Русский музей
Эрмитаж
Третьяковская галерея
Биография:
Алексей Петрович родился в Петербурге 25 марта 1716 года. Его отец был дозорным Семёновского полка, участвовал в Полтавской битве. Уволившись со службы, работал слесарем на Оружейном дворе и в конторе корпусов.
В 16 лет Алексей вместе с тремя братьями поступил в контору корпусов, заменивших Академию художеств, учиться живописи. Его учителями были Луи Каравак, И. Вишняков, А. Матвеев, М. Захаров. В 1739 году он был зачислен в штат канцелярии от корпусов. В 1742 году Антропов участвовал в оформлении торжеств в Москве по случаю коронации императрицы Елизаветы Петровны, а также написал несколько ее портретов.
В Петербурге под руководством Ивана Вишнякова художник расписывает Зимний, Летний, Петергофский, Царскосельский, Аничков дворцы. В 1749 году он получил звание подмастерья. Через год он писал пейзажи в оперном театре под руководством итальянцев Валериани и Перезинотти.
В 1752 году Антропов поехал в Киев для участия в проекте Андреевского собора. Его авторству принадлежат запрестольный образ «Тайная вечеря» и икона «Успение Божией Матери». Поездка в Украину обогатила художественный стиль мастера. Элементы народного быта и традиции украинской живописи привнесли в творчество художника непосредственность и любовь к ярким краскам.
В 1755 году Алексей Петрович вернулся в Москву, где участвовал в росписи Головинского дворца. В 1757 году он получил лицензию на живопись. Через год художник возвращается в Петербург и снова поступает в распоряжение канцелярии из корпусов. Он берет уроки у венецианца Пьетро Ротари, известного своими навыками в портретном жанре.
В 1759 г по протекции И. И. Шувалова Антропов получил место мастера живописи в только что основанном Московском университете. Через два года он был назначен в Синод надзирателем за живописцами и иконописцами. Он основал собственную частную школу живописи. Учениками Антропова были Д. Левицкий и П. Дрождин.
Антропов участвовал в оформлении торжества по случаю коронации Екатерины II в 1762-1763 гг. В 1789 году он оставил свой дом властям для организации художественной школы. Художник умер от лихорадки в возрасте 79 лет в 1795 году
Во-первых, Антропов известен как портретист. Писал парадные портреты российских императоров и императриц, духовенства и знати. Основные его произведения: портреты А. М. Измайлова, М. А. Румянцева, атамана Ф. И. Краснощекова, Петра III, семьи Бутурлиных.
Во время службы в Синоде Антропов создал ряд портретов священнослужителей: архиепископов П. Левшина, С. Кулебяки, Г. Петрова, духовника Елизаветы I Ф.Я. Дубянский. Мастер также написал много икон.
В картинах Антропова еще заметно влияние парсунов. Это статичные позы, условность образа, темный фон, тщательная прорисовка аксессуаров, подчеркивающих статусность модели. По картине легко определить социальный статус человека, изображенного на картине, но трудно судить о его внутренней жизни, так как у всех людей одинаковое нейтральное выражение лица. Но по мере взросления как художника, обучения у зарубежных мастеров, в работах Алексея Петровича проявляются черты европейского стиля живописи. Он пытается изобразить характер человека, его индивидуальность. Особенно это проявляется в изображении императора Петра III, вполне реалистичном для парадного портрета.
В своих работах Антропов пытается найти гармонию между традиционными канонами портретной живописи XVII века и стремлением показать душевные качества своих моделей. В этом секрет скромного обаяния картин Антропова и его неповторимости. Творчество Антропова — важный этап в развитии русского портретного искусства.
Картины Антропова
Портрет Трубецкого
Портрет Измайловой
Портрет Петра I
Портрет Петра III
Портрет Дубянского
Портрет Екатерины II
Портрет архиепископа Гавриила Петрова
Портрет Румянцевой