«Портрет молодой женщины». Художник В. И. Суриков |
Нина Заречная является одной из главных героинь знаменитой пьесы «Чайка» А. П. Чехова.
В этой статье представлена цитатная характеристика Нины Заречной в пьесе «Чайка» Чехова: образ, описание героини в цитатах.
Все материалы по пьесе «Чайка»
Все материалы по творчеству Чехова
Нина Заречная в пьесе «Чайка» Чехова
Нина Заречная является молодой девушкой, дочерью состоятельного помещика:
«Нина Михайловна Заречная, молодая девушка, дочь богатого помещика.»
Возраст Нины — 18-19 лет:
«…не могу себе ясно представить, как чувствуют себя в восемнадцать‑девятнадцать лет…» (Тригорин о Нине)
О внешности Нины известно, что это прелестная, прекрасная девушка:
«Я опять увижу эти чудные глаза, невыразимо прекрасную, нежную улыбку… эти кроткие черты, выражение ангельской чистоты… Дорогая моя…» (Тригорин о Нине)
Нина — привлекательная девушка с чудным голосом, по мнению госпожи Аркадиной:
«Браво! браво! Мы любовались. С такою наружностью, с таким чудным голосом нельзя, грешно сидеть в деревне.» (госпожа Аркадина о Нине)
«Вы так прекрасны…» (Тригорин о Нине)
«Прелестная, говорю, была девушка.» (Сорин о Нине)
Нина является очень доброй девушкой, по словам писателя Тригорина:
«Вы очень молоды и очень добры.»
Нина — интересная девушка, по мнению господина Тригорина:
«Мне приходится не часто встречать молодых девушек, молодых и интересных…» (Тригорин о Нине)
В начале пьесы Нина Заречная влюблена в молодого начинающего писателя Константина Треплева:
«Я без нее жить не могу… Даже звук ее шагов прекрасен… Я счастлив безумно.» (Константин Треплев о Нине)
«…любила вас, мечтала о славе, а теперь?» (Нина — Константину)
«А меня тянет сюда, к озеру, как чайку… Мое сердце полно вами.» (Нина — Константину Треплеву)
Живя в провинции, юная Нина мечтает стать актрисой:
«Аркадина. <…> У вас должен быть талант. Слышите? Вы обязаны поступить на сцену!
Нина. О, это моя мечта! (Вздохнув.) Но она никогда не осуществится.»
Нина Заречная мечтает о славе и готова ради нее перенести любые трудности жизни:
«…любила вас, мечтала о славе, а теперь?» (Нина о себе)
«За такое счастье, как быть писательницей или артисткой, я перенесла бы нелюбовь близких, нужду, разочарование, я жила бы под крышей и ела бы только ржаной хлеб, страдала бы от недовольства собою, от сознания своих несовершенств, но зато бы уж я потребовала славы… настоящей, шумной славы…»
После смерти матери Нина живет с отцом и мачехой, как в тюрьме. Отец не без основания боится, что дочь «пойдет в актрисы»:
«Отец и мачеха стерегут ее, и вырваться ей из дому так же трудно, как из тюрьмы.» (о Нине)
«Я боялась, что отец не пустит меня… Но он сейчас уехал с мачехой.» (Нина о себе)
«Отец и его жена не пускают меня сюда. Говорят, что здесь богема… боятся, как бы я не пошла в актрисы… А меня тянет сюда, к озеру, как чайку…» (Нина о себе)
При богатом отце Нина по сути оказывается «бесприданницей». Отец девушки переписал наследство на свою новую жену, оставив дочь без приданого:
«Аркадина. Несчастная девушка, в сущности. Говорят, ее покойная мать завещала мужу все свое громадное состояние, все до копейки, и теперь эта девочка осталась ни с чем, так как отец ее уже завещал все своей второй жене. Это возмутительно.
Дорн. Да, ее папенька порядочная‑таки ско*ина, надо отдать ему полную справедливость.»
Однажды юная Нина знакомится с известным писателем Тригориным:
«Нина. <…> …у вас Тригорин… Играть при нем мне страшно и стыдно… Известный писатель… Он молод?
Треплев. Да.
Нина. Какие у него чудесные рассказы!»
Девушка влюбляется в господина Тригорина и охладевает к Константину. Последний тяжело переживает эту утрату:
«Да, после того, как я перестал узнавать вас. Вы изменились ко мне, ваш взгляд холоден, мое присутствие стесняет вас.» (Константин Треплев)
«Если бы вы знали, как я несчастлив! Ваше охлаждение страшно, невероятно…» (Константин Треплев)
«Я все потерял. Она меня не любит, я уже не могу писать… пропали все надежды…» (Треплев о Нине)
Вскоре Нина сбегает из дома в Москву. Там она состоит в любовных отношениях с Тригориным и начинает актерскую карьеру. От связи с Тригориным у девушки рождается ребенок, который вскоре умирает. В конце концов ветреный писатель Тригорин оставляет Нину:
«Борис Алексеевич, я решила бесповоротно, жребий брошен, я поступаю на сцену. Завтра меня уже не будет здесь, я ухожу от отца, покидаю все, начинаю новую жизнь… Я уезжаю, как и вы… в Москву. Мы увидимся там.»
«Треплев. Она убежала из дому и сошлась с Тригориным. Это вам известно?
Дорн. Знаю.
Треплев. Был у нее ребенок. Ребенок умер. Тригорин разлюбил ее и вернулся к своим прежним привязанностям, как и следовало ожидать. Впрочем, он никогда не покидал прежних, а, по бесхарактерности, как‑то ухитрился и тут и там. Насколько я мог понять из того, что мне известно, личная жизнь Нины не удалась совершенно.»
«Он не верил в театр, все смеялся над моими мечтами, и мало‑помалу я тоже перестала верить и пала духом… А тут заботы любви, ревность, постоянный страх за маленького… Я стала мелочною, ничтожною, играла бессмысленно… Я не знала, что делать с руками, не умела стоять на сцене, не владела голосом. Вы не понимаете этого состояния, когда чувствуешь, что играешь ужасно.» (Нина о себе и Тригорине)
В Москве Нина Заречная становится актрисой, но поначалу играет плохо, грубо и безвкусно:
«Дорн. А сцена?
Треплев. Кажется, еще хуже. Дебютировала она под Москвой в дачном театре, потом уехала в провинцию. Тогда я не упускал ее из виду и некоторое время куда она, туда и я. Бралась она все за большие роли, но играла грубо, безвкусно, с завываниями, с резкими жестами. Бывали моменты, когда она талантливо вскрикивала, талантливо умирала, но это были только моменты.
Дорн. Значит, все‑таки есть талант?
Треплев. Понять было трудно. Должно быть, есть.»
Со временем Нина, по ее собственным словам, начинает верить в себя и становится настоящей актрисой. Теперь она играет куда лучше, чем в начале карьеры:
«Теперь уж я не так… Я уже настоящая актриса, я играю с наслаждением, с восторгом, пьянею на сцене и чувствую себя прекрасной.»
Несмотря на все свои неудачи, Нина надеется стать большой актрисой:
«Прощайте. Когда я стану большою актрисой, приезжайте взглянуть на меня. Обещаете?»
Нина называет себя «чайкой», то есть существом, которое было загублено кем-то от нечего делать. В пьесе чайка выступает как символ разрушенной, загубленной жизни:
«Она подписывалась Чайкой.» (в письмах к Треплеву)
«Я – чайка… Не то. Я – актриса. Ну да!»
«Я – чайка. Нет, не то… Помните, вы подстрелили чайку? Случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил… Сюжет для небольшого рассказа…»
При этом Нина продолжает любить подлеца Тригорина, несмотря на то что тот сломал ей жизнь:
«Когда увидите Тригорина, то не говорите ему ничего… Я люблю его. Я люблю его даже сильнее, чем прежде… Сюжет для небольшого рассказа… Люблю, люблю страстно, до отчаяния люблю.»
В конце пьесы Нина Заречная одна отправляется работать в провинциальный театр в Елец на всю зиму:
«Нина. <…> Вы писатель, я – актриса… Попали и мы с вами в круговорот… Жила я радостно, по‑детски – проснешься утром и запоешь; любила вас, мечтала о славе, а теперь? Завтра рано утром ехать в Елец в третьем классе… с мужиками, а в Ельце образованные купцы будут приставать с любезностями. Груба жизнь!
Треплев. Зачем в Елец?
Нина. Взяла ангажемент на всю зиму. Пора ехать.»
Накануне отъезда в Елец героиня встречается с бывшим возлюбленным Константином Треплевым. Тот говорит ей о своей любви и просит остаться, но получает отказ. Обезумевший от горя и ревности Константин в тот же вечер лишает себя жизни:
«Дело в том, что Константин Гаврилович застрелился…»
Такова цитатная характеристика Нины Заречной в пьесе «Чайка» А. П. Чехова: образ, описание героини в цитатах.
Все материалы по пьесе «Чайка»
Все материалы по творчеству Чехова