«Ноздрев налег на вина». Художник А. Лаптев |
Помещик Ноздрев является одним из самых ярких персонажей знаменитой поэмы «Мертвые души» Н. Гоголя.
Усадьба Ноздрева является важной деталью в образе этого персонажа.
В этой статье представлено цитатное описание усадьбы и хозяйства Ноздрева в поэме «Мертвые души» (имения, поместья, деревни героя).
— Все материалы о Ноздреве
— Все материалы по поэме «Мертвые души»
Имение и хозяйство Ноздрева в поэме «Мертвые души»
В усадьбе Ноздрева есть поля, пруд, мастерские, конюшни и т.д. Однако неизвестно, как выглядят крестьянские избы, господский дом и другие постройки в его усадьбе.
У Ноздрева есть приказчик, который занимается всеми хозяйственными делами. Сам Ноздрев не вникает в детали, а только ругает своего приказчика:
«… я к тебе сейчас приду. Нужно только ругнуть подлеца приказчика…»
Когда к Ноздреву приезжает Чичиков. тот устраивает гостю экскурсию по имению. В первую очередь он показывает Чичикову главную достопримечательность имения — своих коней:
«… Ноздрев […] повел гостей осматривать все, что ни было у него на деревне, и в два часа с небольшим показал решительно все, так что ничего уж больше не осталось показывать…»
«… Прежде всего пошли они обсматривать конюшню, где видели двух кобыл, одну серую в яблоках, другую каурую, потом гнедого жеребца, на вид и неказистого, но за которого Ноздрев божился, что заплатил десять тысяч…»
«… Потом Ноздрев показал пустые стойла, где были прежде тоже хорошие лошади …»
«… Поверишь ли, что не только убухал четырех рысаков – всё спустил…» (Ноздрев проиграл своих коней-рысаков)
Кроме того, у Ноздрева есть еще одна гордость — волчонок, живущий на привязи:
«… Потом Ноздрев повел их глядеть волчонка, бывшего на привязи. «Вот волчонок! – сказал он. –Я его нарочно кормлю сырым мясом. Мне хочется, чтобы он был совершенным зверем!»…»
По словам Ноздрева, в его пруду якобы обитают огромные рыбы (что, конечно, неправда):
«… Пошли смотреть пруд, в котором, по словам Ноздрева, водилась рыба такой величины, что два человека с трудом вытаскивали штуку…»
«Ноздрев был среди их совершенно как отец среди семейства». Художник А. Лаптевпрп |
Собаки являются самой большой слабостью господина Ноздрева. У него в усадьбе живет множество собак самых разных пород и мастей:
«… повел их к выстроенному очень красиво маленькому домику, окруженному большим загороженным со всех сторон двором.
Вошедши на двор, увидели там всяких собак, и густопсовых, и чистопсовых, всех возможных цветов и мастей: муругих, черных с подпалинами, полвопегих, муруго-пегих, красно-пегих, черноухих, сероухих…»
Судя по всему, Ноздрев интересуется собаками гораздо больше, чем своими детьми:
Ноздрев был среди их совершенно как отец среди семейства; все они, тут же пустивши вверх хвосты, зовомые у собачеев правилами, полетели прямо навстречу гостям и стали с ними здороваться…»
В имении Ноздрева есть кузница и сломанная мельница:
«… Потом пошли осматривать водяную мельницу, где недоставало порхлицы*…» (*- гайка на верху мельничного жернова)
«… Немного прошедши, они увидели, точно, кузницу, осмотрели и кузницу…»
Показав Чичикову лошадей и собак, Ноздрев ведет гостя на свои поля. Судя по всему, это означает, что Ноздрев не считает нужным показывать гостю хозяйственные постройки (амбары с зерном или бочки с медом, если они есть). Вероятно, в этом смысле ему просто нечем похвастаться:
«… Ноздрев повел своих гостей полем, которое во многих местах состояло из кочек. Гости должны были пробираться между перелогами и взбороненными нивами. Чичиков начинал чувствовать усталость.
Во многих местах ноги их выдавливали под собою воду, до такой степени место было низко. Сначала они было береглись и переступали осторожно, но потом, увидя, что это ни к чему не служит, брели прямо, не разбирая, где большая, а где меньшая грязь…»
У Ноздрева в имении нет приличных дорог. Это также характеризует его как плохого хозяина:
«… Гости воротились тою же гадкою дорогою к дому…»
Это было описание усадьбы и хозяйства Ноздрева в поэме «Мертвые души», описание имения, поместья, деревни героя.
— Все материалы о Ноздреве
— Все материалы по поэме «Мертвые души»