Степа Лиходеев. Художник Энрико Рипосати |
Степа Лиходеев является второстепенным персонажем романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. Степан Богданович Лиходеев — один из героев «московских глав» романа.
В этой статье представлен образ и характеристика Степы Лиходеева в романе «Мастер и Маргарита«, описание внешности и характера героя в цитатах.
Краткое содержание романа
Все материалы по «Мастер и Маргарита»
Характеристика Степы Лиходеева в романе «Мастер и Маргарита»
Полное имя героя — Степан Богданович Лиходеев:
«…Простите, что, Степана Богдановича Лиходеева сейчас нету дома?..»
Степа Лиходеев является директором театра Варьете в Москве, где выступает сатана Воланд со своей свитой:
«…Объяснимся: Степа Лиходеев, директор театра Варьете…»
«…что он, собственно, намерен сегодня показывать во вверенном Степе Варьете?..»
Коллеги считают Степу «бедствием» и мечтают о его увольнении:
«…Освобождение! Долгожданное освобождение финдиректора от этого бедствия в лице Лиходеева! А может Степан Богданович добьется чего‑нибудь и похуже снятия…»
Степа Лиходеев — молодой мужчина:«…Это был молодой гражданин,..»
О внешности Степы известно следующее:
«…явился шатен…»
«…Степа разлепил склеенные веки и увидел, что отражается в трюмо в виде человека с торчащими в разные стороны волосами, с опухшей, покрытою черной щетиною физиономией, с заплывшими глазами, в грязной сорочке с воротником и галстуком, в кальсонах и в носках…» (Степа после ночи веселья)
Внешность Степы после «путешествия в Ялту»:
«…На московском аэродроме совершил посадку шестиместный пассажирский самолет, прилетевший из Крыма. Среди других пассажиров из него высадился один очень странный пассажир. Это был молодой гражданин, дико заросший щетиною, дня три не мывшийся, с воспаленными и испуганными глазами, без багажа и одетый несколько причудливо. Гражданин был в папахе, в бурке поверх ночной сорочки и синих ночных кожаных новеньких, только что купленных туфлях…»
Степа Лиходеев является соседом литератора Берлиоза. Степа и Берлиоз вдвоем живут в квартире №50, каждый в своих комнатах:
«…у себя в той самой квартире, которую он занимал пополам с покойным Берлиозом, в большом шестиэтажном доме, покоем расположенном на садовой улице…»
Степа женат, но его супруга живет отдельно:
«…вселились – покойный Берлиоз с супругой и этот самый Степа тоже с супругой. Совершенно естественно, что, как только они попали в окаянную квартиру, и у них началось черт знает что. Именно, в течение одного месяца пропали обе супруги. <…> супруга Степы якобы обнаружилась на Божедомке, где, как болтали, директор Варьете <…> ухитрился добыть ей комнату, но с одним условием, чтобы духу ее не было на Садовой улице…»
У Степы есть домработница Груня:
«…Степа застонал. Он хотел позвать домработницу Груню и потребовать у нее пирамидону…»
Степа — ленивый и бестолковый директор. Он пьянствует и веселится, но не занимается работой:
«…запел длинный клетчатый, во множественном числе говоря о Степе, – вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки!..»
«…вообще не понимаю, как он попал в директора, – рыжий гнусавил все больше и больше, – он такой же директор, как я архиерей!..»
Степа является хитрым человеком:
«…Степа был хитрым человеком и, как ни был болен, сообразил, что раз уж его застали в таком виде, нужно признаваться во всем…»
Степа — легкомысленный человек:
«…Ни Груни, приходящей домработницы, ни легкомысленного Степана Богдановича в это время в квартире не было…»
«…Степа <…> раздражал финдиректора своим легкомыслием…»
У него есть много знакомых:
«…директор Варьете, используя свои бесчисленные знакомства…»
Степу знает вся театральная Москва. Все его считают «не подарочком»:
«…Степа был широко известен в театральных кругах Москвы, и все знали, что человек этот – не подарочек…»
Воланд «отправляет» Степу в Ялту. Так он наказывает его за его легкомыслие и лень:
«…Воланд проник в Варьете под видом артиста, загипнотизировав Степу Лиходеева, а затем ухитрился выбросить этого же Степу вон из Москвы за бог знает какое количество километров…»
«…из Ялты был получен ответ, что Лиходеев был в Ялте, но вылетел на аэроплане в Москву…»
На самом деле Степа не улетает в Ялту, а все это время находится в квартире №50 в Москве:
«…Ни в какую Ялту, конечно, Степа Лиходеев не улетал (это не под силу даже Коровьеву) и телеграмм оттуда не посылал. После того, как он упал в обморок в ювелиршиной квартире <…> он пролежал в ней до тех пор, пока Коровьев, издеваясь над ним, не напялил на него войлочную шляпу и не отправил его на московский аэродром, внушив предварительно встречавшим Степу представителям угрозыска, что Степа вылезет из аэроплана, прилетевшего из Севастополя…»
«…Правда, угрозыск Ялты утверждал, что он принимал босого Степу и телеграммы насчет Степы в Москву слал, но ни одной копии этих телеграмм в делах никак не обнаружилось, из чего был сделан печальный, но совершенно несокрушимый вывод, что гипнотизерская банда обладает способностью гипнотизировать на громадном расстоянии, и притом не только отдельных лиц, но и целые группы их…»
После этого случая Степа лечится в психиатрической клинике. Затем его переводят в Ростов заведовать магазином:
«…Степе Лиходееву больше не приходится разговаривать по телефону в Варьете. Немедленно после выхода из клиники, в которой Степа провел восемь дней, его перебросили в Ростов, где он получил назначение на должность заведующего большим гастрономическим магазином…»
После пережитого потрясения Степа становится молчаливым и избегает женщин:
«…Ходят слухи, что он совершенно перестал пить портвейн и пьет только водку, настоянную на смородиновых почках, отчего очень поздоровел. Говорят, что стал молчалив и сторонится женщин…»
Это был цитатный образ и характеристика Степы Лиходеева в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова, описание внешности и характера героя.