Мужской портрет. Художник Поль Сезан |
Господин Тригорин является одним из центральных персонажей знаменитой пьесы «Чайка» А. П. Чехова.
В этой статье представлена цитатная характеристика Тригорина в пьесе «Чайка» Чехова: образ, описание в цитатах.
Все материалы по пьесе «Чайка»
Все материалы по творчеству Чехова
Тригорин в пьесе «Чайка» А. П. Чехова
Полное имя героя — Борис Алексеевич Тригорин:
«Борис Алексеевич Тригорин, беллетрист.»
Господин Тригорин является известным писателем, беллетристом, о котором пишут во всех газетах. Его произведения переводят на иностранные языки:
«…Тригорин, беллетрист.»
«…но он уже знаменит и сыт по горло…»
«Известный писатель…» (Нина)
«…знаменитый писатель, любимец публики, о нем пишут во всех газетах, портреты его продаются, его переводят на иностранные языки…»
Возраст Бориса Алексеевича Тригорина — 30-40 лет:
«Сорок лет будет ему еще не скоро…»
«Нина. «Он молод?
Треплев. Да.»
О внешности Тригорина известно следующее:
«И этот лоб мой, и глаза мои, и эти прекрасные шелковистые волосы тоже мои…» (госпожа Аркадина)
Тригорин — умный, простой, меланхоличный и порядочный человек, по мнению Константина Треплева (к середине пьесы мнение Константина меняется в худшую сторону):
«Человек умный, простой, немножко, знаешь, меланхоличный. Очень порядочный. Сорок лет будет ему еще не скоро, но он уже знаменит и сыт по горло…» (Константин Треплев)
«Какие у него чудесные рассказы!» (Нина)
Писатель Тригорин состоит в любовных отношениях с актрисой Аркадиной, которая заметно старше его (ей 43 года):
«Ирина Николаевна Аркадина, по мужу Треплева, актриса.»
«…она ведет бестолковую жизнь, вечно носится с этим беллетристом…» (Константин Треплев о своей матери и Тригорине)
Господин Тригорин — благородный человек с простой душой, по мнению влюбленной в него Аркадиной:
«Не конфузьтесь, милая. Он знаменитость, но у него простая душа. Видите, он сам сконфузился.» (Аркадина)
«Это благороднейшая личность…» (Аркадина)
Тригорин — умный, талантливый писатель, по мнению Аркадиной:
«Ты такой талантливый, умный, лучший из всех теперешних писателей, ты единственная надежда России… У тебя столько искренности, простоты, свежести, здорового юмора…»
Тригорин является талантливым писателем, по мнению Константина Треплева в начале пьесы. В середине пьесы молодой человек меняет свое мнение о Тригорине:
«Что касается его писаний, то… как тебе сказать? Мило, талантливо… но… после Толстого или Зола не захочешь читать Тригорина.»
«А я не уважаю. Ты хочешь, чтобы я тоже считал его гением, но, прости, я лгать не умею, от его произведений мне претит.»
Господин Тригорин — простой человек, по мнению Маши:
«Желаю вам! Вы человек простой, жалко с вами расставаться.»
Писателю Тригорину очень нравится рыбалка:
«Я люблю удить рыбу. Для меня нет больше наслаждения, как сидеть под вечер на берегу и смотреть на поплавок.»
«И не странно ли, знаменитый писатель, любимец публики, о нем пишут во всех газетах, портреты его продаются, его переводят на иностранные языки, а он целый день ловит рыбу и радуется, что поймал двух голавлей.»
Будучи известным и талантливым человеком, Тригорин, судя по всему, не чувствует себя счастливым:
«Нина. <…> …другим же, как, например, вам, – вы один из миллиона, – выпала на долю жизнь интересная, светлая, полная значения… Вы счастливы…
Тригорин. Я? (Пожимая плечами.) Гм… Вы вот говорите об известности, о счастье, о какой‑то светлой, интересной жизни, а для меня все эти хорошие слова, простите, все равно что мармелад, которого я никогда не ем. Вы очень молоды и очень добры.
Нина. Ваша жизнь прекрасна!
Тригорин. Что же в ней особенно хорошего? (Смотрит на часы.)»
Тригорин считает свою жизнь дикой, из-за того что он все время должен писать:
«День и ночь одолевает меня одна неотвязчивая мысль: я должен писать, я должен писать, я должен… Едва кончил повесть, как уже почему‑то должен писать другую, потом третью, после третьей четвертую… Пишу непрерывно, как на перекладных, и иначе не могу. Что же тут прекрасного и светлого, я вас спрашиваю? О, что за дикая жизнь! Вот я с вами, я волнуюсь, а между тем каждое мгновение помню, что меня ждет неоконченная повесть.»
Писатель Тригорин признается Нине Заречной, что ему нет покоя от самого себя из-за его профессии:
«Когда кончаю работу, бегу в театр или удить рыбу; тут бы и отдохнуть, забыться, ан – нет, в голове уже ворочается тяжелое чугунное ядро – новый сюжет, и уже тянет к столу, и надо спешить опять писать и писать. И так всегда, всегда, и нет мне покоя от самого себя, и я чувствую, что съедаю собственную жизнь…»
Несмотря на свой успех и талант, Тригорину кажется, что окружающие на самом деле не восхищаются им и считают его сумасшедшим:
«…мне кажется, что это внимание знакомых, похвалы, восхищение – все это обман, меня обманывают, как больного, и я иногда боюсь, что вот‑вот подкрадутся ко мне сзади, схватят и повезут, как Поприщина, в сумасшедший дом.»
Тригорину неприятно, что публика считает и всегда будет считаеть его хуже Толстого или Тургенева:
«А публика читает: «Да, мило, талантливо… Мило, но далеко до Толстого», или: «Прекрасная вещь, но „Отцы и дети“ Тургенева лучше». И так до гробовой доски все будет только мило и талантливо, мило и талантливо – больше ничего, а как умру, знакомые, проходя мимо могилы, будут говорить: «Здесь лежит Тригорин. Хороший был писатель, но он писал хуже Тургенева».»
Тригорин также признается, что никогда не любил себя как писателя:
«Нина. Простите, я отказываюсь понимать вас. Вы просто избалованы успехом.
Тригорин. Каким успехом? Я никогда не нравился себе. Я не люблю себя как писателя.»
Тригорин считает себя писателем, фальшивым до мозга костей, кроме тех случаев, когда он пишет о пейзажах:
«…я умею писать только пейзаж, а во всем остальном я фальшив, и фальшив до мозга костей.»
Писатель Тригорин называет себя безвольным человеком, вялым, рыхлым и покорным:
«У меня нет своей воли… У меня никогда не было своей воли… Вялый, рыхлый, всегда покорный…»
Господин Тригорин — бесхарактерный человек, по мнению Константина Треплева:
«…а по бесхарактерности как-то ухитрился и тут и там.»
Тригорин является трусливым человеком, по мнению того же Константина:
«…благородство не помешало ему сыграть труса. Уезжает. Позорное бегство!» (Треплев)
Юная девушка Нина Заречная влюбляется в Тригорина и восхищается его талантом и успехом:
«Ах, я так рада… (Сконфузившись.) Я всегда вас читаю…» (Нина)
«Пусть вы недовольны собою, но для других вы велики и прекрасны!» (Нина — Тригорину)
Тригорин тоже увлекается Ниной и ради нее хочет оставить госпожу Аркадину, с которой живет:
«Аркадина (в сильном волнении). Ты так увлечен?
Тригорин. Меня манит к ней! Быть может, это именно то, что мне нужно.»
«…я говорю с тобою, а сам будто сплю и вижу ее во сне… Мною овладели сладкие, дивные мечты… Отпусти…»
В лице Нины писатель Тригорин находит «поэтическую любовь», которую до этого никогда не испытывал:
«Тригорин. Если захочешь, ты можешь быть необыкновенною. Любовь юная, прелестная, поэтическая, уносящая в мир грез, – на земле только она одна может дать счастье! Такой любви я не испытал еще… В молодости было некогда, я обивал пороги редакций, боролся с нуждой… Теперь вот она, эта любовь, пришла наконец, манит… Какой же смысл бежать от нее?
Аркадина (с гневом). Ты сошел с ума!
Тригорин. И пускай.»
Нина убегает из дома в Москву, где живет с Тригориным. От этой связи у Нины рождается ребенок, который вскоре умирает. Тригорин изменяет Нине и в конце концов бросает ее:
«Треплев. Она убежала из дому и сошлась с Тригориным. Это вам известно?
Дорн. Знаю.
Треплев. Был у нее ребенок. Ребенок умер. Тригорин разлюбил ее и вернулся к своим прежним привязанностям, как и следовало ожидать. Впрочем, он никогда не покидал прежних, а по бесхарактерности как-то ухитрился и тут и там. Насколько я мог понять из того, что мне известно, личная жизнь Нины не удалась совершенно.»
Живя с Ниной, господин Тригорин не поддерживает ее и смеется над ее мечтами. В результате Нина теряет веру в себя, падает духом и становится посредственной актрисой:
«Да… Он не верил в театр, все смеялся над моими мечтами, и мало-помалу я тоже перестала верить и пала духом… А тут заботы любви, ревность, постоянный страх за маленького… Я стала мелочною, ничтожною, играла бессмысленно… Я не знала, что делать с руками, не умела стоять на сцене, не владела голосом. Вы не понимаете этого состояния, когда чувствуешь, что играешь ужасно. Я — чайка. Нет, не то…»
После разрыва с Ниной Тригорин возвращается к госпоже Аркадиной, которая, судя по всему, с радостью принимает его назад:
«Значит, она привезла его с собою?» (о Тригорине и Аркадиной)
По словами Нины, Тригорин погубил ее, как случайный охотник губит чайку от нечего делать:
«Помните, вы подстрелили чайку? Случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил…»
Несмотря на все причиненные страдания, Нина Заречная продолжает любить Тригорина, который бросил ее. Девушка живет одна и работает в провинциальных театрах:
«Когда увидите Тригорина, то не говорите ему ничего… Я люблю его. Я люблю его даже сильнее, чем прежде… Сюжет для небольшого рассказа… Люблю, люблю страстно, до отчаяния люблю.»
Такова цитатная характеристика Тригорина в пьесе «Чайка» А. П. Чехова: образ, описание персонажа в цитатах.
Все материалы по пьесе «Чайка»
Все материалы по творчеству Чехова