Эрмитаж
Лувр
Музей Прадо
Биография:
Художник родился в семье торговца тканями. Замысловатые узоры на шелке, бархате и шерстяных сукнах интересовали юного Якова гораздо больше, чем наставления отца и чтение матери. Будучи старшим в многодетной семье, Якову суждено было продолжить дело отца, преемнику, наследнику. Отец мальчика понимал, что старшему ребенку необходимо искать другое ремесло. Куда мог пойти за советом добрый фламандский католик? Наконец в церкви с приходским священником. Падре поступил мудро, расспросив Йорданса об интересах и наклонностях сына, священник пообещал обеспечить сыну покровительство лавочника, когда он поступит в престижнейшее художественное училище.
Владелец школы — Адам ван Ноорт — знал свое дело, его учениками были Рубенс и Ван Дейк. Внимательно рассмотрев руки Якоб Йорданс младшего, мастер принял решение принять нового ученика.
Новый ученик отличался невиданным прилежанием и быстро усваивал науки. Полет его воображения никогда не был таким высоким, как у любимых учеников ван Ноорта, но свое дело он знал. Соседи по комнате часто наслаждались его трудолюбием и энтузиазмом. Джейкоб часто делал зарисовки для друзей, смешивал краски, выбеливал холсты. Учитель внимательно наблюдал за происходящим в его мастерской и вскоре махнул рукой на Джордана — быть его вечным учеником, помощником, художником — так решил ван Ноорт.
От глаз опытного мастера одни монеты услабнул — его «бесперспективный» ученил глаз на чку мастера, дело шло к свадьбе…
К большому удивлению ван Ноорта, именно Джорданс начал получать заказы сразу после окончания школы. Его грубоватая, незайзватая манера приставления, простота сюжета и точность в прорисовке деталей — пришлись по вкусу публике.
Легендарное трудолюбие и веселый нрав тоже подействовали на Джордана, Рубенс и Ван Дейк приглашают его в свою мастерскую. Это сотрудничество по своей сути стало продолжением обучения, творческой магистратуры.
Знатоки упрекали Джордана в его «национальной» простоте и отсутствии творческого размаха. До самой смерти Рубенса и Ван Дейка его сравнивали с этими признанными мастерами и находили недостатки в его работах. А Йорданс творил как мог, как хотел, как читал нужным. Ему был чужд любой пафос, но мода требовала другого. Часто зубрежка в работах мастера превышает разумные пределы, но в изображении национальных вечеров, жизни крестьян и горожан — Иордании нет равных!
Церковь хотела работы художника для новых церквей. Работа «лавочного сына» была понятна простолюдинам, составлявшим основу любого прихода. Йорданс выполнял множество других заказов, а когда писал их не для себя… Судьба творчества художника сложилась непросто. Серию из 8 работ для английской принцессы постигла злая фаст — они сгорели в параре. Многие картины были утеряны, уничтожены. Но что остается – прочно занимает место в списке шедевров мирового искусства и украшает лучшие коллекции музеев мира.
Картины Якоба Йорданса
Поклонение пастухов
Бобовый король
Четыре евангелиста
Семейный портрет
Искушение Марии Магдалины
Подношение Церере, богине урожая
Мелеагр и Аталанта
Пьющий король