Русский музей
Третьяковская галерея
Биография:
Фешин родился в Казани, в 1881 году, в семье мастера — резчика по иконостасу. Несмотря на болезнь, Николай проявил способности к рисованию и был отдан отцом в местную художественную школу.
Как позднее писал Фешин в своей биографии, он был очень дружен с отцом, и каждое лето они ездили по деревням и выполняли заказы по резьбе. Путешествия оставили неизгладимый след в его дальнейшем творчестве: природа, люди, их обычаи с национальным колоритом – все это легло в основу детского ума.
Одной из первых его студенческих работ, но уже привлекшей внимание, стала картина «Беспризорник».
После окончания школы, как лучшего ученика, его рекомендуют в Академию художеств, где Фешин поступает в мастерскую известного художника Репина.
С 1901 по 1909 год Фешин учился в Петербурге. Материальное положение Николая тяжелое, но в городе есть несколько возможностей для заработка: он делает скетчи, иллюстрации, карикатуры и рисует плакаты.
Фешин активно участвует в научной жизни, его учителя — Репин И.Е., скульптор Залеман Р.К и другие, формируют молодого художника. Работа юноши «Выход из катакомб после молитвы» получает 1 премию Академии художеств. Николай стремится провести лето у родственников в Поволжье, оттачивая свое мастерство, тренируя узнаваемые в будущем размашистость и свободное течение кисти. Историческое событие 1905 года пришлось на время учебы Фешина. Юноша показывает свое социальное положение, известны его этюды на революционную тематику — «1905 год на заводе», «Изнеможение».
К окончанию академии Фешин сформировался как неординарный, индивидуальный художник. Он меняет технику живописи, благодаря экспериментам с краской и грунтом картина становится устойчивее, ярче.
Самыми известными произведениями Фешина в этот период являются — «Черемисова свадьба», «Дама в лиловом», дипломная «Капуста».
В 1909 году ему было присвоено звание художника и выдана стипендия на зарубежный поезд, который он совершил в 1910 году, посетив Германию, Италию, Австрию.
Казанское художественное училище, которое когда-то выпустил Фешин, в 1910 году приглашает его в качестве учителя, с проживанием в училище. По воспоминаниям Николая Ивановича, это был прекрасный период его жизни, его не волновали бытовые проблемы, он много и с удовольствием работал.
Фешин проявляет себя как грамотный авторитетный педагог. За основу он взял стиль преподавания И. Е. Репина — демократичный, не навязывающий своего авторитета, но обращающий внимание на индивидуальность каждого ученика и не мешающий ему развиваться в нечто большее.
1911-1917 гг с портретами — Н.А.Сапожникова, В.Адорацкая, отец и др. после ее замужества в 1913 г за бывшей ученицей Бельковича Александрой Николаевной появляется ряд портретов его жены, а затем и дочери Ии. В 1914 году он закончил работу над своей знаменитой картиной «Ление».
Николай Иванович активно участвует в выставках, состоит в различных художественных комиссиях, принят в Общество передвижников. В 1917 году он уже был академиком живописи.
В связи с революцией 1917 года творческая жизнь в Казани замирает, прежде всего из-за элементарных проблем с отоплением, питанием, электричеством.
Чтобы прокормить семью, Фешин пишет портреты революционных деятелей, создает скульптурные портреты, театральные декорации. В 1919 году он завершил жанровую картину «Бойня», эмоционально очень сильную и в то же время неоднозначную.
Художник чувствует, что теряет смысл творчества, у него бывают приступы меланхолии и депрессии. В 1923 году он решает покинуть Россию и эмигрировать с семьей в США в Нью-Йорк.
Первая работа, которую Фешин написал на американском континенте, — «Портрет Джека Хейтера», коллекционера произведений искусства и человека, помогавшего ему с переездом.
Довольно быстро и легко Фешин влился в творческую атмосферу Нью-Йорка: вел мастер-классы, стал преподавать в местной художественной академии, а в 1924 году в Чикаго состоялась его персональная выставка. Его жена — его переводчик и помощник.
В 1927 году Фешин купил землю в штате Нью-Мексико, в городе Таос, центре индейской культуры. Дом строится по эскизам самого Николая Ивановича.
Для Фешина даосский период красочен, насыщен всеми красками, его персонажи — местные аборигены — «Мануэлита с качиной — ритуальной игрушкой», «Мексиканская бабушка», «Храмовые танцовщицы» и другие яркие полотна.
В 1934 году Фешины развелись и Николай Иванович с дочерью уехал в Нью-Йорк, а затем в Калифорнию в Лос-Анджелес. Его картины продаются, он путешествует, увлекается фотографией, пишет портреты генералов в годы войны и дает частные уроки.
В 1955 году умер Николай Иванович Фешин. В 1976 году дочь художника по его завещанию похоронила отца в Казани. Картины Н. И. Фешина находятся в музеях Казани, Санкт-Петербурга, Вашингтона, Сиэтла, Лондона, в частных коллекциях. В его доме в Таосе организован дом-музей.
Картины Николая Фешина
Капустная бабочка
Катя
Портрет Вари Адоратской
Портрет Сапожниковой