«Попрыгунья». Художники Кукрыниксы |
Ольга Ивановна является главной героиней в рассказе «Попрыгунья» А. П. Чехова
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Ольги Ивановны в рассказе «Попрыгунья» Чехова: описание героини в цитатах.
— Краткое содержание рассказа
— Все материалы по рассказу «Попрыгунья»
Ольга Ивановна в рассказе «Попрыгунья»
Ольга Ивановна Дымова — небогатая молодая дворянка. Она является женой 31-летнего доктора Дымова, доброго и скромного человека:
«Ее муж, Осип Степаныч Дымов, был врачом и имел чин титулярного советника.»
«Так как у нее и Дымова денег было очень немного…»
Возраст Ольги Ивановны — 22 года:
«Ольге Ивановне было 22 года…»
О внешности Ольги Ивановны известно следующее:
«…со своими льняными волосами…»
«…перебирая пальцами свои прекрасные льняные волосы…»
Ольга Ивановна — девушка из аристократического круга. Среди ее знакомых есть «не совсем обыкновенные люди», знаменитости и т.д.:
«А между тем Ольга Ивановна и ее друзья и добрые знакомые были не совсем обыкновенные люди. Каждый из них был чем-нибудь замечателен и немножко известен, имел уже имя и считался знаменитостью, или же хотя и не был еще знаменит, но зато подавал блестящие надежды.»
«Среди этой артистической, свободной и избалованной судьбою компании…»
«Те, которых она называла знаменитыми и великими, принимали ее, как свою, как ровню…»
Ольга Ивановна ведет бурную светскую жизнь:
«После обеда Ольга Ивановна ехала к знакомым, потом в театр или на концерт и возвращалась домой после полуночи. Так каждый день. По средам у нее бывали вечеринки. На этих вечеринках хозяйка и гости не играли в карты и не танцевали, а развлекали себя разными художествами.»
Ольга Ивановна предпочитает проводить время в компании мужин и считает всех женщин скучными и пошлыми, за исключением актрис и своей портнихи:
«Дам не было, потому что Ольга Ивановна всех дам, кроме актрис и своей портнихи, считала скучными и пошлыми.»
Ольга Ивановна — образованная девушка со множеством увлечений. Она умеет рисовать, петь, лепить, играть на фортепиано и т.д.:
«…он поправлял Ольге Ивановне ее этюды и говорил, что из нее, быть может, выйдет толк; затем виолончелист, у которого инструмент плакал и который откровенно сознавался, что из всех знакомых ему женщин умеет аккомпанировать одна только Ольга Ивановна…»
«…Ольга Ивановна играла на рояли или же, если было солнце, писала что-нибудь масляными красками.»
«…сама хозяйка тоже рисовала, лепила, пела и аккомпанировала. В промежутках между чтением, музыкой и пением говорили и спорили о литературе, театре и живописи.»
Ольга — талантливая девушка. Все, что она делает, она делает с талантом. Знакомые считают, что из нее выйдет толк, если она не будет распыляться:
«…и пророчили ей в один голос, что при ее талантах, вкусе и уме, если она не разбросается, выйдет большой толк. Она пела, играла на рояли, писала красками, лепила, участвовала в любительских спектаклях, но всё это не как-нибудь, а с талантом; делала ли она фонарики для иллюминации, рядилась ли, завязывала ли кому галстук — всё у нее выходило необыкновенно художественно, грациозно и мило.»
Самый яркий талант Ольги заключается в ее умении быстро знакомиться и сближаться со знаменитыми людьми. Ольга все время ищет великих людей, чтобы, вероятно, потешить свое самолюбие таким образом. При этом «попрыгунья» Ольга не замечает, что все это время рядом с ней находится по-настоящему великий человек — ее муж:
«Но ни в чем ее талантливость не сказывалась так ярко, как в ее уменье быстро знакомиться и коротко сходиться с знаменитыми людьми. Стоило кому-нибудь прославиться хоть немножко и заставить о себе говорить, как она уж знакомилась с ним, в тот же день дружилась и приглашала к себе. Всякое новое знакомство было для нее сущим праздником.»
«По-прежнему Ольга Ивановна искала великих людей, находила и не удовлетворялась и опять искала. По-прежнему она каждый день возвращалась поздно ночью…»
Ольга — легкомысленная и эгоистичная девушка. Она ставит свои интересы выше интересов своего мужа. Когда уставший Дымов приезжает на дачу, Ольга тут же отправляет его в город за платьем. Когда Дымов защищает диссертацию, Ольга проявляет полное безразличие к его успеху и думает только о своей поездке в театр:
«Я сейчас диссертацию защищал, — сказал он, садясь и поглаживая колена.»
«Видно было по его блаженному, сияющему лицу, что если бы Ольга Ивановна разделила с ним его радость и торжество, то он простил бы ей всё, и настоящее и будущее, и всё бы забыл, но она не понимала, что значит приват-доцентура и общая патология, к тому же боялась опоздать в театр и ничего не сказала.»
Ольга никогда не называет своего мужа по имени, потому что оно ей не нравится (мужа зовут Осип). Ольгу не волнует, что Дымову, как и любому человеку, было бы приятно услышать хоть иногда свое имя:
«Ольга Ивановна всегда звала мужа, как всех знакомых мужчин, не по имени, а по фамилии; его имя Осип не нравилось ей, потому что напоминало гоголевского Осипа и каламбур: «Осип охрип, а Архип осип». Теперь же она вскрикнула:
— Осип, это не может быть!»
Ольга Ивановна — поверхностная, неглубокая девушка. Она не способна оценить по-достоинству своего мужа, доктора Дымова. По мнению Ольги, ее супруг является простым, обыкновенным и ничем не замечательным человеком:
«Для него, простого и обыкновенного человека, достаточно и того счастья, которое он уже получил…»
«…почему это она вышла за простого, очень обыкновенного и ничем не замечательного человека.»
В отличие от Ольги, друзья и коллеги Дымова считают его великим, необыкновенным человеком и будущей знаменитостью. Но Ольга не подозревает о дарованиях мужа, потому что не интересуется его работой и достижениями:
«Это, если всех нас сравнить с ним, был великий, необыкновенный человек! Какие дарования! Какие надежды он подавал нам всем! — продолжал Коростелев, ломая руки. — Господи боже мой, это был бы такой ученый, какого теперь с огнем не найдешь.»
«…ее покойный отец и все товарищи-врачи, она поняла, что все они видели в нем будущую знаменитость.»
Через несколько месяцев после свадьбы с Дымовым Ольга начинает изменять ему с молодым художником Рябовским. Вероятно, молодой человек привлекает Ольгу тем, что он является многообещающим художником и, возможно, будущей знаменитостью:
«Пусть осуждают там, проклинают, а я вот на зло всем возьму и погибну, возьму вот и погибну… Надо испытать всё в жизни. Боже, как жутко и как хорошо!»
«…жанрист, анималист и пейзажист Рябовский, очень красивый белокурый молодой человек, лет 25, имевший успех на выставках и продавший свою последнюю картину за пятьсот рублей…»
Вскоре Дымов заболевает дифтеритом и скоропостижно умирает. Только тогда «попрыгунья» Ольга понимает, что не ценила своего мужа:
«Ольга Ивановна вспомнила всю свою жизнь с ним, от начала до конца, со всеми подробностями, и вдруг поняла, что это был в самом деле необыкновенный, редкий и, в сравнении с теми, кого она знала, великий человек. И вспомнив, как к нему относились ее покойный отец и все товарищи-врачи, она поняла, что все они видели в нем будущую знаменитость. Стены, потолок, лампа и ковер на полу замигали ей насмешливо, как бы желая сказать: «Прозевала! прозевала!»»
Таков цитатный образ и характеристика Ольги Ивановны в рассказе «Попрыгунья» Чехова: описание героини в цитатах.
— Все материалы по рассказу «Попрыгунья»
— Все материалы по творчеству Чехова