Русский музей
Третьяковская галерея
Биография:
Страсть к живописи проявилась рано. Отец всячески поощрял увлечение младшего сына. Он водил его на курсы в художественные школы и студии. Когда пришло время выбирать профессию, будущий мастер полностью подчинился воле отца, считавшего, что будущее сына должно быть связано с «пользой для общества». Врубель поступает в Петербургский университет на юридический факультет.
Университет закончили, но юристом будущий художник не был ни дня. С большим трудом он прошел все тяготы ежегодной военной службы и вопреки воле отца поступил в Академию художеств.
С художниками Врубель познакомился еще будучи студентом юридического факультета. Каждый свободный час Михаил проводил в Эрмитаже, изучая произведения великих мастеров. В артистической «тусовке» Петербурга он давно стал своим, и успевает учиться не только в классах академии, но и в мастерских своих друзей.
Учителя Врубеля отмечали его острое чувство формы, цвета и умение передать самую сложную фактуру. Его главный учитель Чистяков считал Михаила самым талантливым из своих учеников. Именно этот профессор порекомендовал молодого мастера для реставрации фресок в средневековом монастыре под Киевом.
Киевский период жизни Врубеля тесно связан с изучением канонов византийской живописи. Художник работает с упоением и забывает обо всем на свете. Но вскоре страсть сменяется метанием. Мастер либо увольняется с работы и уезжает из Киева, либо возвращается и начинает реставрацию. Такое метание не могло не понравиться заказчику. К творческому кастингу добавляются финансовые проблемы.
Свое понимание библейских сюжетов художник привнес в свои работы. Церковь отказалась от услуг Врубеля и только после его смерти признала его правоту и философское толкование церковных росписей.
После киевского периода в жизни художника начинается московский период. Произведения Врубеля не пользуются популярностью, заказчиков у него нет. Счастливая встреча с известным меценатом Саввой Морозовым позволяет артисту частично решить финансовые проблемы.
В этот период мастер занят демонической темой. Его серия «Демоны» до сих пор считается самой известной работой мастера, учебником модерна начала 19-20 веков.
Несмотря на бесспорную гениальность и новаторство работ, в них уже можно увидеть признаки болезни, которая прервет творческую деятельность художника.
Покровительство Мамонтова позволяет Врубелю активно работать по-своему, вне зависимости от вкусов публики. Художник оформляет несколько оперных спектаклей, пробует себя в архитектуре и керамической скульптуре. Критики часто отзывались о творчестве Врубеля резко и незаслуженно пренебрежительно.
XX век принес мастеру две большие трагедии: умирает отец, и рождается долгожданный сын с серьезным дефектом – заячьей губой. К личным трагедиям добавляется тяжелейшая творческая депрессия.
В 1902 году художника поместили в психиатрическую клинику. Его состояние ухудшается, а родственники и друзья готовятся к худшему. Однако усилия профессора Бехтерева увенчались успехом. Через год Врубель едет отдыхать в Крым. И хотя он практически не может работать, надежда на выздоровление есть. Надежда рухнула в одно мгновение: Врубель теряет сына.
Небольшие периоды ясности сменялись сумасшествием… Последнее событие, которое удалось воспринять мэтру, было его избрание академиком в 1905 году.
Следующие пять лет артист просто существовал, будучи постоянным пациентом различных клиник.
Картины Михаила Врубеля
Автопортрет с жемчужной раковиной
Демон сидит
Сирень
Кастрюля
Жемчуг
Шестикрылый серафим
Лебединая принцесса
Испания
Гадалка
Ангел с кадилом и свечой
Портрет Мамонтова
Портрет Брюсова
Демон побежден
Летающий демон
Богатырь
Снегурочка
Фауст
Богородица и младенец
Мышь
Венеция
Девушка на фоне персидского ковра
Принцесса мечты
Розы и орхидеи
Демон и ангел с душой Тамары
Видение пророка Иезекииля
Портрет Забелы-Врубель
приключения Востока
Цветы в синей вазе