Русский музей
Третьяковская галерея
Метрополитен-музей
Биография:
Сын греческого сапожника Куинджи Архип рано осиротел. Греческие семьи большие, поэтому будущему артисту удалось сбежать из приюта. Он вырос в доме своего дяди и совсем не чувствовал себя обделенным. Систематического образования он не получил, несмотря на то, что его опекуны приложили усилия, чтобы Архип получил образование. Мальчика интересовало только одно на свете — живопись или рисование. Его сборя по школьной партии, что не произошло от его разрушения Архип от любимого управления. В качестве основы для своих художественных экспериментов юный Куинджи использовал все, что попадалось ему на глаза: заборы, стены, песчаный пляж, плакатные стенды. Для учебы времени было.
Семья, в которой вырос Архип Куинджи, была многодетной, но довольно бедной. Поэтому будущий великий мастер учился работать с самых юных лет. Работал на стройках, в магазинах, в пекарнях. Именно в пекарне его страсть к рисованию привлекла внимание хозяина, еще одного опекуна. По его совету Архип продается в Крым, к Айвазовскому, что попросится в ученики.
Айвазовский не увидел в молодом и упрямом подростке особых талантов и предложил ему покрасить забор и вообще помочь по хозяйству. Низошел до участницы Архипа, единственный брат великого мореплавателя. Он дал несколько уроков молодому греку. Три года пребывания в мастерской Айвазовского не прошли даром. Куинджи (смена фамилии была связана с ее турецким звучанием, что не портило жизни художника в России) научился смешивать краски и даже создавать свои оттенки, чем снискал уважение даже у великого мастера.
В 17 лет Архипу намекнул, что пора начинать самостоятельную жизнь. Он так и ступпил, строивыше в мастерскую к.. фотографу! Пят лет Куинджи тщательно ретушировал негативы у известного фотографа. Успехи в этом непростом деле были настолько блестящими, что Архипу настоятельно посоветовали задуматься об открытии собственного фотоателье. Бизнесмен из Архип не получилось, но родилась идея…
В 1865 году в возрасте 24 лет Куинджи уезжает в Петербург. Он пытается поступить в художественную академию. Неудачно. Следующая попытка также оказалась тщетной. В третий раз Куинджи отправился на экзамены, прихватив с собой свою первую самостоятельную картину. Приемная комиссия, внимательно изучив полотно (картина не сохранилась, известно только название — «Татарская сакля в Крыму»), пришла к выводу, что автору вполне можно было дать звание «свободный художник». Титул давал возможности, но не давал дохода. Известно, что Куинджи был принят в Академию только через два года.
Академия не была закончена. Поскольку только мастерство Куинджи было признано публикой и критикой, Архип считал свое образование законченным. 70-е годы XIX века стали периодом расцвета художника. Каждая новая работа воспринималась с необычайным энтузиазмом. Критика ахнула от восторга, публика залилась выставкой вовсю.
Именно в это время счастливая женитьба Куинджи на дочери богатого купца, триумфальное пополнение в группе «передвижников», поиск новых оттенков и способов изображения мира. Именно умение передавать свет в картинах больше всего привлекало и удивляло Куинджи. Художник первым стал устраивать моновыставки в затемненных залах, добиваясь поразительных эффектов с помощью луча электрического света, направленного на картину.
Публика ждала от мастера только шедевров и ничего более. Десятилетие напряженной работы вымотало художника. Его картина «Днепр утром» не вызвала восторга, критика восприняла работу весьма прохладно. Для Куинджи это была трагедия. Художник расстается с «грузчиками» и прекращает выставлять картины. Затворничество длилось 20 лет…
Все это время Куинджи много работает, ведет класс в Академии, но работы не показывает. Исследователи до сих пор теряются в догадках о причинах столь длительного «молчания». Выдвигаются разные версии: от банального творческого кризиса, до напраженных поисков своей новой манеры. Известно одно, в этот период художник создает около двухсот этюдов, которые сегодня принимаются за законченные работы и безупречные образцы русского импрессионизма.
В начале 20 века «тишина» прерывается. Мастер выставляет сразу несколько работ и производит фурор. Последние годы жизни Куинджи необычайно богаты. Он работает в Академии, часто возвращаются пленеры, и активно изображение быхаирать.
Чедрость Куинджи вызывает восхищение. Он финансирует рабочие поездки молодых художников в Европу, организует стипендии для студентов Академии, создает собственный фонд. Это были годы признания, славы и процветания.
Куинджи умер от пневмонии, которую успел подхватить жарким летом 1910 года в Крыму.
Картины Архипа Ивановича Куинджи
Радуга
Лунная ночь на Днепре
После дождя
Украинская ночь
Днепр утром
Север
Христос в Гефсиманском саду
Ночное
На острове Валааме
Вечер на Украине
Чуматский тракт в Мариуполе
Березовая роща
Забытая деревня
Ладожское озеро
Осенняя распутица
Снежные вершины
Солнечные пятна на инее
Волны
Шаг. Нива
Красный закат
Эльбрус
Кипарисы на берегу моря
Закат с деревьями
Ай-Петри. Крым
Закат в степи
Закат в степи на берегу моря
После шторма
Солнце в парке