроение в картинах – радость, праздник, пасторальное приятное времяпрепровождение. На смену трагической религиозности пришли языческие сюжеты из древнегреческой и римской мифологии. Стилю рококо в живописи и архитектуре присущ эротизм – игривый, пикантный, жизнеутверждающий.
Наряду с тяжелым барокко и строгим классицизмом в средневековом искусстве 12-17 вв существовал готический стиль. Оно проявлялось в строительстве храмов, монастырей, соборов. Готика в литературе — это страшные истории с потусторонними существами, с вампирами, которые случались с литературными героями в старых готических замках.
Классицизм и неоклассицизм
Классицизм соседствует с уходящим барокко и господствующим рококо. Этот стиль придерживается античного направления в архитектуре, скульптуре и живописи. Классицизм, классика значит образцовая.
В нем нет тяжелой вычурности, присущей барокко, нет и легкомыслия, присущего рококо. Используются архитектурные элементы, но строго симметричные и правильные. В архитектуре классицизма выделяют:
- столбцы и полуколонны;
- треугольные фронтоны;
- барельефы в круглых или овальных медальонах,
- статуи, в том числе кариатиды и атланты, поддерживающие балкон или другую конструкцию;
- ротонды на крыше обычно треугольной формы.
Черты, характерные для античной эпохи, присутствуют также в живописи и скульптуре. Классицизм характеризуется идеализацией формы тела. Женщины изображаются более женственными и изящными, чем они есть на самом деле, а мужчины более спортивными.
Сентиментализм
Сентиментализм переводится как чувство, чувственность, и кажется, что философия этого стиля должна быть близка стилю рококо. Однако сентиментализму присущи сопереживание и сочувствие, в то время как в рококо каждый живет для себя, любит и радуется жизни по-своему.
Сентиментализм проповедует культ нравственной чистоты, неподкупности, утверждение в человеке богатого духовного мира, чаще у представителей низшего сословия. В стиле сентиментализма работали художники Ван Дейк, Дж. Ромини, Дж. Рейнольдс, В. Хор. Сентиментализм нашел благодатную почву в русской патриархальной культуре.
Модерн
Модерн как художественный стиль пришел на смену рококо в начале 18-19 вв. Другое название – ар-нуво (новое искусство). Этот стиль зародился в Англии, получил развитие во Франции и просуществовал более 100 лет, вплоть до Первой мировой войны.
Это был стиль зарождающейся буржуазии, основанный на органичности, простоте и функциональности. Модерн начал распространяться в другие страны Европы благодаря всемирным выставкам, на которых демонстрировались достижения современной техники и прикладного искусства того времени.
Характерной чертой стиля модерн является отказ от прямых линий и углов в пользу плавных, обтекаемых форм, близких к растительным. Модерн свел к минимуму наличие узоров, завитков, картушей и других декоративных элементов.
Романтизм
Романтизм, как направление в искусстве, просуществовал недолго. Оно было порождено революционными, бунтарскими настроениями, царившими в Европе. Он восторжествовал в литературе и живописи, ему было свойственно изображение сильных персонажей, выступавших против существующего миропорядка. Романтизм противостоит классицизму.
Важнейшие представители романтизма в живописи — Франсиско Гойя, Антуан-Жан Гро, Карл Шпицвег, Люси Мэдокс Браун. Лорд Байрон был ярким представителем романтизма в литературе. В русской литературе ему подражали Лермонтов, Пушкин, Бестужев-Марлинский и другие.
Показать таблицу
Виды искусства → | Живопись и скульптура | Архитектура | Литература | Музыка |
Стили↓ | ||||
Барокко. (причудливый) Центр стиля Италии | Фантастические, библейские сюжеты, разнообразие в палитре и захватывающее действие, подчеркнутая театральность образов | Стиль барокко, склонный к излишествам в отделке, особенно ярко проявился в архитектуре Италии | отражение действительности в более удивительно оригинальной художественной форме. | В музыке барокко преобладает полифония. Яркий представитель стиля И.-С. Бах. |
Классицизм (образцовый) и неоклассицизм | Воспроизведение старины, идеализация тела. | В его основе традиции старинной архитектуры, строгая симметрия элементов. | Основоположником литературного классицизма считается француз Буало. Основные черты — строгое деление на положительных и отрицательных персонажей, старинные темы, любовные треугольники. Корнель, Расин, Мольер, Лафонтен, Ларошфуко считаются классиками в литературе. | В классической музыке обращают внимание на тщательную отделку деталей, баланс между частями произведения. Яркими представителями классицизма являются И. Гайдн, В. А. Моцарт и Л ван Бетховен. |
Сентиментализм (чувствительный) | Темы изобразительного искусства: отношения человека и природы, наслаждение семейным счастьем, улучшение, например, детских рисунков. | В архитектуре сущность сентиментализма выразилась в создании ландшафтного парка, в стремлении соединить архитектуру с природой. | Классический пример сентиментализма в русской литературе — повесть Карамзина «Бедная Лиза». В литературных произведениях основной акцент делается на чувствах и переживаниях героев. | Воздействие музыки на эмоции, чувства человека. В русской музыке опера Пашкевича — образец стиля, в русской музыке — образец опера «Авария из кареты» |
Модернизм (новый) и постмодернизм | Модернизм в искусстве сочетает в себе несколько новых, порой противоположных направлений. Сюда относятся кубизм, импрессионизм и др. | Модернизм в архитектуре связан с образованием новых материалов, с применением железобетона. В градостроительстве происходит отказ от принятых форм и инструкций и переход на новую | В литературе для него характерно отступление от классических форм, новое мышление и поиск новых. История становится фрагментарной. |
За что стиль рококо подвергался критике?
После смерти мадам Помпадур Франсуа Буше подвергся критике за непристойность, прямой эротизм. В легкости, безыдейности подвергались критике и другие художники, работавшие в этом стиле. Критиковали, как правило, классицистов, не позволявших себе ничего лишнего, и идеологов барокко, возвеличивавших страдания души и тела.
Однако стиль мадам Помпадур и Людовика XV сыграл большую роль в развитии искусства в целом, показав, что простые человеческие удовольствия не могут быть чужды творчеству, а наоборот, даже очень привлекательны и востребованы.
Художники рококо создавали искусство для человека и ставили человека в центр творчества. Этот стиль повлиял на последующее развитие искусства, особенно импрессионистов.
Рококо в других видах искусства
Легкий, легкомысленный стиль рококо проник во все области искусства: скульптуру, архитектуру и ландшафтный дизайн.
Скульптура
Чувственная игривость, легкость и интимность форм проникли и в скульптуру. В этот период преобладают бюсты, небольшие садовые фигуры и группы. Дворяне заказывают скульпторам свои роскошные парки, сады, банные фигуры нимф, амуров. Известные скульпторы работают в стиле рококо:
- Жан Батист Пегаль, колебавшийся между неоклассицизмом и рококо. В середине 19 века он пользовался покровительством маркизы де Помпадур. Он вырезал скульптуры в стиле рококо.
- Ж.-Б. Лемуан — любимый скульптор Людовика XV. Он создал великолепную портретную галерею представителей высшего света того времени. Его изящные барельефы до сих пор украшают старый отель Souvis в Париже.
- Этьен Морис Фальконе, еще один французский скульптор, представитель неоклассицизма, но пользовавшийся покровительством все той же маркизы де Помпадур. В стиле рококо им созданы фигуры «Музыка», «Амур», «Купальщица», скульптурная группа «Пигмалион и Галатея». С 1757 управлял фарфоровым заводом в Севре. Этьен Фальконе – автор знаменитой в Петербурге фигуры Петра Великого, которая с легкой руки Пушкина была названа «Медным всадником.
- Огюстен Пажу — французский скульптор. Его покровительствует мадам Дюбарри, чей бюст он увековечил. Ее называли великой блудницей, но в созданной этим скульптором фигуре зритель видит умное, одухотворенное лицо прекрасной женщины, знающей себе цену.
Архитектура
Архитектура – это не просто наука или отрасль строительства. Это целое искусство, расцвет которого пришелся на XVII-XVIII века. Стиль рококо проник и увековечился и в этой области.
Отель Subise, Франция
Отель Subise в столице Франции служит несравненным образцом стиля. В полной мере характер стиля выражен в Китайском доме в Потсдаме. Здесь и округлые формы (сам дом имеет форму листа клевера), и обилие позолоты, и колонны, заканчивающиеся невероятным количеством декоративных элементов, и скульптурные композиции, в том числе фигура мандарина, сидящего под зонтом на крыше.
Построен в стиле рококо:
- Дворец Келуш в Португалии. Архитектор — Матеус Винсенте де Оливейра;
- Церковь Франциска Ассизского в Ору-Прету работы Алейжадиньо;
- Дворец Шарлоттенбург — летняя резиденция прусских королей. Дворец был построен в западной части Берлина.
Ландшафтный дизайн
Особенно стиль рококо проявился в ландшафтном дизайне своего времени. Парки и сады украшали пещеры и беседки. На смену тяжелым лестницам пришли китайские сады с мостиками и ручьями, павильонами, искусственно созданными пещерами, криволинейными дорожками, лабиринтами, окаймленными густыми изгородями из вьющихся растений.
Иллюзорность – еще одна характерная черта рококо. Элементы паркового ландшафта создавали некое иллюзорное пространство. Непременным атрибутом парков и садов были скульптурные композиции и фигуры мифических героев: амуры, купальные костюмы.
Интерьер
Рококо в интерьере – это, в первую очередь, обилие света и золота. Обивка тканей, цвет мебели выбирается светлый: цвет дерева беленый или золотисто-светлый. Ткани фиолетовые, бежевые, золотистые. На стенах легкие, ажурные рамы, образующие медальоны, углы также сглажены лепными карнизами. Потолки простые или украшены рамочными панелями. Оконные и дверные проемы украшены лепниной.
На смену просторным квартирам пришли уютные маленькие комнаты, где нашел место игривое рококо. Будуары, спальни и личные кабинеты аристократов были выполнены в новом стиле. В 18 веке было принято принимать посетителей лежа в постели, поэтому спальни часто обставлялись как прихожие.
Музыка
В музыке тоже чувствовалось влияние галантного века. Стиль рококо выражался в светлых, танцевальных мотивах, в обилии фонетических украшений, мелизмов.
Главным требованием к музыкальным произведениям было умение наслаждаться звучанием музыкального инструмента. Работы в стиле рококо не требовали размышлений, переживаний или слез. Музыка, как и все, что окружало существование аристократов, служило для удовольствия и развлечения. Он был написан в основном для клавесина, альта, скрипки и гобоя.
Следующие композиторы были яркими представителями стиля:
- Франсуа Куперен (1668 — 1733), автор ряда инструментальных произведений и концертов для клавесина,
- Жан-Филипп Рамо (1683 — 1764), создатель опер «Галантная Индия», «Пиры Гебы, или Лирические дары», «Саид», лирических музыкальных комедий «Платея» и «Паладины» (1760).
- Андре Кампра (1660 — 1744) — автор оперных балетов «Галантная Европа» (1697), «Венецианский карнавал» (1699), «Венецианские гулянья» (1710)
Инструментальные или сценические произведения демонстрируют невероятно слаженное единство архитектуры и интерьера, с живописью и скульптурой, с аристократической жизнью времени, именуемого галантным веком.
Влияние стиля на моду
Философия стиля рококо – праздник, наслаждение, любовь. Об этой эпохе известный русский поэт Александр Пушкин говорил, что в ней правили женщины.
Законодательницами стиля и моды стали мадам дю Барри, маркиза де Помпадур, Мария Лещинская. Первые два были фаворитами короля. Мария Лещинская — польская принцесса, ставшая женой Людовика XV. Она была старше короля на 7 лет.
Пара Вечеринка на свежем воздухе
Иоганн Георг Платцер
В этот период наблюдается феминизация культуры. Женщины проявляли свои способности и таланты в ряде отраслей искусства: и это не могло не сказаться на моде. В нем преобладают тонкая талия, округлые бедра, подчеркнутые нарядом, ручное оружие, высокая изящная грудь, небольшая голова на тонкой шее, подобие китайской фарфоровой фигурки.
Любовное письмо
Жан Оноре Фрагонар
Женщину с такими «идеальными» формами можно увидеть и в живописи. Например, на картине Франсуа Буше «Любовная записка». Когда смотришь на портреты маркизы де Помпадур, выполненные кистью того же живописца, начинаешь понимать, кому пытались подражать француженки.
Любовное письмо
Иоганн Георг Платцер
Прически приобрели яйцевидный силуэт. На картинах Буше и Фрагонара головы дам не гладкие, но и высокорослых фигур нет ни у кого. Прически для дам умеренной пышности, часто перевязанные лентой или собранные под изящные шпильки. Укладка волос тяготеет к более естественной, естественной легкости.
Силуэт женского платья напоминал перевернутый стакан. Дамы пытались получить тонкую талию, подтягиваясь корсетом, а для пышности бедер в юбку вставляли каркас из китового уса, ивовых прутьев и плетеного конского волоса.
Костюмы аристократов сверкали золотом и драгоценными камнями. Даже пуговицы и пряжки были сделаны из сверкающих драгоценных камней. Мужчины носили белые рубашки, украшенные кружевами или шарфами.
10 художников рококо
В искусстве Европы более десятка живописцев увековечили свои имена. Покровительство королевского двора Людовика XV творческим и талантливым людям также дало толчок развитию искусства рококо во Франции. Италия представила яркую плеяду художников.
Жан Антуан Ватто (1684-1721)
Антуан Ватто считается основоположником стиля «ракушка» в живописи. Он прожил короткую жизнь — всего 37 лет, но это была нелегкая жизнь, наполненная трудностями, работой, поиском собственного стиля, направления в творчестве, и по мере того, как он утверждался в искусстве, его талант расцветал.
Его картины:
- «Венера и Марс»,
- «Сатир и нимфа»,
- «Пьяный Силен»
- «Святое семейство».
Паломничество на остров Кифера
Жан Антуан Ватто
Его картина «Паломничество на остров Кифера» стала пропуском в Королевскую академию художеств. И это считается вершиной творчества живописца. На создание этого творения художник потратил 5 лет. Есть 2 версии, 2 картины написаны на эту тему. Одна версия хранится в Лувре, другая — в Берлине.
Франсуа Буше (1703- 1770)
Художник Франсуа Буше считается главным представителем французского рококо. Он родился в Париже. Этот талантливый художник, ставший страстным последователем Ватто, стоял у истоков рококо в живописи. Он написал более 300 картин.
Он написал несколько портретов маркизы де Помпадур, пасторальные картины на темы древнегреческой и римской мифологии, сцены из библейской жизни.
Имя Франсуа Буше увековечили следующие полотна:
- «Диана после купания»,
- «Марс и Венера»,
- «Туалет Венеры»,
- «Венера и Амур».
Кроме того, Буше оставил небольшие рисунки, он делал гравюры, иллюстрации к книгам Боккаччо, Мольера, Овидия, декорации к спектаклям и операм из королевского театра, расписывал севрский фарфор, веера, расписывал миниатюры и т д.
Уильям Хогарт (1697-1764)
Английский художник, представитель английской художественной школы Уильям Хогарт иллюстрировал книги, создавал гравюры, работал не останавливаясь на достигнутом, создавая новые жанры.
Уильям Хогарт с детства увлекался рисованием, отличался наблюдательностью и умением подмечать мелкие детали. Он предпочитал рисование начальной школе. Учился у известного гравера Эллиса Гэмбла, работавшего с серебром.
Его картины:
- «Музыкальная вечеринка»,
- «Встреча в доме Ванстед»,
- «Предвыборный банкет»,
- Семья Фонтанов».
Хогарт создал серию с художественной темой. Так серия «Карьера проститутки» состояла из 6 картин. Следующая серия картин «Модный брак» как основа для гравюр.
Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770)
Последний представитель венецианской школы. Родившийся в Венеции, в отличие от большинства известных живописцев, ему не нужно было никуда ехать учиться. Учился у Грегорио Ладзарини и Себастьяно Риччи. Его жена Мария приходилась сестрой известному художнику Гварди.
Тьеполо был ярким представителем итальянского рококо. Он не просто рисовал картины. Его фрески сохранились в итальянских церквях. Это, как известно, одно из самых сложных направлений в живописи.
Его картины:
- «Вакх и Ариадна»,
- «Праздник Клеопатры»,
- «Венецианский шарлатан».
Тема Вакха и Ариадны, начатая Тицианом в 16 веке, привлекала других художников Галантного века
Николя Ланкре (1690-1743)
Николя Ланкре — крупный представитель парижской школы. На него сильно повлияло творчество Антуана Ватто. Ланкре был членом, а затем советником Королевской академии живописи и скульптуры, писал сцены загородных прогулок, удовольствий, пасторали, маскарады.
Его перья принадлежат живописи:
- «Концерт в парке»,
- «Танец у фонтана»,
- «Качать».
- «Портрет танцовщицы Камарго».
Семь картин этого художника хранятся в Эрмитаже.
Луи Мишель ван Лоо (1707—1771)
Живописец, портретист Луи Мишель ван Лоо — ярчайший и талантливейший представитель художественной династии Ван Лоо и один из мастеров художественного портрета, работавший в стиле рококо. Учился сначала у отца, а позже, в Париже, у Франсуа Буше.
В 1737 году ван Лоо получил приглашение в Мадрид в качестве придворного художника короля Испании Филиппа V. В Мадриде он учится и обучает начинающих художников. Придворный портретист. В его картинах внимание привлекает фотографическая точность, бережное отношение к мельчайшим деталям.
Его картины:
- «Филипп V и Элизабет Фарнезе»,
- «Двор Людовика XV»,
- «Маркиза де Помпадур и Мариньи».
Этот художник также делал портреты некоторых исторических деятелей — Дидро, Мишеля-Этьена Тюрго.
Луис Эухенио Мелендес (1716-1780)
Луис Мелендес родился в Неаполе, а позже семья переехала в Мадрид. Его отец, Франсиско Мелендес, стоял за основанием Королевской академии в Мадриде в 1744 году. Однако после ссоры с руководством академии он был отстранен от нее и получил частные заказы.
Этот конфликт сыграл негативную роль в жизни его сына Людовика, который не смог добиться положения придворного живописца и умер в нищете. Луис Мелендес – представитель академического направления в искусстве, но в его натюрмортах можно увидеть живой, игривый стиль рококо.
Автор изображений:
- «Натюрморт с грушами и дыней»,
- «Испанский натюрморт»,
- «Абрикосы и черешня».
В последние годы жил и работал в Испании, в Мадриде.
Жан-Оноре Фрагонар (1732-1806)
Французский живописец и гравер. Создал более 500 картин в стиле рококо (не считая рисунков и гравюр). Учился в Риме у известных художников Бароччо, Пьетро да Кортона, Солимены. На раннем этапе своего творчества он работал с историческими сюжетами.
Его картина «Корес и Каллироя» стала для него пропуском в Королевскую академию художеств. Затем он увлекся более популярным направлением. Его картины в стиле рококо: «Спящая нимфа», «Амур снимает рубашку с красавицы», «Купальщицы», «Юный гитарист».
Иоганн Георг Платцер (1704-1761)
Иоганн Георг Платцер — австрийский художник, родившийся в графстве Тироль. Он рисовал мифические и исторические сцены. Почти всю жизнь прожил в Типпане. Учился у своего дяди, придворного художника. В своем творчестве Платцер отдавал предпочтение мифологическим или светским праздникам. И в то же время в его рассказах всегда был скрытый смысл.
Его картины:
- «Сцена с фонтаном перед дворцом»,
- «Александр Македонский получает ключи от Вавилона»,
- «Царица амазонок Талестрис в стане Александра Македонского»,
- «Латона превращает ликийских крестьян в лягушек».
Серия из 4 картин на тему «Удовольствия четырех времен года», отражающая каждое из времен года: весну, лето, осень и зиму.
Томас Гейнсборо (1727 – 1788)
Английский художник-портретист Томас Гейнсборо родился в Сэдбери, Саффолк. Автор ряда портретов с не меньшим успехом создавал пейзажи, с которых любил работать. Считается представителем английского рококо. Томас Гейнсборо считается основоположником пейзажной школы в Великобритании.
Картины:
- «Пейзаж в Саффолке»,
- «Возвращение фермеров с рынка»,
- «Утренняя поездка.
- «Портрет сквайра Уильяма Халлета с женой Элизабет»,
- «Портрет миссис Ричард Бринсли Шеридан».
Пейзажи, изображения природы часто служили фоном в портретах, например, в картинах «Джорджиана, герцогиня Девонширская», «Групповой портье детей Маршама».
10 известных картин в стиле рококо
Стиль французской аристократии значительно обогатил мировое искусство произведениями живописи, архитектуры и скульптуры. Многие картины того периода хранятся в мировых музеях, художественных галереях и частных коллекциях. Вот 10 картин, получивших мировое признание.
«Портрет балерины Парижской Оперы Мари-Мадлен Гимар»
Портрет балерины Парижской оперы Мари-Мадлен Гимар
Жан Фредерик Чолл
Автор — французский художник Жан-Фредерик Шаль. Героиня картины – классическая представительница женского типа, принятого в рококо. В этом произведении преобладают светлые пастельные тона. На балерине белоснежное с розовым платье, из которого выглядывает маленькая изящная ножка в розовых туфлях. Фоном портрета является сад. На заднем плане едва видно каменное здание.
«Вакх и Ариадна»
Бахус и Ариадна
Иоганн Георг Платцер
Картина написана художником Иоганном Георгом Платцером. На ней изображена сцена праздничного застолья с мифическими героями. В образе преобладают золотистые и голубые оттенки. Фигурки участников вечеринки отлиты из золота. Элементы стиля выражаются также в изображении посуды, садовой архитектуры, изображений деревьев, фигур людей.
«Молодая читательница»
Молодой учитель
Жан Оноре Фрагонар
Автор портрета – Жан Оноре Фрагонар. Картина написана в 1769 году. На ней изображена молодая женщина, читающая книгу. В портрете использована присущая рококо цветовая гамма. Большая подушка за спиной олицетворяет комфорт и удовольствие.
«Качели»
Качать
Фрагонар
Это еще одна картина Фрагонара. На ней изображена молодая женщина, катающаяся, а точнее взлетающая, на качелях. Именно ощущения полета выражает кисть мастера. Мужчина, упавший впереди, и тот, что на заднем плане, — поклонники женщины, пытающиеся за ней ухаживать. На фоне темного неба изображена молодая женщина в платье персикового цвета. Очевидно, что действие происходит вечером, наполненным любовью и романтикой.
«Юпитер и Калисто»
Юпитер и Каллисто
Франсуа Буше
Великолепная картина художника Франсуа Буше. Эта картина – живое воплощение стиля рококо. Все в нем дышит эротизмом и чувственностью, что подчеркивается кружащими над головами влюбленных амурами. Цвета, использованные в картине, также подчеркивают любовь героев
«Радости бала»
Радости бала
Антуан Ватто
Антуан Ватто. Одна из первых картин художника, написанная в 1714 году. Это полотно интересно еще и тем, что дает представление об архитектуре того времени. Полотно хранится в художественной галерее Далвичского колледжа в Лондоне.
«Портрет императрицы Елизаветы Петровны»
Портрет императрицы Елизаветы Петровны
Иван Аргунов
Портрет написан в стиле рококо, который был частью русской моды, русским живописцем Иваном Аргуновым. На картине обращает на себя внимание внешнее сходство императрицы с ее отцом Петром I. Тяжелый атлас платья, голубая лента на груди и орден указывают на принадлежность дамы на портрете к власти. Предположительно портрет написан в конце 60-х годов XVIII века.
«Утренний шоколад»
Утренний шоколад
Пьетро Лонги
Художник Пьетро Лонги. На картине хозяйка принимает гостей, пока сама лежит в постели. Один из присутствующих – священник с молитвенником, слуга держит кофейник и чашку шоколада, очевидно, для хозяйки. И еще один герой картины тоже угощается горячим шоколадом. На картине, выполненной в 1775-80 годах, изображен обычай пить по утрам горячий шоколад, который стал входить в моду.
Геркулес и Омфала
Геракл и Омфала
Франсуа Буше
Франсуа Буше изображает откровенно эротическую сцену. Согласно мифологии, Омфала была царицей Лидии, а Геракл был продан ей в рабство. Но между рабыней и королевой вспыхнула страсть. Красный цвет коробки, розовый палантин над кроватью влюбленных, путти говорят, как раз об этой страсти любви.
«Сцена в фонтане перед дворцом»
Сцена у фонтана перед дворцом
Иоганн Георг Платцер
Сцена, изображенная Платцером на этой картине, показывает, как дворянство развлекается в жаркий летний день, забывая об этикете и скромности. Картина была написана между 1730-35 годами и сейчас хранится в замке Скуклостер в Швеции.