Раскольников и старуха-процентщица (фильм 1969 г.) |
В романе «Преступление и наказание» важное место занимают сны главного героя Родиона Раскольникова. Они несут особый смысл и раскрывают эмоциональное состояние героя в тот или иной момент.
Сон Раскольникова о смеющейся старухи — один из самых эмоционально ярких и напряженных снов в романе. Этот эпизод можно найти в части 3 главе VI романа. Текст сна читайте здесь.
В этой статье представлен анализ сна Раскольникова о смеющейся старухе, значение и смысл этого сновидения по мнению известных критиков М. М. Бахтина («Проблемы поэтики Достоевского», 1972), К. В. Мочульского, а также комментарий литератора Г. Ф. Коган.
— Текст «Сна Раскольников о старухе»
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все статьи о старухе-процентщице
Сон Раскольникова об убийстве старухи — значение, смысл, анализ
Мнение М. М. Бахтина
По мнению Бахтина, сна Раскольникова о старухе отличается особой фантастичностью. В этом сне сочетаются вещи, которые несовместимы в реальности — убийство, смерть и смех:
«…это фантастическая логика сна, использованная Достоевским. <…> Эта логика сна и позволила здесь создать образ смеющейся убитой старухи, сочетать смех со смертью и убийством…» (М. М. Бахтин)
По мнению Бахтина, образ погибшей старухи, смеющейся над Раскольниковым, похож на образ старухи из «Пиковой дамы» Пушкина:
«Образ смеющейся старухи у Достоевского созвучен с пушкинским образом подмигивающей в гробу старухи графини и подмигивающей пиковой дамы на карте… <…> у Пушкина — безумие, у Достоевского — бредовый сон …» (М. М. Бахтин)
Важно отметить, что в этом сне над Раскольниковым смеется не только покойная старуха, но и толпа. Этот сон отражает главный страх Раскольникова — страх быть разоблаченным. В реальной жизни молодой человек очень боится разоблачения и всенародного осмеяния. Он боится, что люди будут стоять вокруг него, показывать пальцем и смеяться над его «странным» преступлением (об этом страхе Раскольников рассказывает Соне Мармеладовой перед явкой с повинной):
«В сне Раскольникова смеется не только убитая старуха (во сне, правда, ее убить оказывается невозможным), но смеются люди где-то там, в спальне, и смеются все слышнее и слышнее. Далее появляется толпа, множество людей и на лестнице и внизу, по отношению к этой толпе, идущей снизу, он находится на верху лестницы. Перед нами образ развенчивающего всенародного осмеяния на площади карнавального короля-самозванца…» (М. М. Бахтин)
Позже, прямо перед явкой с повинной, Раскольников все-таки идет на улицу и встает на колени перед толпой на перекрестке (как ему и советовала Соня). Он делает то, чего так сильно боялся и о чем бредил во сне:
«… Площадь — это символ всенародности и в конце романа Раскольников, перед тем как идти с повинною в полицейскую контору, приходит на площадь и отдает земной поклон народу. …» (М. М. Бахтин)
Мнение К. В. Мочульского
К. В. Мочульский в своей книге «Достоевский. Жизнь и творчество», 1947, отмечает, что в этом сне жертва, старуха-процентщица, откровенно смеется над своим убийцей:
«Кризис завершается страшным сном. Раскольников ударяет старуху топором по темени, а она наклоняет голову и «заливается тихим, неслышным смехом». Жертва смеется над убийцей: она жива. Он ударяет вновь и вновь; она смеется сильнее…» (К. В. Мочульский)
По мнению Мочульского, убитая старуха является Раскольникову во сне как живая, потому что она бессмертна в его воспоминаниях. Старуха — это память о грехе Раскольникова. Молодой человек видит сон о старухе не случайно. Женщина физически умерла, но по-прежнему живет в его мыслях:
«Ее нельзя убить: она — бессмертна. Еще так недавно Раскольников насмешливо прощался с ней навсегда: «Довольно, матушка, пора и на покой!», и вот все люди вокруг него, как мертвецы, а мертвая — жива. От живых он себя отрезал, «как будто ножницами», а с ней ему не расстаться: навеки соединены… кровью…» (К. В. Мочульский)
Мнение Г. Ф. Коган
По мнению Г. Ф. Коган, сон Раскольникова имеет нечто общее не только с пушкинской «Пиковой дамы», но также и со сном героя повести Виктора Гюго «Последний день приговоренного к смерти». Эта повесть была любима Достоевским и волновала его в период создания «Преступления и наказания». Также сон Раскольникова перекликается с эпизодом из поэмы «Сон Евгения Арама» Томаса Гуда. Эта поэма тоже была знакома Достоевскому. Судя по всему, Федор Михайлович почерпнул вдохновение в этих трех произведениях, создавая свой «Сон Раскольникова о старухе»:
«Образ смеющейся старухи в сне Раскольникова созвучен пушкинским образам подмигивающей Германну в гробу старухи графини, а также карточной пиковой дамы. Сон Раскольникова в известной мере близок и сну героя «Последнего дня приговоренного к смерти» В. Гюго, произведения, любимого Достоевским и волновавшего его в период работы над «Преступлением и наказанием». Достоевскому была знакома и поэма английского поэта Т. Гуда «Сон Евгения Арама» (…), где рисуется сон убийцы и непреодолимая сила, влекущая его к месту совершенного им преступления.»
(Коган Г. В, комментарии к роману «Преступление и наказание»,»Собрание сочинений Достоевского в 15 томах», 1989, том 5)
Подводя итог, можно сказать, что сон Раскольникова о старухе отражает глубинные страхи героя: его страх разоблачения и осмеяния. Смеющаяся старуха-процентщица во сне является ему как напоминание о страшном грехе.
— Текст сна Раскольников о старухе— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все статьи о старухе-процентщице