Русский музей
Биография:
Семья художника не была богатой. Отец — бывший фермер, работал таксистом в городе. Мать зарабатывала стиркой белья. Но дети в семье росли творческими, все любили петь и танцевать. Маленький Павел любил рисовать.
Когда мальчику было всего четыре года, умер его отец. В этой непростой ситуации детям пришлось рано повзрослеть. Бабушка научила Павла вышивать скатерти на продажу. Вместе с сестрами он танцевал в зрительских сценах спектаклей за небольшой гонорар.
Уроки Филонову приходилось заниматься по ночам, но он был прилежным учеником и окончил церковно-приходское училище с отличием.
В 1896 году чахотка унесла жизни матери и брата художника. Полную заботу о семье взяла на себя сестра Павла Александра. К тому времени она вышла замуж за богатого инженера. Александра перевезла всю семью в свой роскошный дом в Санкт-Петербурге. Муж сестры обратил внимание на рисунки Павла и поручил ему учиться живописи в живописных мастерских. В это же время амбициозный художник начал посещать курсы при Обществе поощрения художеств.
Вдохновленный рассказами о путешествиях академика Льва Дмитриева-Кавказского, он отправился на Волгу, на Кавказ, а затем в Иерусалим. Денег на проезд у Филонова практически не было, приходилось подрабатывать в дороге.
Павлу Филонову не удалось поступить в Академию художеств. Он был принят вольнослушателем в 1908 году. Художник хвалился педагогами за особые старания и отличное знание анатомии. Но постепенно юноша стал отходить от академических правил живописи, смело экспериментируя с цветом и формой. Его творчеством заинтересовались художники-авангардисты.
Через два года Филонов ушел из академии и полностью погрузился в работу. Картины были высоко оценены критиками и экспонировались на самых популярных авангардных выставках.
С 1912 года Павел Филонов вырабатывает собственную философию живописи. По его мнению, искусство — это целая вселенная, не ограниченная только цветом и формой. Художник должен быть исследователем. Начиная картину с атома, необходимо наполнить полотно элементами, возникающими из подсознания.
После самостоятельного путешествия по Италии и Франции появилась знаменитая картина «Пир королей», представленная на выставке в 1913 году. Тогда же Павел Филонов оформлял декорации к произведению «Владимир Маяковский».
В течение следующих трех лет художник активно работает и позирует, иллюстрирует сборники стихов поэтов-футуристов, публикует собственное стихотворение «Поет о рождении мира».
В 1916 году Филонова призвали на фронт, где он также принял активное участие в революционном движении. Позже художник вернулся к творчеству и участвовал в масштабной выставке в Зимнем дворце в 1918 году. Многие картины Филонов передал в дар Русскому музею.
В 1923 г он опубликовал теоретический труд «Декларация мирового процветания», содержащий постулаты «аналитического искусства».
Художник создал свою школу, ученики которой участвовали в оформлении государственных помещений, театральных постановок, иллюстрировали литературные произведения.
С 1930 года Филонова и его учеников стали обвинять в «непонятности» творчества. Выставки их работ стали отменяться.
П.Н. Филонов умер в 1941 г в Ленинграде во время блокады. В 1977 году сестра художника передала коллекцию его картин в дар собранию Государственного Русского музея.
Картины Павла Филонова
Лица
Королевский пир
Весенняя формула
Формула петроградского пролетариата
Барабанщики
Фермерская семья
Первая симфония Шостаковича
Семейный портрет