Русский музей
Третьяковская галерея
Биография:
Удивительный талант художника сформировался под влиянием бабушки, которая воспитывала детей, прививая им любовь к искусству и русской природе. Она поощряла художественные способности внуков и их любовь к рисованию. В детстве Василий находился под сильным влиянием северного Олонецкого края с богатейшей природой, практически не затронутой человеческим влиянием.
Будущий художник после гимназии отправился учиться в физико-математический университет в Санкт-Петербурге, но любви к живописи не забыл. После занятий он учился в Академии художеств, посещая самые разнообразные занятия и занятия по разным дисциплинам в рамках этой области. Василий был разносторонним и богато одаренным человеком. Помимо рисования, он увлекался оперой, хорошо пел и писал музыкальные произведения.
Для того чтобы получить художественное образование, мастеру пришлось прервать учебу в университете и окончить академию (с серебряной медалью). К этому времени он уже успешно выставлялся и получил признание и награды в виде золотых медалей за свою выдающуюся работу. Но все это не вскружило юноше голову, и он успешно завершил обучение в университете на юридическом факультете.
С помощью академической стипендии художник уезжает за границу после посещения стран, ставших теперь Австрией, Германией и Италией. Долгое время жил во Франции, в Париже, где создал знаменитую картину «Арест графини д’Этремон», за которую получил звание академика.
Жизнь художника была бурной и очень интересной. В 1874 году вместе с Ильей Репиным он живет и работает в Нормандии, Франция, где пишет серию пейзажей, отражающих красоту местной природы. Через два года он возвращается в Россию, а когда начинается русско-турецкая война, становится официальным художником в ставке будущего императора Александра III.
Следующие годы жизни художника тесно связаны с преподавательской деятельностью и работой с театральными декорациями. Преподавание в знаменитом училище живописи, ваяния и зодчества в Москве связано с именами таких будущих знаменитых художников, как Коровин, Левитан и многих других.
На выставке передвижников 1877 года картина Поленова «Московский дворик» становится известной и очень популярной, а сам мастер получает статус основоположника нового жанра под названием «интимный пейзаж».
Став членом Ассоциации передвижных художественных выставок, художник увлекается пейзажной живописью и много путешествует по местам, связанным с древней историей и зарождением христианства. Любовь к природе и просторам приводит его к покупке участка за Окой, который теперь всем известен как Поленово. Там мастер устраивал все по своему желанию, строил дома и художественные мастерские по собственному проекту. В своем имении он много и плодотворно работал над полотнами, а также занимался воспитанием деревенских детей, в том числе обучал их рисованию.
В последующие годы художник неоднократно выезжал за границу для получения необходимой информации и художественного материала для своих полотен. Он провел много лет, создавая серию картин на евангельскую тематику, путешествуя по Италии и Германии.
В годы Первой мировой войны его картины участвовали в благотворительных выставках, проводившихся для сбора средств в помощь раненым и пострадавшим в ходе боевых действий. После революции художник жил в своем имении и продолжал работать над произведениями искусства, отражая в них красоту и безграничную мощь русской природы.
Мастер прожил долгую, плодотворную и содержательную творческую жизнь. Он умер в возрасте 83 лет и был похоронен в Поленово, его любимом месте, где он часто рисовал с натуры. После художника осталось множество картин и его дом, ставший музеем.
Картины Поленова
Московский двор
Христос и грешник
Золотая осень
Ранний снег
Заросший пруд
Арест гугенота
Бабушкин сад
Больной
Сновидение
Белая лошадь
Старая мельница
Тивериадское озеро
Хорошо в Нормандии
Русская деревня
Осень на Оке под Тарусой
Осень в Абрамцево
Галилейское море
Воскрешение дочери Иаира
Монастырь у реки
В лодке. Абрамцево