Русский музей
Третьяковская галерея
Биография:
Мальчик рано потерял родителей, и добрые люди определили его подмастерьем в иконописную мастерскую при монастыре. С 1855 по 1862 год писал иконы и учился в Петербургском монастыре.
Его умение рисовать и трудолюбие привели к закономерному результату – в 1863 году, в возрасте всего 18 лет, он поступил вольнослушателем в Императорскую Академию художеств. Его учителями были известнейшие художники того времени: академик и профессор Федор Антонович Бруни, живописец на исторические и церковные темы Петр Михайлович Шамшин и другие мастера.
В 1864 году Василий Максимович, как и многие студенты, придерживающиеся либеральных и демократических взглядов, примкнул к группе разночинцев Петра Александровича Крестоносцева, объединявшей широкий круг молодежи, в том числе художников. Максимов талантлив, его замечают преподаватели и заказчики.
Во время учебы в Академии с 1863 по 1866 год Максимов написал такие произведения, как «Автопортрет и портреты товарищей», «Крестьянка», «Слушает», «По примеру старцев» и, конечно же, завершил в 1864 — «Больной ребёнок», имевший огромный успех у публики. За эту работу Максимов получает 3-ю степень звания классного художника и главную медаль с отзывом «За выразительность и выразительность».
Максимов оканчивает Академию художеств экстерном за три года, но отказывается от участия в финальном конкурсе. Он следует примеру Ивана Николаевича Крамского, который в 1863 году с четырнадцатью товарищами также отказался от большой золотой медали и поездки за границу, возражал против академического стиля и выступал против настоящей живописи.
Максимов объяснил свой отказ тем, что он должен сначала изучить Россию, ее деревню, ее нужды и стремления, которых никто не знает. После окончания академии в 1866 году Максимов отправился в Тверскую губернию учителем живописи в имении Голенищевых-Кутузовых. Наступает расцвет творчества художника. Он погружается в мир деревни и вдохновение не покидает его. С самим же барином он «пришел в деревенскую жизнь навсегда».
Все темы взяты именно из сельской жизни: «Материнство», «Старый крестьянин», «Девушка», «Сбор в поездку», «Мечта о будущем», «Плохой ужин» и многие-многие другие.
В ноябре 1870 года ему было присвоено звание художника 1-й степени. С 1871 г он участник выставок передвижников, а с 1874 г. — активный член этого объединения. Илья Ефимович Репин восторженно отзывается о нем как о «самом нерушимом краеугольном камне передвижников».
Его главными шедеврами были «Бабушкины сказки», «Приезд чародея на деревенскую свадьбу» и «Больной муж». У них непростая крестьянская судьба, детские воспоминания и знание деревенских обрядов и обычаев.
В 1878 году он стал академиком Академии художеств. Его полотнами, изображающими крестьянский быт, восхищается и такой великий художник, как Крамской, который любил и с нетерпением ждал работы Максимова на выставках.
Пожалуй, из последних значительных работ Максимова к началу 20 века была картина «Все в прошлом», написанная в 1889 году. Но судьба художника долго не балует. С началом нового 20 века меняется ритм жизни русской деревни и всей страны в целом. Блуждающие идеи приходят в упадок, начинают зарождаться новые течения в живописи.
Для Максимова наступают тяжелые времена, заказов почти нет. Безденежье и нищета настигают его. Василий Максимович умер в 1911 году.
Это был настоящий боец, до последних дней верный избранному пути в изображении реальной жизни простых людей.
Картины Максимова
Все в прошлом
Внутренний вид кабины
Семейная часть
Рассказы бабушки
В твоей полосе
Красный угол в салоне
Кто там?
Сельский дом