Третьяковская галерея
Русский музей
Биография:
И, возможно, его жизнь в какой-то мере была предопределена тем, что он родился в интеллигентной, образованной, творческой семье.
Весной, 3 мая 1870 года, в Петербурге в семье профессора архитектуры родился мальчик Александр. Также стоит сказать несколько слов об отце и дедушке Саши, чтобы была понятна та среда, в которой рос и воспитывался мальчик.
Отец — Николай Леонтьевич Бенуа, выходец из французского рода Бенуа, был главным архитектором Петергофа. Дедушка по материнской линии — Альберт Катеринович Кавос, архитектор и строитель Мариинского и Большого театров.
Природа наделила Александра также прекрасными музыкальными способностями и прекрасной зрительной памятью, которые он сохранил до глубокой старости.
В 1890 году он закончил учебу в частной гимназии, много времени уделяя искусству. На этом основании он сближается с прогрессивной молодежью того времени, ставшей впоследствии его соратниками в создании художественного общества и одноименного журнала — «Мир искусства». Один из его друзей — знаменитый Сергей Павлович Дягилев.
Поступив в Императорскую Академию художеств, Александр довольно много учился и бросил ее, считая, что настоящим живописцем можно стать, только если много и непрерывно работать. А его современники и друзья были просто поражены его работоспособностью. За один день он мог нарисовать альбом эскизов, поучаствовать в постановке театральных сцен, написать статью для журнала и несколько писем и поработать в мастерской.
В 1894 году окончил Петербургский университет по специальности юриста. Женится на дочери музыканта К. И. Доброго — Анне. И в том же году начал свою литературную деятельность как историк и теоретик искусства. Годом ранее он выставлял свои картины на выставке, где добился внимания и успеха.
1896 год отмечен его поездкой во Францию и знаменитым циклом картин о парках и дворцах Версаля. В 1897 году — серия акварелей о короле Людовике XIV — и в результате несколько картин были приобретены русским меценатом Павлом Михайловичем Третьяковым.
Александр Бенуа три года жил и работал в Париже. Его восхищает и очень впечатляет Франция, Версаль — это созвучие человека, природы и искусства.
Вернувшись в Россию, Александр Бенуа открылся в 1901 году как издатель, издававший журналы по искусству, а также искусствовед, а впоследствии стал одним из самых авторитетных критиков начала 20 века в этой области.
1903 год — Александр Бенуа в качестве иллюстратора создает шедевр книжной графики — рисунки к поэме Пушкина о Медном всаднике. 1904 г. – создание знаменитой «Азбуки в картинках». С 1905 года он создал еще 37 иллюстраций, которые были изданы отдельной книгой в 1923 году.
1908-1911 — Бенуа — художественный руководитель знаменитой «дягилевской» театральной труппы «Русские сезоны». В том же 1911 году были опубликованы его иллюстрации к «Пиковой даме». В 1919 году, будучи директором картинной галереи Эрмитажа, он создал новый каталог произведений.
С 1922 по 1925 год Бенуа активно работал в Большом драматическом театре в Петрограде и как режиссер, и как художник. Издает альбом акварелей «Версаль». Участвует в международных выставках.
В 1926 году в возрасте 56 лет он уезжает из России и живет в Париже. В основном его деятельность связана с Дягилевским театром и миланским оперным театром «Ла Скала.
С 1927 года по февраль 1960 года, вплоть до дня своей смерти, Александр Николаевич продолжает удивлять своим трудолюбием. Он выпускает иллюстрации к книгам русских и французских авторов, пишет акварели, публикует мемуары и мемуары.
Картины Бенуа
Прогулка короля
Парад при Павле I
Петр Великий
В Немецком квартале
Комната Петрушки
Строительство набережной в Базеле под дождем
Король ходил в любую погоду
Вариант фронтисписа