Собакевич. Художник М. Далькевич |
Господин Собакевич — один из наиболее ярких персонажей знаменитой поэмы «Мертвые души» Гоголя.
Внешность помещика Собакевича является важной деталью в его образе. В трех словах внешность Собакевича можно описать так: «медведь», «исполин», «богатырь».
Ниже представлено описание внешности Собакевича в поэме «Мертвые души«: портрет героя в цитатах, описание лица, фигуры, одежды героя.
— Все материалы о Собакевиче
— Все материалы по поэме «Мертвые души»
Внешность Собакевича в поэме «Мертвые души»
Помещик Собакевич это мужчина в возрасте 40-50 лет. Собакевича называют «медведем» за его богатырскую внешность и крупную фигуру:
«… медведь! совершенный медведь! Нужно же такое странное сближение: его даже звали Михайлом Семеновичем…»
«… он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя…»
«… скорее железо могло простудиться и кашлять, чем этот на диво сформованный помещик…»
«… Эк наградил-то тебя Бог! вот уж точно, как говорят, неладно скроен, да крепко сшит!…»
Лицо Собакевича настолько широкое и круглое, что напоминает тыкву:
«… круглое, широкое, как молдаванские тыквы…»
Черты лица Собакевича грубы, как будто «сделаны топором»:
«… Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке.
Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубила со своего плеча: хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: «Живет!»
Такой же самый крепкий и на диво стаченный образ был у Собакевича: держал он его более вниз, чем вверх, шеей не ворочал вовсе и в силу такого неповорота редко глядел на того, с которым говорил, но всегда или на угол печки, или на дверь…»
Спина Собакевича так широка, что похожа на спину лошади:
«… Как взглянул он на его спину, широкую, как у вятских приземистых лошадей…»
Иногда неуклюжий Собакевич все-таки проявляет ловкость — как обученный ручной медведь:
«… [Собакевич] усадил его [Чичикова] в кресла с некоторою даже ловкостию, как такой медведь, который уже побывал в руках, умеет и перевертываться, и делать разные штуки …»
У Собакевича огромные, «исполинские» ноги, напоминающие тумбы:
«… ноги его, походившие на чугунные тумбы, которые ставят на тротуарах…»
«… шаркнувши ногою, обутою в сапог такого исполинского размера, которому вряд ли где можно найти отвечающую ногу, особливо в нынешнее время, когда и на Руси начинают выводиться богатыри…»
Походка Собакевича напоминает походку косолапого, неуклюжего медведя:
«…ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги…»
Собакевич. Художник П. Боклевский |
У неуклюжего Собакевича есть привычка наступать всем на ноги:
«… несколько неуклюжим на взгляд Собакевичем, который с первого раза ему наступил на ногу, сказавши: «Прошу прощения»…»
«… Зная привычку его наступать на ноги […] казалось, сам чувствовал за собою этот грех и тот же час спросил: «Не побеспокоил ли я вас?»…»
«… сказал Собакевич, не выпуская его руки и наступив ему на ногу…»
Даже одежда у Собакевича тоже медвежьего цвета. Это еще раз только подчеркивает его «медвежью внешность»:
«… Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны,..»
«… Собакевич […] стал виден со всех сторон с длинными своими рукавами…»
«… ногою, обутою в сапог…»
Это было описание внешности Собакевича в поэме «Мертвые души»: портрет в цитатах, описание лица, фигуры, одежды героя.
Все материалы о Собакевиче
Все материалы по поэме «Мертвые души»