Анализ пьесы «Чайка» Чехова, мнение критиков

Анализ пьесы "Чайка" Чехова, мнение критиков
А. П. Чехов (фото 1899 г.)

Пьеса «Чайка» является одним из самых известных драматических произведений выдающегося русского писателя А. П. Чехова.

В этой статье представлен анализ пьесы «Чайка» Чехова: мнение критиков о произведении.

Все материалы по пьесе «Чайка»
Все материалы по творчеству Чехова

 

 

 

Анализ пьесы «Чайка» Чехова

А. Смирнов:

«В произведении Чехова почти нет движения в обычном смысле его — как быстрого следования внешних сценических событий одного за другим. <…> Для примера пренебрежения г. Чеховым обычными эффектами и приемами можно указать на сцену смерти Треплева. Как воспользовался бы этой канвою другой драматург? Разве не обставил бы он сцену самоубийства Треплева, заметьте, финальную сцену пьесы, самыми красивыми и эффектными словами самоубийцы, прощающегося с унылой землею? <…> В чеховской «Чайке» мы видим отсутствие внешнего действия и внешних эффектов… <…> …центр тяжести в своей драме {Чехов} стремился перенести с внешности вовнутрь, с поступков и событий внешней жизни во внутренний психический мир выводимых им лиц…»
(А. Смирнов «Театр душ», «Самарская газета», 1897, 9 декабря, № 263)

К. Ф. Одарченко:

«…нельзя считать за драму ряд этих эскизов и эпизодов. Правда, все типы, отношения и действия очерчены с тем же прекрасным мастерским талантом, который известен нам из других произведений Чехова, но всему этому так же далеко до названия драмы, как фундаменту дома с воздвигнутыми вокруг него носами до названия дома… <…>

Никто, я думаю, не станет утверждать, что отношения Треплева к Нине Заречной развиты в драматической форме так, чтобы одно вытекало из другого и чтобы можно было понять, почему отношения эти при данном положении логически должны были закончиться катастрофой. Мы видим лишь набросок этих отношений в двух-трех небольших эпизодах… <…>. Еще меньше разработаны отношения Нины к Тригорину: из них мы видим только два небольших эпизода, о прочем предоставляется читателю догадываться…»
(К. Ф. Одарченко (псевдоним Ченко) «Три драмы А. П. Чехова», «Новое время», 1901, 27 марта, №9008)

И. Н. Игнатов:

«Г. Чехов обладает в большой степени способностью заражать читателя или зрителя своим настроением. Эта способность проявляется и в мелких рассказах… и в описаниях природы, как «Степь», и в драматических произведениях. Особенно сильно выступает она в «Чайке». Здесь ранее, чем зритель успевает ознакомиться с действующими лицами, ранее, чем обстоятельства принимают драматический оборот, уже атмосфера тягостного беспокойства и приподнятой нервозности царит на сцене и передается зрителю…»
(И. Н. Игнатов ««Чайка», драма в 4-х действиях Антона Чехова», издание «Русские ведомости», 1898, 20 декабря, № 290)

И. Я. Гурлянд:

««Чайка» целиком построена на том особом творческом приеме, когда автор ничего не доказывает, даже ничего не изображает, а пользуется всем — и словами и положениями, и всей совокупностью драматической концепции, чтобы навеять на зрителя хотя бы часть той атмосферы, которой дышит сам…»
(И. Я. Гурлянд (псевдоним Г. Арсений) «Московские письма», издание «Театр и искусство», 1899, № 2 от 10 января)

 

 

Н. Ладожский:

«В этой пьесе, конечно, самая большая ошибка состоит в том, что любовь восторженной Нины к дрянненькому Тригорину, живущему на содержании у дрянной актрисы, совсем ничем не мотивирована…»
(Н. Ладожский «Пьесы Ан. Чехова», «Санкт-Петербургские ведомости», 1897, 6 мая, № 121)

М. Н. Ремезов:

«Самое существенное в ней — настроение…<…> Все они просто настоящие живые люди, и перед нами проходит на сцене их настоящая жизнь «точно на самом деле»… <…>
Между ними {героями «Чайки»} нет ничего общего, связывающего их и объединяющего, хотя они и льнут друг к другу, но сблизиться никак не могут…»
(М. Н. Ремезов «Современное искусство», издание «Русская мысль», 1899, кн. 1, стр. 167)

П. Гнедич:

«Чехов хотел написать пьесу «характеров», а отнюдь не действия, и никто его в этом упрекать не имеет права…»
(П. Гнедич ««Чайка» г. Ан. Чехова», издание «Новое время», 1899, 18 января, №8223)

Статья в издании «Московский листок»:

«…самого автора, его взглядов, мнений и убеждений совершенно не видно, не подсказывает он их в заглавии, не высказывает устами действующих лиц, не объясняет и развязкой; дается ряд отдельных сценок… а что они значат… что хотел сказать автор своим произведением — это предоставляется судить самому читателю или зрителю, причем автор совершенно не приходит к нему на помощь…»
(издание «Московский листок», 1898, 20 декабря, № 353)

Это был анализ пьесы «Чайка» А. П. Чехова: мнение критиков о произведении.

Все материалы по пьесе «Чайка»
Все материалы по творчеству Чехова

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий