Русский музей
Биография:
Отношения маленького Федора с отцом складывались непросто: Александр Васильев играл в карты и много пил, поэтому дома часто устраивал скандалы. Из-за такого образа жизни он рано ушел из жизни — в 42 года, когда сыну было всего 15 лет.
Несмотря на семейные трудности, Федор начал развивать свой талант еще в детстве: перерисовывал иллюстрации из книг и использовал в работе разные инструменты.
Еще одна его выдающаяся способность – вокал. Он хорошо пел в церковном хоре, поэтому ему разрешили бесплатно учиться в гимназии.
С 12 лет мальчик также посещал рисовальную школу, а после смерти отца познакомился со многими именитыми современниками: Репиным, Крамским, Шишкиным… С последним они особенно сблизились и даже побывали вместе на острове Валаам. После Шишкин женился на родной сестре Федора Евгении.
В конце 1860-х годов Васильев представил на выставке одну из своих картин — «На острове Валааме. Камни. Полотно понравилось коллекционеру и меценату Павлу Строганову, который стал покровителем 17-летнего художника: он спонсировал его поездки по России, учил жить в светском обществе.
Художнику удалось прекрасно приспособиться к высшему обществу: и его поведение, и творчество нравились знати. Коллеги отмечали его способность быстро обучаться, настойчивость и целеустремленность.
Значимым путешествием в жизни Федора стала поездка по Волге вместе с Репиным и Макаровым. Именно она вдохновила художника на написание его самой известной и впечатляющей картины «Оттепель».
Впервые «Оттепель» была представлена в 1871 году на выставке Императорского общества поощрения художеств и тогда же получила первую премию. Успех ошеломляющий: император заказал копию картины, а через некоторое время полотно было отправлено на выставку в Лондон, где произвело не меньший фурор.
В жизни художника постигло несчастье: увлекшись зимними играми, он заболел туберкулезом. Поскольку диагноз еще не подтвердился, Федор легкомысленно отправился в Финляндию, а суровый климат только усугубил ситуацию. Чтобы хоть как-то продлить последние годы своей жизни, Васильев в 1871 году вместе с матерью и младшим братом переехал в Крым.
Если солнечный Крым помог физическому здоровью художника, то его сознание страдало от тоски по друзьям и родине. Местная природа его тоже не впечатлила: несколько русских лесов и полей он нарисовал, правда, по памяти.
Тем не менее в последние годы жизни Васильев продолжал много и упорно писать, что, конечно, плохо сказывалось на его здоровье. Причиной такой активной работы, пожалуй, стало тяжелое экономическое положение: продажа картин была основным, чуть ли не единственным, доходом семьи.
В 1873 году, не оставляя надежды на выздоровление, Васильев обратился в Императорскую Академию художеств. Он просит присвоить ему звание художника первой степени без образования — его творчество уже было высоко оценено. Это решило бы проблемы с деньгами и документами, ведь до этого он еще считался внебрачным ребенком.
Однако 6 октября 1873 года пришло письмо: Академия присвоила художнику звание почетного члена — отнюдь не такое престижное, как художнику первой гильдии. Все надежды Федора рухнули, и 23-летний артист скончался в тот же день. Похоронен в Ялте, на Поликуровском кладбище.
Картины Фёдора Васильева
Вид на волжскую кору
После дождя. Проселочная дорога
Мокрый луг
После шторма
Болото в лесу. Осень
Таять
Перед бурей
Жаркий летний день