Русский музей
Третьяковская галерея
Биография:
Он родился в простой семье потомственных сапожников в городе Хвалынске Саратовской губернии, в 1878 году. Его отец прославился тем, что был единственным сапожником во всем городе, не прикасавшимся к алкоголю. Причиной тому стала страшная детская трагедия, давшая моему сыну фамилию «Водкин» и сильное отвращение к алкоголю. Его отец, в пьяном угаре зарезал свою жену и вскоре сам умер в трешной агонии. Поскольку отца звали Петром, его дети получили фамилию Петровы, а вместе с ней и прозвище — Водкины.
Когда Сергей Водкин женился на Анне Петровой, естественным образом возникла двойная фамилия, которая стала передаваться по наследству.
Молодой Кузьма не собирался становиться художником, он учился в начальной школе и планировал стать железнодорожником. Однако, как это иногда бывает, судьба распорядилась по-своему. Знакомство с иконописью поразило юношу, и он начал пробовать свои силы в искусстве. Начал учиться в Самаре у Федора Бурова, но учеба была прервана смертью последнего.
Судьба в очередной раз вмешалась в жизнь мастера, когда его работы попались на глаза известному архитектору Роберту-Фридриху Мельцеру. Он отвез юношу в Петербург, где помог ему учиться в Центральной школе технического рисования барона Стиглица, которая впоследствии стала более известна у нас как Мухинская школа.
До наших дней дошла первая работа Петрова-Водкина как зрелого самостоятельного художника. Это икона в технике майолика на стене храма в Александровском парке. Он подкупает одновременно каноничностью образа и инновационным исполнением.
В 1897 году художник переехал в Москву, где до 1905 года учился в Училище живописи, ваяния и зодчества в классе Валентины Серовой. Следующие три года он путешествует и учится в разных странах Европы. В это время на живописи майские сильное его инфлекционный и зимболизм. Однако впоследствии у него появляется собственная оригинальная манера письма, которую можно считать сплавом реализма и нескольких современных направлений в живописи.
В 1911 году художник стал членом объединения «Мир искусства», через 8 лет — одним из соучредителей «Вольфила» — «Вольного философского объединения», просуществовавшего до 1924 года.
В советский период магистерская работа была востребована. Он писал картины, работал над графикой и создавал декорации, преподавал, писал статьи по искусству и с удовольствием предавался литературной деятельности.
В 1932 году он стал первым председателем отделения Союза советских художников в Ленинграде. Мастер умер в 1939 году, оставив после себя огромное материальное и духовное наследие.
Картины Петрова-Водкина
Купание красного коня
Смерть комиссара
Утро Купальщицы
Богоматерь Умиление злых сердец
Портрет мальчика
Утренний натюрморт
1918 год в Петрограде
Весна