Третьяковская галерея
Биография:
Затем, в 17 лет, Юрий показал свои работы живописцу и графику Сергею Васильевичу Малютину, который оценил художественные способности юноши и пригласил его участвовать в своей мастерской. Через три года, когда только были организованы высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), туда же поступил и Юрий.
По его словам, учеба не только дала ему многое в плане оттачивания мастерства, но и помогла расширить общий кругозор. Художник вспомнил, как на лекциях читались стихи Владимира Владимировича Маяковского, обсуждались спектакли Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Поэтому неудивительно, что художник Пименов выступил новатором, соединившим популярные направления западного стиля и традиционной русской школы.
Но способ написания оставался непонятным для широкого круга зрителей. Экспрессионистские тенденции пугали неподготовленных посетителей (например, страшное полотно «Инвалиды войны», созданное в 1926 году). Все чаще стали раздаваться обвинения в формализме и буржуазном влиянии, а в те времена такие формулировки прямо приводили к бойкоту со стороны издателей и организаторов выставок.
Юрий Иванович остался без денег и работы, живя только на жалованье жены, стенографистки Натальи Константиновны Бернадской, и впал в апатию. К душевной болезни добавилась физическая: его укусила бешеная собака, и эмоциональный шок заставил художника на несколько лет прекратить заниматься творчеством.
После лечения от депрессии живописец почти каждый день уезжал из города, чтобы гулять на природе, изучать пейзажи и жителей деревни. После этого перерыва и новых впечатлений у Юрия Ивановича выработался совершенно новый стиль письма, который он назвал лирическим и изящным.
В 1937 году он создал светлую и радостную картину «Новая Москва», ставшую хрестоматийной и одной из визитных карточек художника. В том же году автор был награжден золотой медалью за панно «Стахановское движение».
Казалось бы, как быть художнику, который после всех терний нашел свой творческий путь и завоевал славу? Юрий Иванович вел себя нестандартно: он начал уничтожать все имевшиеся у него старые картины, а созданные им музейные экспонаты забрал с собой, обещая вернуть или привезти новые, а также уничтожил их. В результате многие полотна остались только на фотографиях, но в начале 21 века Третьяковская галерея смогла воспроизвести эти изображения на металле и создать отдельную выставку.
Новый стиль письма, найденный художником, представлял собой удачное сочетание социалистического реализма и импрессионизма. Легкие дробные мазки, раскрашивающие улицы отстроенных городов, заводы и спорт, оказались именно такими, понятными зрителю и воспевшими новые реалии.
Но Юрий Иванович все же вернулся к экспрессионизму: иначе описать ужасы войны было невозможно. Трагедия, которую переживает страна, отражена в таких полотнах, как «Следы шин» и «Фронтовая дорога». Художник не остался в стороне от случившегося и был отправлен на фронт в разрушенный Ленинград.
Когда война закончилась, его пригласили преподавать во ВГИК, и это было не случайно, так как Юрий Иванович много лет занимался оформлением театральных постановок и афиш. Возвращаясь к теме мирного времени, Пименов продолжал изображать любимую Москву, но не исторические здания, а новые кварталы, строительные краны и прокладываемые дороги.
Все эти бытовые зарисовки автор охарактеризовал как поэзию с молодой душой новизны и созидания. Работы получили отклик, и в 1954 году художник был избран членом-корреспондентом Академии художеств, а в 1957 году удостоен звания заслуженного художника. Юрий Иванович имел две Сталинские премии второй степени, Ленинскую премию, орден Ленина, орден Трудового Красного Знамени и множество медалей.
Примечательно, что тогда же в 1966 году он подписал письмо против реабилитации Сталина.
Художник прожил 73 года и умер в Москве в 1977 году. Его работы хранятся в крупнейших российских музеях и до сих пор пользуются всенародной любовью.
Картины Юрия Ивановича Пименова
Новая Москва
Спор
Футбольный
Ожидание