Макар Девушкин. Художник П. Боклевский |
Роман «Бедные люди» является первым опубликованным произведением Ф. М. Достоевского. Роман был опубликован в 1846 г. и сразу вызвал бурную реакцию у критиков.
В этой статье представлена критика о романе «Бедные люди», положительные и отрицательные отзывы современников о произведении.
— Все материалы по роману «Бедные люди»— Все материалы по творчеству Достоевского
Критика о романе «Бедные люди» Достоевского
Н. В. Кукольник ««Бедные люди», роман Ф. М. Достоевского: название безошибочно; по объему это не роман, и при всем том мы не читали еще такого длинного романа. <…>Переписка эта продолжается сто огромных страниц; но, видно, у Федоры… заболели ноги. Варенька сжалилась над нею и вышла замуж за своего соблазнителя. Но чтобы не разом обрадовать читателя, Варенька обратила Девушкина не в почтальона, а в почтовую лошадь; гоняла его по всем свадебным заказам и уехала с мужем в деревню. <…>…роман, который не имеет никакой формы и весь основан на подробностях утомительно однообразных, наводит такую скуку, какую нам еще испытывать не удавалось. <…>Неизвестно, почему вообразили себе наши сатирики, что мелкие чиновники говорят только уменьшительными. И уж в этом романе уменьшительным нет никакой пощады. Это лексикон, справочное место уменьшительных.»
Л. В. Брант
«Роман этот называется «Бедные люди» и сочинен в письмах — форме повествования, требующей таланта необыкновенного, большой опытности, житейской и литературной, мастерского, увлекательного изложения… <…>Новичок в литературе, г. Достоевский решился прямо испытать свои силы в столь трудном, весьма немногим удавшемся роде — попытка смелая, наказанная совершенным крушением. Содержание романа нового автора чрезвычайно замысловато и обширно: из ничего он вздумал построить поэму, драму и вышло ничего… <…>Читатель, взволнованный до глубины души, обливаясь слезами над участью жалостных «жертв рока», роняет книгу… может быть, и от другой причины… тяжестью своею она ужасно оттягивает руки — но, во всяком случае, в ней много, много «пафоса»!! <…> …мы с жадностию принялись за чтение романа г. Достоевского и вместе со всеми читателями жестоко разочаровались.<…> Есть даже несколько сносных мест, которые, однако, далеко не искупаются всем остальным. Главная причина недостатков скучного романа г. Достоевского заключается, по нашему мнению, в том, что он в тоне своего рассказа хотел соединить юмор Гоголя с наивным простодушием покойного Основьяненки (Квитка). <…> А на этот раз извините: первый блин комом вышел, гора родила мышь — «слухи» не оправдались и даже очень повредили автору, ибо настроили публику к ожиданию чего-то необыкновенного.»
П. А. Плетнев«В этом романе два элемента поэзии: серьезный и комический. <…> Места, где автор говорит серьезно, восхитительны, например, описание осеннего вечера и озера… Нам особенно понравились как чисто романтическое «Записки бедной девушки», рассказывающей сперва о своем детстве и после о первой любви своей… Автор так хорошо постигнул свой предмет, создал столь независимо положения и характеры лиц, выражениям их сообщил такую верность, естественность и оригинальность, наконец, рассказ свой вел с таким мастерским искусством, усиливая интерес и кончив его самым трогательным образом, что никто не усомнится в его неподдельном, прекрасном таланте. Другие части этого же романа не произвели на нас столь приятного действия. Нам даже показалось, когда мы проходили длинный ряд этих шуточных сцен, картин и прочих украшений, этих карикатур, не без претензии на характер трогательного, нам показалось, что г-н Достоевский все это вызвал к жизни усиленно, теоретически, без сердечного разделения описанных ощущений.»
Ф. В. Булгарин
«…и вот по городу разнесли вести о новом гении, г. Достоевском (не знаем наверное, псевдоним или подлинная фамилия), и стали превозносить до небес роман «Бедные люди». Мы прочли этот роман и сказали: бедные русские читатели! <…> Г. Достоевский человек не без дарования, и если попадет на истинный путь в литературе, то может написать что-нибудь порядочное.»
Аполлон Григорьев
«…«Бедные люди», роман г. Ф. Достоевского, дарования, еще в первый раз являющегося на литературном поприще, и являющегося, сказать правду, со славою. …не можем удержаться от нескольких замечаний, внушенных нам уважением к таланту автора, многие страницы которого — скажем, нисколько не стыдясь — трогали нас до слез. Содержание «Бедных людей» так просто, так просто, что только с слишком большими силами можно было отважиться на трудный подвиг развить из этого бедного содержания целую внутреннюю драму. <…> В авторе на каждом шагу виден продолжатель, развитель Гоголя, хотя развитель самостоятельный и талантливый; скажем еще более, автор анализирует явления больше, пожалуй, даже Гоголя, роется в них глубже, если хотите… <…> И г. Достоевскому суждено, кажется, — судя по огромным размерам его таланта — довести школу до крайних граней… быть, так сказать, примиряющим звеном между Гоголем и Лермонтовым.»
А. Н. Плещеев
«…«Бедные люди», роман г. Достоевского, молодого писателя, еще впервые выступающего на литературное поприще, но уже обнаружившего огромное дарование. В страшной, сжимающей сердце картине представляет он несчастия, претерпеваемые бедным классом нашего общества. <…> Читаешь эти полузабавные, полупечальные страницы: иногда улыбка навернется на уста; но чаще грустно защемит и заноет сердце, и глаза оросятся слезами. Вы кончите роман, и в душе вашей останется тяжкое невыразимо-скорбное ощущение — такое, какое наводит на вас предсмертная песня Дездемоны. Слог автора или, если хотите, слог писем Макара Алексеевича отличается смелым детским простодушием и самой умилительной сердечностью. <…> По одному первому произведению молодого литератора еще нельзя определить его характер; но уже видно, что у г. Достоевского много наблюдательности и сердце, исполненное теплой любовью к добру и благородным негодованием ко всему, что зовем малодушным и порочным. Присоедините к этому еще особенную манеру рассказа — слог весьма оригинальный, ему одному только свойственный. <…> В авторе «Бедных людей» мы заметили один недостаток — немаловажный, но весьма свойственный молодому писателю, еще не достигшему искусства художнически обделывать свои произведения: это излишнее многословие, неумение кстати остановиться, и роман его много выиграл бы, если б хоть немного был короче. При всем том многие страницы превосходны.»
А. В. Никитенко
«Название романа показывает, какое поле на этот раз для жатвы материалов избрал автор в беспредельном пространстве жизни. Поле это широко и простирается бесконечными извилинами почти по всему обществу человеческому; уныло и безотрадно оно. <…>. Всё это поле человеческой жизни называется нищетою. Художники, люди по природе своей добрые и сострадательные, не гнушаются этим зрелищем запустения и мрака и иногда заглядывают сюда, что бы передать о нем весть обществу. <…> В романе господина Достоевского нет ни сильных эффектов, ни мощных энергических характеров, потому что их и не бывает в области, в которой родилось его создание. <…>Нельзя не согласиться, что характеры, которыми автор выражает главное направление своих идей, придуманы им превосходно и очерчены с большим искусством. Их физиономия определительна и жива; размеры их естественны и стройны. <…> Главный недостаток автора состоит в злоупотреблении той самой силы, которая составляет в нем такое неотъемлемое достоинство — в злоупотреблении анализа. <…> В самом деле, в романе есть сцены, которые в состоянии тронуть сердце ваше до глубины слез; между тем, прочитав весь роман, вы испытываете впечатление, похожее на то, какое ощущаем после приятной, но утомительной прогулки. <…>
Автор страшным образом употребляет во зло уменьшительные слова… Но что вообще автор способен писать прекрасным языком, это неоспоримо. <…> Какой же общий вывод мы должны сделать из всего сказанного нами о романе «Бедные люди»? Достоинства его несомненны; но они пока заключаются более в прекрасных замыслах, чем в событиях… <…> …в романе бездна излишеств… От этого, несмотря на истинный талант автора, произошли разом три не совсем приятные следствия: сочинение растянуто как роман, не полно как умная книга и немножко скучновато как та и другая вместе.»
О. И. Сенковский
«Одна из этих статеек, именно «Бедные люди», роман Федора Достоевского, — так называется статейка… отличается даже трогательным интересом. Она читается — иногда с утомлением — но большею частию с удовольствием. Это, как кажется, испугало многих. Увидели дарование — искусство — ужас — и решились, одни — захвалить его тут же, на месте, другие забранить — с тем чтобы впредь и следа его не было. <…> Те и другие не правы. <…> Бедный молодой человек!., (а я, признаться, сначала думал, что автор «Бедных людей» не молодой человек, а молодая особа, и теперь еще не совсем уверен, что он не девушка, — чего прошу не принимать в укоризну — это своего рода похвала!)… бедный молодой человек! За что вы его так жестоко хвалите, так лестно браните?., что он вам сделал?.. <…> …убежден, впредь до распоряжения, что господин Федор Достоевский вскоре заставит меня воскликнуть полным ртом и густым басом: премилый талант!., но, покамест, его микроскопические словечки, предметы, лица и подробности так сузили и сжали мои губы, что и я, подобно ему, говорю уменьшительными.»
С. П. Шевырев
«Нельзя не удивляться деятельности петербургских литераторов! Любо смотреть! <…> Вот огромная повесть «Бедные люди» нового дебютанта в литературе — г. Федора Достоевского! <…>Новое имя в литературе — г. Федор Достоевский! <…> На поле, почти пустом, нашей современной изящной словесности повесть «Бедные люди» есть явление, конечно, замечательное. <…>В отношении художественном мы можем заметить в новом повествователе наблюдательность и чувство. Многое в Макаре Алексеевиче подмечено очень верно. Все эпизоды о бедных людях проникнуты чувством, особенно рассказ о студенте Покровском и об отце его — едва ли не лучше всей повести. Письмо Девушкина о смерти сына у Горшковых заставит больше чем задуматься.»
Ф. В. Булгарин
«Вот явился молодой человек, г. Достоевский, написавший две весьма слабые повести: «Бедные люди» и «Двойник», которые во всякое другое время прошли бы незаметно в нашей литературе, повести, какие появляются сотнями в Германии и Франции, не находя читателей, — и партия ухватилась за г. Достоевского и давай превозносить его выше леса стоячего, ниже облака ходячего! Смешно, но более жалко. <…>Две повести г. Достоевского не могут даже быть сравниваемы ни с одним рассказом графа Соллогуба, ни с одною повестью И. И. Панаева, князя Одоевского, г. Павлова, словом, ни с одним произведением новых и прежних повествователей; о повестях г. Достоевского не станем говорить! Заметьте, что, кроме «Отечественных записок», все журналы одного мнения об этих несчастных повестях г. Достоевского.»
В. Г. Белинский
«Слухи о «Бедных людях» и новом, необыкновенном таланте, готовом появиться на арене русской литературы, задолго предупредили появление самой повести. Подобного обстоятельства никак нельзя назвать выгодным для автора. <…> Несмотря на то, успех «Бедных людей» был полный. <…> …за исключением людей, решительно лишенных способности понимать поэзию, и за исключением, может быть, двух-трех испугавшихся за себя писак, все согласились бы, что в этой повести заметен не совсем обыкновенный талант. Для первого раза нечего больше и желать. <…>С первого взгляда видно, что талант г. Достоевского не сатирический, не описательный, но в высокой степени творческий, и что преобладающий характер его таланта — юмор. <…>
Скажем только, что это талант необыкновенный и самобытный, который сразу, еще первым произведением своим, резко отделился от всей толпы наших писателей… <…>Во многих частностях обоих романов г. Достоевского («Бедных людей» и «Двойника») видно сильное влияние Гоголя, даже в обороте фразы; но со всем тем в таланте г. Достоевского так много самостоятельности… <…>Пока еще трудно определить решительно, в чем заключается особенность, так сказать, индивидуальность и личность таланта г. Достоевского, но что он имеет всё это, в том нет никакого сомнения. Судя по «Бедным людям», мы заключили было, что глубоко человечественный и патетический элемент, в слиянии с юмористическим, составляет особенную черту в характере его таланта… Вообще, талант г. Достоевского, при всей его огромности, еще так молод, что не может высказаться и выказаться определенно. Это естественно: от писателя, который весь высказывается первым своим произведением, многого ожидать нельзя. <…>Мы сказали, что в обоих романах г. Достоевского заметно сильное влияние Гоголя, и это должно относиться только к частностям, к оборотам фразы, но отнюдь не к концепции целого произведения и характеров действующих лиц. В последних двух отношениях талант г. Достоевского блестит яркою самостоятельностью. <…>Нельзя не согласиться, что для первого дебюта «Бедные люди» и, непосредственно за ними, «Двойник» — произведения необыкновенного размера и что так еще никто не начинал из русских писателей. <…> Посмотрите, как проста завязка в «Бедных людях»: ведь и рассказать нечего! А между тем так много приходится рассказывать, если уже решишься на это! <…>
Смешить и глубоко потрясать душу читателя в одно и то же время, заставить его улыбаться сквозь слезы, — какое уменье, какой талант! И никаких мелодраматических пружин, ничего похожего на театральные эффекты! Всё так просто и обыкновенно, как та будничная, повседневная жизнь, которая кишит вокруг каждого из нас и пошлость которой нарушается только неожиданным появлением смерти то к тому, то к другому!.. Все лица обрисованы так полно, так ярко… <…> Можно бы заметить, и не без основания, что лицо Вареньки как-то не совсем определенно и оконченно; но, видно, уж такова участь русских женщин, что русская поэзия не ладит с ними, да и только!»
Ф. Ф. Лёве
«…с сим произведением в русскую литературу входит совершенно новый язык. Это не многокрасочная манера Пушкина, это не мудрая краткость Крылова, не исполненный теплоты и вместе с тем острый стиль Гоголя — это повседневная речь в лучшем и самом высоком смысле слова. Писатель взял за основу своего слога народный язык и глубоко вскрыл новые его стороны.
Герои Достоевского изъясняются точно так, как могли бы говорить в данном положении русские люди этого сословия, терзаясь такими же мыслями, и вместе с тем автор нигде не унижается до простого копирования народной речи, как это делают многие литераторы, внешне перенимая чуждые основному их стилю фразы. Нет, Достоевский воплотил в своем произведении дух и речь народа; всё — тихое и развеселое, деловитое и хлесткое, что есть в прекрасном языке, предстает здесь поэтически облагороженным и просветленным.»
Это была избранная критика о романе «Бедные люди» Достоевского, положительные и отрицательные отзывы современников о произведении.
— Все материалы по роману «Бедные люди»— Все материалы по творчеству Достоевского