Рассказ «Хамелеон». Художники Кукрыниксы |
Рассказ «Хамелеон» был написан Чеховым в 1884 г. и относится к числу ранних произведений писателя.
В этой статье представлен анализ рассказа «Хамелеон» Чехова: суть, смысл и идея произведения.
Все материалы по рассказу «Хамелеон»Все материалы по творчеству Чехова
Анализ рассказа «Хамелеон» А. П. Чехова
…теме деспотизма, грубости, насилия и рабской покорности, — посвящает Чехов многие свои рассказы: «Хамелеон», «Унтер пришибеев», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Пережитое», «Двое в одном», «Маска» и др.
Эти рассказы юмористические, но они заставляют нас не только смеяться, но и серьезно задуматься. <…>
В центре рассказа «Хамелеон» — простенький случай. Полицейский надзиратель Очумелов выясняет, кому принадлежит собака, укусившая за палец мастерового Хрюкина. Но, рисуя этот эпизод, Чехов попутно характеризует не только Очумелова, но и Хрюкина и собравшуюся толпу.
Чехов называет Очумелова хамелеоном. В самом деле, как ящерица хамелеон меняет свою окраску в зависимости от обстановки, так и полицейский Очумелов меняет свои симпатии, мнения, характер поведения в зависимости от того, с кем он имеет дело, в частности — в зависимости от того, кому принадлежит собака.
Очумелов выступает и в роли «сильного», имеющего власть, и в роли раба, пресмыкающегося перед «сильными». То он берет под защиту «пострадавшего» Хрюкина и властным тоном начальника требует наказать хозяина «безнадзорной собаки», истребить собаку. То, услышав предположение, что собака принадлежит генералу, он берет ее под защиту, заискивает перед ней, говорит с ней нежно-заботливым тоном. Виновником же теперь он считает уже Хрюкина и на нем вымещает свой начальственный гнев. Грубый, властный по отношению к низшим, Очумелов не знает границ в раболепии перед высшими. Холопское умиление его распространяется и на самого генерала, и на «их братца», и на «ихнюю собачку».
Всеми поступками Очумелова руководит корыстные соображения. И дело с собачкой он разбирает только в надежде или получить наградные от генерала, или «сорвать штраф» с другого хозяина собаки. На это корыстолюбие Очумелова Чехов намекает уже в самом начале рассказа. Обратите внимание на первую фразу: «Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов… с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником». Узелок и крыжовник — это, конечно, «дань», которую собрали полицейский надзиратель и городовой за какой-нибудь «беспорядок», который они только что пресекли.
Чехов считал «хамелеонство» одним из характерных явлений для своего времени. Многие люди тогда теряли чувство человеческого достоинства и чести, были угодливы по отношению к сильным и деспотичны по отношению к слабым.
Чтобы подчеркнуть в рассказе эту типичность, Чехов изображает таким же хамелеоном Хрюкина. По отношению к полицейскому Очумелову он поставлен в положение слабого, поэтому он заискивает перед ним. Вначале Хрюкин еще пользуется покровительством Очумелова. Чувствуя свое выигрышное положение, он отстаивает свои права, хотя и униженно «кашляет в кулак» и извиняется перед «их благородием». Но, испуганный немилостью Очумелова, он пытается холопски льстить ему: «Их благородие умный господин и понимает, ежели кто врет, в кто по совести…» В конце же рассказа Хрюкин убеждается, что сила не на его стороне, и потому он раболепно умолкает.
Но тот же Хрюкин поставлен в положение сильного по отношению к такому беззащитному существу, как собака. И здесь он тешится своей силой, как может. Хрюкин дразнит собаку, причиняет ей боль («Он… цыгарской ей в харю для смеха») — по-видимому, бил ее: не случайно, что собака бежит, «прыгая на трех ногах». Он запугал ее так, что она «дрожит всем телом», в глазах ее «выражение тоски и ужаса». Он, наконец, вынудил ее защищаться («а она, не будь дура, и тяпни»). «Пострадав», Хрюкин готов уничтожить собаку, уже заранее мечтает «сорвать» за повреждение пальца с хозяина собаки. Он чувствует за собой право, закон и силу, особенно потому, что у него «брат в жандармах».
Чехов рисует также «толпу» — обывательскую массу. Сначала «толпа» безучастна, равнодушна и к судьбе «пострадавшего» Хрюкина и к судьбе собаки. Обыватели как бы выжидают: на чьей стороне будет сила.
Затем, увидев, что «власти» не на стороне Хрюкина, они смелеют. Кто-то даже рассказывает подробности столкновения Хрюкина с собакой и называет Хрюкина «вздорным человеком».
Когда обыватели оказываются свидетелями поражения, бессилия Хрюкина, они окончательно выражают к нему свое отрицательное отношение: «Толпа хохочет над ним».
Из этих «колебаний» обывателей и из некоторых намеков Чехова в начале рассказа мы понимаем, что «толпа» запугана, забита. Эпитеты «унылый», «сонный» превосходно определяют жизнь обывателей. Эта жизнь ничтожна, лишена смысла.
(М. Семанова, вступительная статья в книге «Рассказы. А.П.Чехов», издательство «ДЕТГИЗ», 1951 г.)
Это был анализ рассказа «Хамелеон» Чехова: суть, смысл и идея произведения.
Все материалы по рассказу «Хамелеон»Все материалы по творчеству Чехова