А. П. Чехов (фото 1899 г.) |
Пьеса «Чайка» является одним из самых известных драматических произведений выдающегося русского писателя А. П. Чехова.
В этой статье представлен анализ пьесы «Чайка» Чехова: мнение критиков о произведении.
Все материалы по пьесе «Чайка»
Все материалы по творчеству Чехова
Анализ пьесы «Чайка» Чехова
А. Смирнов:
«В произведении Чехова почти нет движения в обычном смысле его — как быстрого следования внешних сценических событий одного за другим. <…> Для примера пренебрежения г. Чеховым обычными эффектами и приемами можно указать на сцену смерти Треплева. Как воспользовался бы этой канвою другой драматург? Разве не обставил бы он сцену самоубийства Треплева, заметьте, финальную сцену пьесы, самыми красивыми и эффектными словами самоубийцы, прощающегося с унылой землею? <…> В чеховской «Чайке» мы видим отсутствие внешнего действия и внешних эффектов… <…> …центр тяжести в своей драме {Чехов} стремился перенести с внешности вовнутрь, с поступков и событий внешней жизни во внутренний психический мир выводимых им лиц…»
(А. Смирнов «Театр душ», «Самарская газета», 1897, 9 декабря, № 263)
К. Ф. Одарченко:
«…нельзя считать за драму ряд этих эскизов и эпизодов. Правда, все типы, отношения и действия очерчены с тем же прекрасным мастерским талантом, который известен нам из других произведений Чехова, но всему этому так же далеко до названия драмы, как фундаменту дома с воздвигнутыми вокруг него носами до названия дома… <…>
Никто, я думаю, не станет утверждать, что отношения Треплева к Нине Заречной развиты в драматической форме так, чтобы одно вытекало из другого и чтобы можно было понять, почему отношения эти при данном положении логически должны были закончиться катастрофой. Мы видим лишь набросок этих отношений в двух-трех небольших эпизодах… <…>. Еще меньше разработаны отношения Нины к Тригорину: из них мы видим только два небольших эпизода, о прочем предоставляется читателю догадываться…»
(К. Ф. Одарченко (псевдоним Ченко) «Три драмы А. П. Чехова», «Новое время», 1901, 27 марта, №9008)
И. Н. Игнатов:
«Г. Чехов обладает в большой степени способностью заражать читателя или зрителя своим настроением. Эта способность проявляется и в мелких рассказах… и в описаниях природы, как «Степь», и в драматических произведениях. Особенно сильно выступает она в «Чайке». Здесь ранее, чем зритель успевает ознакомиться с действующими лицами, ранее, чем обстоятельства принимают драматический оборот, уже атмосфера тягостного беспокойства и приподнятой нервозности царит на сцене и передается зрителю…»
(И. Н. Игнатов ««Чайка», драма в 4-х действиях Антона Чехова», издание «Русские ведомости», 1898, 20 декабря, № 290)
И. Я. Гурлянд:
««Чайка» целиком построена на том особом творческом приеме, когда автор ничего не доказывает, даже ничего не изображает, а пользуется всем — и словами и положениями, и всей совокупностью драматической концепции, чтобы навеять на зрителя хотя бы часть той атмосферы, которой дышит сам…»
(И. Я. Гурлянд (псевдоним Г. Арсений) «Московские письма», издание «Театр и искусство», 1899, № 2 от 10 января)
Н. Ладожский:
«В этой пьесе, конечно, самая большая ошибка состоит в том, что любовь восторженной Нины к дрянненькому Тригорину, живущему на содержании у дрянной актрисы, совсем ничем не мотивирована…»
(Н. Ладожский «Пьесы Ан. Чехова», «Санкт-Петербургские ведомости», 1897, 6 мая, № 121)
М. Н. Ремезов:
«Самое существенное в ней — настроение…<…> Все они просто настоящие живые люди, и перед нами проходит на сцене их настоящая жизнь «точно на самом деле»… <…>
Между ними {героями «Чайки»} нет ничего общего, связывающего их и объединяющего, хотя они и льнут друг к другу, но сблизиться никак не могут…»
(М. Н. Ремезов «Современное искусство», издание «Русская мысль», 1899, кн. 1, стр. 167)
П. Гнедич:
«Чехов хотел написать пьесу «характеров», а отнюдь не действия, и никто его в этом упрекать не имеет права…»
(П. Гнедич ««Чайка» г. Ан. Чехова», издание «Новое время», 1899, 18 января, №8223)
Статья в издании «Московский листок»:
«…самого автора, его взглядов, мнений и убеждений совершенно не видно, не подсказывает он их в заглавии, не высказывает устами действующих лиц, не объясняет и развязкой; дается ряд отдельных сценок… а что они значат… что хотел сказать автор своим произведением — это предоставляется судить самому читателю или зрителю, причем автор совершенно не приходит к нему на помощь…»
(издание «Московский листок», 1898, 20 декабря, № 353)
Это был анализ пьесы «Чайка» А. П. Чехова: мнение критиков о произведении.
Все материалы по пьесе «Чайка»
Все материалы по творчеству Чехова