Дрезденская галерея
Галерея Уффици
Метрополитен-музей
Музей Тиссена-Борнемисы
Национальная галерея (Лондон)
Биография:
Художник родился в Аугсбурге, в семье известного художника Ганса Гольбейна Старшего. На его художественный стиль оказал серьезное влияние популярный мастер того времени Бургкмайр Ганс. В начале своей творческой карьеры Гольбейн Младший учился у собственного отца.
Вместе со своим братом Амброзиусом Гольбейн поселился в Швейцарии, в Базеле. Там его окружали ведущие ученые и мыслители того времени, в том числе Эразм Роттердамский. В это время художник много работал в жанре иллюстрации, работая над Библией, другими книгами, в том числе над знаменитой «Ценой глупости» для своего нового друга. Среди других направлений его деятельности были витражи, настенные росписи внутри и снаружи зданий и портреты.
В этот период, который в биографии художника называется первым Базелем, мастер создал множество произведений, в том числе много портретов, церковных росписей, в том числе 10 полотен о Страстях Господних. Из картин этого периода особенно известна «Мадонна из рода Майеров», а также уникальная по своему воздействию и необычному образу картина «Христос во гробе». На этом узком горизонтальном полотне настолько реалистично и выразительно изображено тело умершего Иисуса Христа, что оно буквально физически воздействует на восприятие человека.
В конце Базельского периода Гольбейн переехал в Англию (1526 г.). В этой стране он стал известен только как талантливый портретист. Через два года он вернулся в Швейцарию, в Базель, где завершил работу над фресками в ратуше и написал несколько портретов.
Еще через четыре года религиозных беспорядков Гольбейн был вынужден вернуться в Англию. Второй английский период длился целых девять лет, за это время художник успел написать множество портретов известных людей, что помогло ему стать придворным живописцем знаменитого английского короля Генриха VIII.
Этот период творчества художника, также называемый периодом Тюдоров, сохранил до наших дней одни из самых известных изображений членов королевской семьи, в том числе портреты самого Генриха VIII, одной из его жен Джейн Сеймур и наследника Эдуард VI.
Интересно, что кроме картин Гольбейн создавал и эскизы поразительно пышных и эффектных нарядов, которыми славился полигамный король.
Творческий стиль художника легко узнаваем. Любой, кто видел портрет короля Хенрика, без труда узнает кисть мастера. Его портреты отличаются удивительно точной и кропотливой проработкой деталей, мастерской работой с цветом и светом, прекрасной передачей объемов, форм и фактур.
Несмотря на то, что он реалистично и точно передает все детали своей натуры, готовые полотна поражают декоративностью и впечатляют живописным мастерством. Гольбейн считается художником, сумевшим «привить» идеи итальянского Возрождения на немецкой почве, не потеряв при этом специфического национального стиля. Его живопись родственна произведениям Дюрера, хотя он представляет действительность совершенно по-другому.
Прежде чем приступить к росписи, мастер всегда делал много набросков, уделяя много внимания лицу и мелким деталям. Возможно, поэтому его готовые работы производят такое солидное впечатление, а лица героев запоминаются с первого взгляда.
Мастер так часто использовал в своих работах пестрые драпировки, ковры и восточные ткани, что его именем был назван один из видов вышивки и даже вариант ковров с характерным узором.
Картины Ганса Гольбейна
Двойной портрет
Портрет французского посла
Портрет сэра Ричарда Саутуэлла
Автопортрет
Послы
Портрет Кристины Датской
Портрет купца
Мертвый Христос в могиле
Портрет Генриха VIII
Портрет Эразма Роттердамского
Портрет Томаса Мора
Дармштадтская Мадонна