Пинакотека, Мюнхен
Биография:
В истории искусства он считается последним представителем северной готики. Много лет его путали с одноименным художником. В 2000 году появились исследования искусствоведа Карла Арндта, которые убедительно доказывали, что настоящее имя мастера — Готхарт Нитхардт. Исследование основано на том, что художник оставлял на своих работах свою подпись в виде монограммы «MGN» (Mathis Gothart Nithart). Имя, под которым он вошел в историю искусств, было ошибочно дано ему биографом Зандрартом в его работе «Немецкая академия». Ошибочное описание сохранилось до сих пор и продолжает использоваться, так как этот талантливый мастер связан именно с этим именем, которое принадлежит совсем другому человеку.
Из всего творческого наследия мастера до наших дней дошло всего десять работ. Но даже по ним можно судить о высоком уровне мастерства художника и особом даровании. Ему удалось невероятно выразительно и выразительно отразить мистический спиритизм, характерный для позднего Средневековья в Германии. Именно эти черты спустя несколько столетий привлекли в творчестве немецкого художника представителей нового течения – экспрессионизма.
В свете последних полученных данных о личности артиста стали известны более подробные сведения о его личности, жизни и творчестве. По сохранившимся документам можно судить, что этот человек принадлежал к интеллигенции, хорошо разбирался в философии, религии и общественных науках. Он был свидетелем кровавых событий очень жестокой эпохи, которые не могли не сказаться на его понимании мира и человека, и нашли отражение в его творчестве.
Главной работой мастера выживальщиков считается «Изенгеймский алтарь». На протяжении многих столетий это произведение считалось работой знаменитого Альбрехта Дюрера, подобно тому, как другое известное полотно — «Мадонна Штуппах» — считалось произведением Питера Пауля Рубенса. Сам факт того, что произведения Матиаса Грюневальда, а точнее Готхарта Нитхардта, считались созданными такими великими художниками, свидетельствует о том, что его мастерство ничуть не уступало их умению обращаться с кистями и красками.
Еще одним заметным произведением является картина «Осмеяние Христа», в основу которой положен библейский сюжет, крайне редко используемый в средневековой живописи. Согласно Библии, после того, как Иисус Христос был предан Иудой и арестован в Гефсиманском саду, его привели в дом иудейского первосвященника Каиафы. Слуги и охрана, считая Христа безумным пророком, всю ночь издевались над ним. Они ударили связанного и с завязанными глазами Христа по лицу и потребовали опознать нападавшего. Для художника это произведение религиозной традиции стало квинтэссенцией надругательства над человеческим телом, волей и духом.
Это многофигурная композиция, в которой только Христос находится в статичной позе. Он сидит и принимает смиренные удары и молится за души злодеев. Остальные фигуры изображены в движении, практически без фона. Они заполняют все полотно, как бы выступая из густой черной тьмы.
Возвращение столь значительного мастера сегодня открывает в истории искусства много нового, ранее забытого или недостаточно изученного.
Картины Маттиаса Грюневальда
Изенхаймский алтарь
Ступпах Мадонна
Богохульство против Христа
Встреча между Эразмом и Маврикием
Распятие
Искушение святого Антония
Алтарь Геллера
Благодетель с птичьей клеткой