Роман «Преступление и наказание» был впервые опубликован в журнале «Русский вестник» в 1866 г. Вскоре после этого появились первые отзывы о произведении.
Современники Достоевского приняли его новый роман с огромным интересом и любопытством. Некоторые из критиков осуждали новинку, отстальные — восхищались ею. В любом случае никто не остался равнодушен.
В этой статье представлена критика о романе «Преступление и наказание» Достоевского, отзывы современников о произведении.
— Критика о Достоевском
Критика о романе «Преступление и наказание», отзывы современников
Отзыв в газете «Гласный суд»:
«Начало этого романа наделало много шуму, в особенности в провинции, где все подобного рода вещи принимаются, от скуки, как-то ближе к сердцу… <…> О новом романе говорили даже шепотом, как о чем-то таком, о чем вслух говорить не следует… <…>
По прочтении «Преступления и наказания» невольно является вопрос: что это такое? Роман это или просто психологическое исследование, изложенное в общедоступной форме? <…> …если даже автор в лице Раскольникова и действительно хотел воссоздать новый тип, — то попытка эта ему не удалась. У него герой вышел — просто-напросто сумасшедший человек, или, скорее, белогорячечный… <…>
У Раскольникова — все признаки белой горячки; ему только все кажется; действует он совершенно случайно, в бреду… <…> …роман г. Достоевского, в способностях которого к тонкому анализу я сильно сомневаюсь…»
(отзыв в газете «Гласный суд», 1867 г.)
В. В. Розанов:
«… все остальные произведения <…> обширный и разнообразный комментарий к самому совершенному его произведению — «Преступление и наказание»… <…> Общий дух романа, неуловимый, неопределимый, еще гораздо замечательнее всех отдельных поразительных его эпизодов: как — это тайна автора, — но он действительно подносит нам и дает ощутить преступность всеми внутренними фибрами нашего существа… <…>
Колорит этого романа <…> есть новое и удивительное явление во всемирной литературе, есть одно из глубочайших слов, подуманных человеком о себе… <…>
«Преступление и наказание» — самое законченное в своей форме и глубокое по содержанию произведение Достоевского, в котором он выразил свой взгляд на природу человека, его назначение и законы, которым он подчинен как личность…» (В. В. Розанов, «О Достоевском», 1893 г.)
Е. Л. Марков:
«Преступление и наказание» — один из самых серьёзных, глубоких и оригинальных романов Достоевского. Вместе с тем это и один из наиболее удачных его романов… <…> …ничего подобного, по обстоятельности исследования и внутренней психической правде, не представляет наша литература в своих разнородных описаниях преступлений. <…> …трудно написать более мастерскую и верную картину психики преступника… <…>
В «Преступлении и наказании» вообще есть много самобытных и выразительных типов. Чета Мармеладовых, Порфирий Петрович, Свидригайлов — всё это отличается оригинальностью и силою замысла, хотя и не всё разработано удовлетворительно… <…>
…Свидригайлов же — это один из самых заправских, самых любимых типов Достоевского; это ходячий психический калейдоскоп, в котором неожиданные и противоречивые черты характера выскакивают совсем готовыми на глаза читателя… <… > такое хаотическое сочетание возвышенного добра с гнуснейшею преступностью…» (Е. Л. Марков, «О романе «Преступление и наказание», 1879 г.)
В. Г. Короленко:
«Читали вы Достоевского? И поняли? Так как же вы не видите, что исповедь Мармеладова это именно такая вещь, после которой можно пойти и убить старуху. Когда совершаются такие вещи, когда перед глазами происходит такая несправедливость — Раскольников думает: нет, бог своими совершенными средствами делает не то, что нужно. Дай-ка я попробую достигнуть справедливости своими, несовершенными…»
(В. Г. Короленко, из «Записной тетради» 1889-1891 гг.)
И. Ф. Анненский:
«…есть и в творчестве этого романиста поворот; только это не каторга, а 1866 год, когда вышло в свет «Преступление и наказание». Как раз в этом романе впервые мысль Достоевского расправила крылья… <…>
Как роман «Преступление и наказание» по своей художественной стройности остался у своего автора непревзойденным. В нем есть настоящее единство, в нем есть не только сжатость, но и центр… <…>
Из романов Достоевского «Преступление и наказание», безусловно, и самый колоритный. Это — роман знойного запаха известки и олифы, но еще более это — роман безобразных, давящих комнат… <…>
Достоевскому было 45 лет, когда в 1866 г. он держал корректуру «Русского Вестника»… А все-таки произведение вышло совсем молодое, выстраданное, суровое… но молодое и свободное… <…> …широко и ярко нет-нет да и развернется мысль в «Преступлении и наказании». А потом: читайте «Карамазовых» — и самого Достоевского вы увидите разве мельком… <…>… все действие артистически сжато в несколько страшных июльских суток…» (И. Ф. Анненский, «Искусство мысли», 1909 г.)
Это была критика о романе «Преступление и наказание» Достоевского: отзывы современников о произведении.