Русский музей
Биография:
В десятилетнем возрасте умирает его мать, а в четырнадцать, после смерти отца, мальчик остается сиротой. Он продолжает учиться в Вятском духовном училище, сейчас о нем заботится старший брат, который и посоветовал ему заняться рисованием. Ссыльный польский художник Эльвиро Андриолли дает ему первые уроки живописи.
После окончания школы, в 16 лет, юноша переехал в Санкт-Петербург к Виктору и проучился следующие три года, готовясь к сдаче экстерном экзаменов по курсу реального училища. Аполлинарий продолжает увлеченно рисовать, большое влияние на него оказало знакомство с известными русскими художниками и их творчеством. Но в это время в нем вспыхнул такой большой интерес к геологии, что он решил поступать в Геологический институт. Брату требуется много труда, чтобы отговорить его от этого шага.
Но жизнь готовит новые сюрпризы. Вернувшись в 1875 году на Вятку, где легче было сдать экзамены, юноша всерьез увлекся идеями народничества. Неожиданно для всех, сдав экзамены на звание народного учителя и отказавшись от поступления в Академию художеств, юноша уезжает преподавать в деревню.
В 1878 году, не получая никакого удовлетворения от работы и совершенно разочаровавшись в «хождении в народ», Аполлинарий обращается к старшему брату, который в ответ на его письмо присылает ему сапоги и билет в Москву. С этого момента вся его жизнь будет посвящена живописи.
Много путешествует по России, после посещения Кавказа, Крыма, чуть позже посещает Францию, Германию, Италию, пишет великолепные пейзажи. С 1883 года юноша стал участвовать в выставках передвижников, и П. М. Третьяков приобрел для своей галереи одну из его картин «Серый день.
Побывав на Урале и в Сибири и удивляясь первозданной красоте природы, мастер создает величественные полотна, поражающие своей мощью («Горное озеро. Урал», «Кама», «Озеро в горной Башкирии»).
Его произведения пользуются большим успехом и славой, а с 1900 года он академик Петербургской Академии художеств.
Художник также увлеченно работает над декорациями опер на исторические темы: «Хованщина», «Иван Сусанин», «Опричник».
В 1891 г., рисуя иллюстрации к юбилейному изданию М.Ю. Лермонтова, он близко познакомился с историками и археологами. Аполлинарий Михайлович с увлечением начинает исследовать старые карты и планы улиц Москвы, читает записки путешественников, изучает летописи и становится членом археологического общества.
Меняющийся облик старой Москвы и Кремля становится его любимым сюжетом. Живописец создает большой уникальный цикл акварелей и рисунков, воспроизводящих исторические образы столицы с XII по XX век («Кремль», «На крестце в Китай-городе», «Старая Москва»).
С 1901 года он должен был работать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, руководя пейзажным классом в течение семнадцати лет.
Спокойный, мягкий человек, очень образованный, легко ладил с людьми. В 1902 году он женился на Татьяне Одоевской, а через год у них родился единственный сын Всеволод.
Аполлинарий Михайлович с радостью встретил революцию 1917 года, но вскоре все изменилось. Через год его исключают из школы, но он находит в себе силы работать: пишет пейзажи малой родины, продолжает цикл живописи, создает картины старинных русских городов, Подмосковья.
С 1918 года возглавляет комиссию, изучающую древнюю Москву, составляет отчеты, участвует в раскопках, пишет и издает литературные статьи.
Узнав о готовящемся разрушении Храма Христа Спасителя, живописец пишет в газету письмо с просьбой отменить это решение.
умер 23 января 1933 года. В квартире, где мастер провел последние тридцать лет своей жизни, создан мемориальный музей, а картины украшают коллекции крупных музеев.
Картины Аполлинария Васнецова
Сибирь
Северный край. Сибирская река
Книготорговцы
Мост Всех Святых
Родина
Оборона Москвы от хана Тохтамыша
Вероятный вид на Белокаменный Кремль
Московский Кремль при Иване Калите