Три сестры. Сцена из киноспектакля. 1984 г. |
Пьеса «Три сестры» является одним из самых известных драматических произведений великого русского писателя и драматурга А. П. Чехова.
В этой статье представлена критика о пьесе «Три сестры» Чехова, отзывы современников о произведении.
— Краткое содержание пьесы
— Все материалы по пьесе «Три сестры»
Критика о пьесе «Три сестры» А. П. Чехова
О. Л. Книппер (жена писателя):
«Вчера была генеральная [репетиция] 2-х актов. В общем, всем понравилось, хотя не все еще готово. Пьеса и говорить нечего, смотрится с сильным интересом, захватывает. Что уж говорить, великий мой мастер.»
(письмо А. П. Чехову от 15 января 1901 г.)
«По всей Москве только и разговору, что «Три сестры». Одним словом, успех Чехова и успех нашего театра…»
(письмо А. П. Чехову от 5 февраля 1901 г.)
«..и пьеса и исполнение произвели сенсацию… <…> Тот, кто ее понял, тот не выносит гнета в душе, а кто не понял — жалуется на безумно тяжелое впечатление…»
(письмо А. П. Чехову от 12 февраля 1901 г.)
М. Ф. Андреева (актриса, исполнительница роли Ирины):
«Мы усердно трудимся, репетируем и волнуемся «Тремя сестрами». Ах, хорошая пьеса, только и трудная же, господь с нею, страх!»
(письмо А. П. Чехову от 17 января 1901 г.)
М. П. Чехова (сестра писателя о первой генеральной репетиции пьесы):
«Я сидела в театре и плакала, особенно в третьем действии. Три сестры играют очень хорошо, нельзя ни к чему положительно придраться. Сцены между ними бывают удивительно трогательны. <…> Если бы ты знал, как интересно и весело идет первый акт! <…> Думаю и чувствую, что пьеса будет иметь огромный успех.»
(письмо А. П. Чехову от 28 января 1901 г.)
К. С. Станиславский (театральный режиссер):
«И только через три года после первой постановки публика постепенно оценила все красоты этого изумительного произведения и стала смеяться и затихать там, где этого хотел автор. Каждый акт уже сопровождался триумфом…»
(из воспоминаний К. С. Станиславского)
В. И. Немирович-Данченко (театральный режиссёр):
«Сыграли «Трех сестер». Успех такой же, как в Москве. Публика интеллигентнее и отзывчивее московской. Играли чудесно… <…> Особенно восторженные отзывы Кони и Вейнберга. Даже Михайловский говорит о множестве талантливых перлов»
(телеграмма А. П. Чехову от 1 марта 1901 г. о премьере пьесы в Петербурге)
«Сегодня последний спектакль. Кончаем «Тремя сестрами». Успех театра и артистов рос с каждым спектаклем. Интерес прямо небывалый…»
(телеграмма А. П. Чехову от 23 марта 1901 г.)
«Сначала пьеса казалась мне загроможденной и автором, и режиссером, загроможденной талантливо задуманными и талантливо выполняемыми, но пестрящими от излишества подробностями… <…> Но мало-помалу… общее целое начало выясняться… <…> Фабула развертывается как в эпическом произведении, без тех толчков, какими должны были пользоваться драматурги старого фасона, — среди простого, верно схваченного течения жизни… <…> Разница между сценой и жизнью только в миросозерцании автора, вся эта жизнь, жизнь, показанная в спектакле, прошла через миросозерцание, чувствование, темперамент автора. Она получила особую окраску, которая называется поэзией…»
(письмо А. П. Чехову от 22 января (4 февраля) 1901 г.)
М. Горький (писатель):
«А «Три сестры» идут — изумительно! Лучше «Дяди Вани». Музыка, не игра…»
(между 21 и 28 марта 1901 г.)
В. А. Поссе (журналист):
«…Ваши «Три сестры» смотрятся с захватывающим интересом…»
(письмо А. П. Чехову от 8 марта 1901 г.)
А. Л. Вишневский (актер):
««Три сестры» с каждым спектаклем все больше и больше нравятся публике…»
(письмо А. П. Чехову от 18 марта 1901 г.)
Н. Н. Соловцов (режиссер):
«Давно я и мои товарищи артисты моей труппы не испытывали высокохудожественного наслаждения, какое доставила нам постановка Вашей пьесы. Репетированье ее вызвало среди нас тот нравственный подъем, то редкое настроенье, вдохновенье и то сценическое единение, какие способны вызвать только произведенья глубокого, яркого таланта…»
(телеграмма А. П. Чехову от 7 марта 1901 г., о постановке пьесы в Киеве)
А. Б. Тараховский (журналист, издатель):
«Три раза перечитал Вашу чудесную пьесу «Три сестры». Она вызвала массу споров во всех слоях общества, и оказалось вдруг, что все почувствовали себя обиженными. Педагоги, общественные деятели, врачи и даже военные — все находят, что картина, нарисованная Вами, великолепна, но не соответствует действительности. Я не критик, но если бы мне пришлось разбирать Вашу пьесу с точки зрения бытовой, мне кажется, я бы отлично доказал, что пьеса рисует живых людей и что жизнь провинции находит в ней самое правдивое изображение. <…> Удивляются, почему же сестры не уехали в Москву? Ведь у них и средства есть, дом, пенсия. Но в этом-то и вся особенность современного человека. Все, кажется, есть, чтобы сделать то, о чем много лет мечтаешь, а между тем не делаешь. <…> Ваша пьеса с громадным успехом прошла в Киеве, Одессе, ее читали в Артистическом обществе в Астрахани, и всюду она вызывала громадный интерес.»
(письмо А. П. Чехову от 24 марта 1901 г.)
В. М. Лавров (журналист):
«… [пьеса] представляется превосходным литературным произведением, но при сценической интерпретации выступает то, что не было видно, ярко, рельефно и неумолимо безжалостно…»
(письмо А. П. Чехову от 1 февраля 1901 г.)
Зрители из Астрахани и артисты труппы Н. Д. Красова:
«…привет и благодарность автору, чуткому наблюдателю и глубокому, сердечному художнику современной русской жизни…»
(телеграмма А. П. Чехову, 31 мая 1901 г.)
Это была критика о пьесе «Три сестры» А. П. Чехова, отзывы современников о произведении.
Все материалы по пьесе «Три сестры»