Музей современного искусства (Нью-Йорк)
Биография:
В начале 19 века в Германии, и особенно в Баварии, наблюдался беспрецедентный культурный расцвет. Возникает много новых философских систем и эстетических теорий. Мюнхен становится художественным центром Европы наряду с Парижем.
ДЕ КИРИКО И НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ
После смерти отца в 1905 году де Кирико чувствовал себя одиноким и потерянным. Художник с головой погружается в изучение мировой культуры и мифологии, и пытается найти ответы на свои вопросы. Прежде всего, он решает побороть свою неуравновешенность и научиться ясно мыслить. Благодаря изучению творчества немецких философов — Артура Шопенгауэра (1788-1860), Фридриха Ницше (1844-1900) и Огго Вейнингера (1880-1903) у молодого художника начинает формироваться собственное мировоззрение и собственная пластическая теория.
В начале 20 века особой популярностью среди мюнхенских студентов пользовался философ и психолог Вейнингер, автор известной книги «Пол и характер». В своих рассуждениях Вейнингер использует понятия художника-исследователя и художника-священника (он ссылается, кстати, на последнего Арнольда Бёклина, творчество которого вдохновляло в то время де Кирико). Работы Вейнингера помогли художнику разработать собственную метафизическую теорию. В частности, немецкий психолог писал, что постоянно меняющаяся окружающая действительность содержит в себе обязательные так называемые самостоятельные элементы — геометрические фигуры, рисунки и символы предметов. Именно эти самостоятельные элементы Кирико использует в своем творчестве.
С 1908 года де Кирико начал изучать философские произведения Фридриха Ницше. Идеи, которые он почерпнул из них, также оказали значительное влияние на его метафизическую живопись. Следуя примеру немецкого философа, уделяющего в своих рассуждениях большое внимание процессу самосовершенствования, де Кирико обращается к поэзии о трансформациях как способе открытия в себе способностей наблюдателя. Артур Шопенгауэр, со своей стороны, заставляет художника задуматься о процессах, происходящих в объективном мире. Де Кирико также говорит об «атмосфере в моральном смысле», объясняя тем самым свое восхищение работами Клингера и Беклина. Идеи всех названных философов будут близки художнику на протяжении всей его жизни и найдут оригинальное отражение в его творчестве.
ПАРИЖСКИЕ ВЛИЯНИЯ
В июле 1911 года Джорджо де Кирико впервые приехал в Париж. Ему всего двадцать три года, и он в основном интересуется современными авангардными движениями, особенно кубизмом с его аналитическим подходом к передаче формы.
Лидеры кубистической революции — Пикассо и Брак захватили молодого художника и заставили его искать новые формальные решения. Затем Де Кирико создает несколько полотен нетрадиционного формата, таких как трапециевидные или треугольные.
В первых картинах Фернана Леже (1881-1955), появившихся в то же время, де Кирико привлекли «механизированные» изображения людей, которые вдохновили его на целую серию картин с манекенами.
В Париже де Кирико часто посещает Лувр, где в первую очередь знакомится с античным искусством. Художник является любителем археологии и античности и ищет в греческой, римской и ближневосточной скульптуре новые импульсы для своей метафизической живописи.
Во время своего пребывания в Париже де Кирико познакомился с фотографом-сюрреалистом Жаном Эженом Атже (1856–1927), мастером изображения пустынных парижских улиц, домов и площадей. В работах де Кирико этого периода та же атмосфера грусти и пустоты, что и на фотографиях Атже, внутренне сближает этих мастеров.
МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ
Но, как свидетельствует Гийом Аполлинер, де Кирико «вскоре уходит из парижского авангарда, чтобы создать собственное искусство, где пустые дворцы, башни, символические предметы и манекены соединены, изображены воедино. Все это изображено в чистых красках, переполненных впечатление искусственности реального…»
Своей картиной, которую он называет «метафизической», де Кирико стремится разрушить логические объяснения реальности.
Используя синтез различных влияний, художник разрабатывает основу метафизической живописи, которая никогда не станет направлением в самом широком смысле этого слова. Не подчиняясь какому-либо четко определенному учению, метафизическая живопись будет приписываться нескольким художникам — самому де Кирико, Карло Каппа (1881-1966), Джорджио Моранди (1890-1964).
Метафизической живописи свойственна поэтичность неподвижности, ригидности, напряжения в изображении формы и цвета, ригидности линии и резкости светотеневых переходов. В его основе абсолютное отрицание реальности, которое представляет нам реализм, с акцентом на изображении избранных предметов и сознательным акцентом на отдельные фигуративные элементы.
Эти положения приводят к тому, что художники-метафизики обращаются к гармонии, свойственной итальянскому Возрождению и произведениям великих мастеров-классиков.
Но в метафизической живописи предметы, помещенные в едином пространстве и подчиненные единому ракурсу, никогда не дополняют друг друга, они не связаны. Элементы в этих композициях объединены чисто формальными приемами. Де Кирико – первый художник, вступивший на этот путь еще в 1910 году. В течение следующих нескольких лет он будет накапливать и систематизировать свои изобретения и открытия. В 1917 году, когда образная азбука де Кирико уже достаточно четко сформировалась, по тому же пути стал идти другой итальянский художник, Карло Каппа, который был младше де Кирико на семь лет. В 1919 году он издал сборник текстов под названием «Метафизическая живопись».
Карра помещает в свою книгу статьи де Кирико — «О метафизическом искусстве» и «Мы, метафизики», которые также были опубликованы в римских журналах «Cronache de’attuait’a» и «Valori Plastici».
По мнению Карра, метафизическая живопись должна достичь известной степени достоверности в передаче действительности в застывших и неподвижных образах. Эта публикация привлекла внимание художника Джорджио Моранди, к которому вскоре присоединились де Кирико и Карра. Образовавшаяся таким образом творческая группа просуществовала до 1920 года.
Тот факт, что «метафизики» сочетают в своих картинах элементы фантастики и реалистического изображения действительности, привлекает к их творчеству сюрреалистов. Атмосфера «тревожной необычности», царящая в полотнах «метафизиков», очень близка идеям сюрреалистов, стремящихся «изменить жизнь» путем освобождения подсознания и стирания границ между мечтой и реальностью. В начале 1920-х годов влияние де Кирико на сюрреалистов и особенно на живопись Макса Эрнста было огромным.
Картины Джорджо де Кирико
Итальянские квадраты
Автопортреты Джорджо де Кирико
Археологический цикл картин
Гладиатор цикл картин
уничтожение мышей
Великий метафизик
Метафизический интерьер с печеньем
Метафизический интерьер
Неуверенность поэта
Странствия философа
Вокзал Монпарнас
Чистота воображения
Башня
Восходящее солнце
Блудный сын
Меланхолия и тайна улицы